Компендиум в Дота 2 выпускают уже на протяжении 11 лет, а его главная особенность заключается в том, что 25% от всех продаж добавляется к общему призовому фонду The International. При этом победители “Интернешнл” всегда за первое место получают 35–50% от всей суммы.
Крупные деньги, которые разыгрывали на TI, всегда была заслугой поклонников. Valve, в свою очередь, выступали в качестве посредника, который мотивировал игроков покупать его из-за косметических вещей. Кардинальные изменения произошли в 2023-м, когда компания решила больше не наполнять его скинами и арканами.
Как итог, сейчас в Dota 2 компендиум 2024 собирает денег меньше, чем в 2013, когда его впервые выпустили. Можно долго спорить, что конкретно послужило этому виной. Некоторые утверждают, что разработчики “переключились” на Deadlock, другие — соревновательную сцену “захватили шейхи” со своим Riyadh Masters и Esports World Cup. Мы же предлагаем вспомнить, каким был Compendium в начале своего развития и как его меняли в лучшую или худшую стороны.
- Каким он был на The International 2013?
- Первый компендиум Дота 2 в 2014 году
- Обзор компендиума Дота 2 c The International 15
- Новый компендиум Дота 2 в 2016 году
- В 2017 изменили стандартный компендиум Дота 2
- Что нового добавили в преддверии The International 18?
- Каким вышел компендиум Дота 2 в 2019?
- Компендиум 2021 в Дота 2
- Как его развивали последующие три года?
Каким он был на The International 2013?
В преддверии третьего “Инта” продавался по цене ₽299 ($9,99). Разработчики подошли к делу креативно: представили его в качестве интерактивной книги с разными наградами и голосованиями. Фанатов порадовали: “Матчем всех звёзд”, уникальным интерфейсом, насмешками, карточками, прогнозами и главное — сверхплановыми целями за каждые $100–200 тыс. (достичь удалось трёх из семи). Например, за набранные $2,6 млн долларов обладатели компендиума получили предмет качества “Immortal”.
Ещё создатели дали возможность улучшить курьера “Смявола” (он же Genuine Smeevil). Всё, что требовалось от пользователей — это смотреть матчи. В качестве награды открывались новые стили (сейчас со всеми открытыми цветами стоит от $170 = ₽15 422). Сегодня эту систему называют Twitch Drops, но Valve придумали её “до того, как это стало мейнстримом”.
Система строилась на боевых баллах, связанных с уровнем профиля. За каждый уровень пользователи гарантированно получали случайный скин. С хорошей удачей можно было даже получить аркану на Lina (Fiery Soul of the Slayer) с определенным шансом, как сейчас, в “Конфетном караване”.
Первый компендиум Дота 2 в 2014 году
Призовые на TI4 превысили прошлый в 8 раз (с $2,9 млн поднялись до практически 11$ млн). Резкий “скачок” произошел благодаря нововведениям: были добавлены сокровищницы, курьеры (Mini-Pudge с разными стилями), три варианта погодных эффектов для карты, набор музыки, другой стиль интерфейса, модели крипов, насмешка на Techies и кричалка “Уверенность в победе”.
Вместе с этим разработчики провели несколько голосований, результаты которого определяли: кто из героев получит новый предмет редкости “Arcana” (в нём победила Phantom Assassin), модельку и озвучку. Более того, были добавлены режимы, которых раньше никогда не было в игре: первый — “All Random Death Match”, второй — “Only Mid 1v1”. Саму прокачку компендиума немного упростили: дали возможность повышать уровень, выполняя задания, просматривая игры TI и верно предсказывая победы.
Обзор компендиума Дота 2 c The International 5
В 2015 денежный фонд “Инта” возрос до практически $18,4 млн. Авторы по-прежнему предлагали приобрести виртуальную книжку с предсказаниями и “косметикой”, но с массой изменений и новшеств. Например, на тот момент сразу “бросилось в глаза” изображение запланированных наград.
Среди новинок впервые был добавлен набор курсоров, эффекты телепортации, фонтаны Blink Dagger, Dagon и питомцы с дополнительным стилем (для Bristleback, Juggernaut, Legion Commander и многих других персонажей). Не говоря о пустынном ландшафте, эффектах погоды и 1-м комиксе, посвященному Axe с ранее неизвестными деталями лора.
Кроме этого, очередной раз упростили систему прокачки компендиума (очки начисляли за варды, серию убийств, купленные вещи, поверженного Рошана и т. д.), провели первый конкурс короткометражных роликов и очередное голосование за аркану, в котором на этот раз победителем оказался Zeus.
Новый компендиум Дота 2 в 2016 году
С этого момента разработчики начинают выпускать Battle Pass. В нём представили: три варианта сокровищниц Immortal Treasure, весенний ландшафт, улучшаемый вард с курьером и массу других знакомых наград (смайлики, курсоры, комментатора и многое другое).
Разработчики отошли от формата интерактивной книги и впервые представили “колесо Рилай” от Лины, где необходимо было ставить фишки, участвовать в сезонном рейтинге и боевом кубке. Даже появился 1-й прототип “катакомб” (на выбор перед игрой требовалось выбрать одну из трёх стезей), которые сегодня являются основополагающей составляющей “Павшей короны”.
В этот же год игроки познакомились с заклятиями, которые позволяли окрашивать реку. Однако в остальном авторы дорабатывали уже существующие элементы: предсказания, прогнозы, фэнтези-лигу и голосования. Единственное, что разочаровало поклонников на тот момент — отсутствие целей, связанных с набором суммы наградного фонда. К сожалению, в дальнейшем их так и не вернут.
В 2017 изменили стандартный компендиум Дота 2
Главной его новинкой стало кооперативное событие “Лихой омут” на четверых, которое послужило прототипом всех будущих подобных ивентов. В этом же году игра впервые получила: фразы с сезонными звуками для голосового чата (обычные и от кастеров), жетоны двойной ставки для рейтинга и вышла Arcana на Io, а в последующем голосовании победу одержал Pudge. Однако во всём остальном — это был вполне стандартный набор с измененным ландшафтом и сокровищницами.
Что нового добавили в преддверии The International 18?
В 2018-м купить компендиум Дота 2 всё ещё хотелось, поскольку разработчики продолжали “бодро” его наполнять косметическими предметами. Поклонникам именно перед этим “Интом” позволили друг друга “типать”, появились очередные катакомбы с эксклюзивными наградами, режим “Mutation Mode” и “Пещеры пустоши”. В последнем Valve начали заимствовать идеи из жанра “Королевской битвы” и пытаться внедрить их в MOBA, но эксперимент оказался неудачным.
Поклонникам было банально неинтересно играть в это. Особенно на фоне обновления, вышедшим вместе с Боевым пропуском, в котором добавили долгожданный ролевой поиск. По наполнению БП был ожидаемо приятным: с уникальным дизайном крипов, Immortal-предметами, уровнями, фразами, граффити, голосованием и т. д. Однако ничего кардинально нового в нём не было.
Каким вышел компендиум Дота 2 в 2019?
В этом году призовые снова “подскочили”: до $34 351 362 (на $9 млн больше, чем на прошлом турнире). Во многом на это повлиял Боевой пропуск, который был наполнен уникальными сетами: именно тогда вышел набор для Axe без топора, аркана на Earthshaker, молодой Invoker, комплект Majesty of the Colossus для Tiny и вернули колесо Рилай.
Из нововведений появились: экраны соперников, выбор лучшего игрока в конце каждого матча, “чёрный список”, групповой поиск, испытание тренера, функция взаимодействия с другими пользователями “Дай пять!” и живые башни (другой внешний вид для них). Вместе с этим вышел “свежий” режим под названием “Ярость Мо`рокай”: в нём у каждой команды было собственное чудовище, которое нужно было улучшать для уничтожения вражеской базы.
Компендиум 2021 в Дота 2
В 2020-м The International не проводили: 1 мая создатели сообщили, что переносят его на следующий сезон, но при этом сам БП решение никак не испортило. Наоборот, этот Battle Pass стал последним лучшим в истории Dota 2 по качеству и количеству наполнения. Поэтому удалось дойти до отметки в $40 миллионов, которые разыграли между участниками соревнования.
Он был призван улучшить взаимодействие внутри сообщества, поэтому ввели мини-игры во время паузы, появились разнообразные эффекты серии убийств, оригинальные сигналы и даже юбилейные награды для тех, кто дарил БП друзьям. Однако наибольший прирост дали вещи качества Arcana для Wraith King. Windranger и Queen of Pain. Помимо них, был добавлен знаменитый плюшевый Pudge и альтернативная женская версия Anti-Mage.
Как его развивали последующие три года?
После того как Team Spirit победили на десятом “Инте” и получили самые большие призовые, время “жирных” и переполненных контентом Battle Pass, завершилось. Да, в 2022 вышел новый Боевой пропуск, но фанаты были разочарованы, поскольку Valve выпустили его разделенным на две части и незавершенным: единственное, что вызвало интерес в сообществе, так это бесплатная раздача аркан, БП, подписки Dota Plus с последующей зимней “Лавкой конфет”.
Никаких нововведений на этот раз не предложили. Даже Arcana на Razor и Faceless Void понравились далеко не каждому: их много критиковали за внешность и анимации. Как итог, наградная сумма The International впервые с 2013 не поставила рекорд (было собрано почти $19 млн).
Позже, в июне 2023-го, авторы рассказали, что отменяют Battle Pass и возвращаются к формату компендиумов, но без косметических вещей. Можно сказать, что его развитие буквально остановилось, поскольку компендиум Дота 2 в 2024 ничем не отличается от прошлогоднего. Отсутствие скинов и других нововведений сильно отразилось на сумме денежных призов: если на TI12 ещё получилось набрать практически $3 500 000, то на тринадцатом “Инте” с трудом накопили $2,5 млн.
Последние два года компендиум не даёт ничего, кроме фэнтези-лиги, бинго и испытаний Оракула. Да, в нём есть наклейки киберспортсменов, профессиональных команд, эффекты и смайлики, но это далеко не то, за что БП покупали в массовом количестве.