Финал Студенческой лиги Сбера для редакции Esports.ru неожиданно превратился в точку сбора данных о том, какие фильмы и сериалы сейчас в тренде у молодёжи. В перерывах между матчами наш корреспондент выяснил, какие истории увлекают современных студентов и что их предпочтения могут нам “рассказать” о культурных изменениях последних лет.
Что мы узнали?
Для начала немного скажем о формате опроса. Мы разделили респондентов на две условные возрастные группы: студенты 18–20 лет (первые курсы бакалавриата) и 20–24 года (старшие курсы, магистратура или уже выпускники). Всего четыре года разницы, но даже с таким небольшим разрывом уже заметны различия. Разбираемся, как это работает — и почему восприятие контента может отличаться даже внутри одного поколения.
Студенты 18–20 лет

Среди студентов младшего возраста лидерами стали сериалы и фильмы с мощной эмоциональной подачей и дерзким юмором. Эта группа явно предпочитает живой, откровенный и зачастую провокационный контент, в котором важна не только сюжетная глубина, но и яркость подачи, эпатаж и прямолинейность.
Студенты 20–24 лет

Старшая группа демонстрирует более системный и вдумчивый подход к просмотру. В их списках преобладает контент, требующий большего погружения и активной вовлечённости при просмотре. Очевидно, у этой группы сформировалось восприятие, где сюжетные и эмоциональные нюансы имеют не меньшее значение, чем зрелищность и масштабность повествования.
Чем примечателен этот опрос?
Прежде всего, наш опрос — это не кабинетная аналитика с дотошным анкетированием тысяч респондентов. Мы не претендуем на репрезентативность в социологическом смысле, но именно за счёт неформальности опрос работает как своего рода культурный барометр. Наш корреспондент стремился собрать данные в непринуждённой обстановке, в которой у студентов не возникло бы желания впечатлить своими вкусами или намеренно назвать что-то “заумное” — люди просто называли то, что вызывает у них отклик.
Кроме того, оба списка по результатам опроса — не про новинки. Среди названного — немало тайтлов, которые вышли 5, 10, а то и 15 лет назад. Они продолжает жить, потому что выбор фильма или сериала для вечернего просмотра сегодня обусловлен не только анонсами громких премьер, но и рекомендациями киноблогеров, мемами или алгоритмами YouTube и TikTok. Так что сегодня представитель молодого поколения куда свободнее в выборе контента, который будет отражать его идентичность.
Сериалы вытесняют фильмы

Первое, что бросается в глаза при взгляде на оба списка, — абсолютное доминирование сериалов. Причём это не только “новая классика” по типу “Игры престолов” или “Пацанов”, но и тайтлы, которые редко можно встретить в топах кинокритиков или стриминговых сервисов вроде “Домов на деревьях”. Если раньше важным был поход в кинотеатр и переживание момента “здесь и сейчас”, то сейчас молодёжи больше интересно следить за долгой историей, которая способна развиваться месяцами и даже годами.
Главная причина — в привычке. Сериалы дают возможность эмоционально вовлекаться в жизнь любимых персонажей глубже и на более длительный срок: их можно смотреть фоном, растягивать на множество вечеров и обсуждать по ходу дела. Это может показаться странным, но когда ты студент, твоё время слишком ограниченно, чтобы каждый раз рисковать просмотром нового двухчасового фильма с непонятным тоном и антуражем. Более надёжным выбором становится сериал, с чьим сеттингом и историей ты уже познакомился из первой 40-минутной серии.
Кроме того, вокруг сериалов почти всегда образуется устойчивая фанбаза. Складывается ситуация с длинным диалогом между авторами (шоураннерами) и сообществом зрителей. Сериалы позволяют встроиться в обсуждение, быть “в теме”, даже если ты не профессиональный критик. Особенно это заметно по таким тайтлам, как “Пацаны”, “Острые козырьки” и “Аркейн” — о них говорят, делают мемы, а совокупный хронометраж разборов и обсуждений на YouTube порой превышает длительность самих сериалов. Чтобы добиться подобного эффекта с кино, студии и продюсеры должны превратить свой фильм в долгоиграющую франшизу по типу Marvel — до тех пор, пока она фактически и не превратится в такой же сериал.
И в заключение стоит отметить, что сериал проживать историю героев вместе с ними. Он требует привязанности и даёт возможность наблюдать за персонажами в развитии, видеть их трансформации — не за вечер, а за месяцы. Это особенно ценно молодого поколения, когда люди сами находятся на этапе становления.
Рекомендации по сериалам с яркой и продолжительной историей



- “Тьма” (Dark) — немецкий научно-фантастический сериал о временной петле, где один пропавший мальчик запускает цепь драматических катастроф. История становится всё сложнее с каждым эпизодом и держит интригу до самого конца;
- “Карточный домик” (House of Cards) — политический триллер, в котором главный герой ломает систему. Интенсивная драма о власти, цинизме и механизмах власти, где ставки поднимаются с каждым сезоном;
- “Вавилон-Берлин” (Babylon Berlin) — сериал о Веймарской республике в последние годы её существования: эпоха джаза, кабаре, политических заговоров и паранойи. Роскошная постановка, мрачная атмосфера и ощущение, что история буквально так и разворачивалась.
Студенты ностальгируют по сериалам 2000-х

Если внимательно приглядеться к спискам, становится очевидно: студенты в 2025 году всё чаще выбирают не новинки, а хиты уже проверенные временем. Причём не просто смотрят, а именно возвращаются — как будто ищут в них то, чего не хватает кино и сериалах наших дней.
“Сверхъестественное”, “Ходячие мертвецы”, “Волк с Уолл-стрит”, “Я — легенда” и фильмы о Гарри Поттере — все эти тайтлы вышли на экраны больше десяти лет назад. Некоторые были показаны до того, как нынешние первокурсники пошли в начальную школу. Но в 2025 году они снова вошли в обиход.
В первую очередь, это связано с доступностью просмотра. Раньше включить старый сериал было сложно: не было стримингов, а самое главное — зачастую не было желания заморачиваться с поиском. Сейчас — всё иначе. Даже если о “Ходячих мертвецах” или “Во все тяжкие” ты лишь мельком слышал от “старичков” с выпускных курсов, то предварительное погружение тебе уже заранее обеспечат короткие нарезки с ностальгическим вайбом в TikTok или на YouTube.
Старые сериалы и фильмы дают чувство предсказуемости. Они не требуют адаптации, все истории в них “уже случились”, успели закончиться, “уйти в народ” и воплотиться в сюжетах подражателей. Это безопасное пространство для погружения. Что особенно актуально в эпоху, когда реальность производства медиа-контента слишком непредсказуемая. Никогда не знаешь, будет ли твой любимый сериал продлён на следующий сезон и не завершиться ли многообещающая кинофраншиза на полуслове.
Рекомендации классики 2000-х, к которой можно вернуться



- “Остаться в живых” (Lost) — самолёт падает на загадочный остров, и дальше начинается выживание со сложной драмой о времени, вере и свободе воли. Один из первых сериалов, который сформировал культуру фанатских теорий;
- “Помни” (Memento) — нелинейный триллер о человеке с потерей кратковременной памяти, который расследует убийство жены. Фильм, который лучше смотреть как головоломку — с блокнотом в руке;
- “Идентификация Борна” (The Bourne Identity) — фильм, который переизобрёл жанр шпионского кино — с реализмом и паранойей. Отсюда началась новая волна боевиков более приземлённых по сравнению с “Бонадианой” и с минимальной болтовнёй.