Один из величайших игроков CS 1.6 и CS:GO, бывший капитан Natus Vincere и победитель мейджора по в составе Gambit Esports Даниил “Zeus” Тесленко дал редакции Esports.ru эксклюзивное интервью о создании своей академии по CS2, планах на будущую тренировочную базу и главных отличиях киберспорта сегодня от его первых лет на про-сцене.
История создания академии и мотивация
Как появилась идея создать собственную школу и курс по CS2? Что стало главной мотивацией?
Все произошло очень банально и просто. Мне много писали в течение года, может, даже нескольких лет. Иногда бывают такие настойчивые люди, которые шлют по 10, 20, 30, 50 сообщений подряд — не унимаются. Таких человек у меня накопилось около 15–20. Кто-то писал в Instagram*, кто-то нашел мой номер в Telegram, кто-то через TikTok, кто-то через знакомых выходил на меня.
И почти у всех были одни и те же вопросы: как не выгорать, почему не получается и после хорошего матча начинаешь играть хуже, как вернуть мотивацию, есть ли смысл начинать в определенном возрасте, на определенном рейтинге, и реально ли чего-то добиться. Даже когда мы уже запустили академию, проводили эфиры, стримы — эти же вопросы продолжали задавать. Это и подтолкнуло меня к созданию школы. Честно говоря, когда мы ее разрабатывали, у меня не было четкого понимания, что именно мы хотим сделать и каким должен быть продукт, который действительно сможет дать ребятам толчок — и в тренировочном процессе, и в формировании чемпионского мышления. Сейчас мы все еще работаем над ним. Команда и я пытаемся выстроить систему, которая действительно станет инструментом помощи и обучения. Мы записываем видео, проводим конференции, отвечаем на волнующие игроков вопросы. Это был первый триггер.
Второй — это опыт двухлетней давности, когда мы протестировали игроков, и большая часть из них сейчас играет в хороших командах. Некоторые — даже в топовых. Мы тогда просто нашли этих ребят благодаря системе тестов, хотя о них никто особо и не знал. Это тоже показало нам, что мы движемся в правильном направлении и можем сделать действительно интересную концепцию
Как ты выстраивал структуру курса? Был ли у тебя опыт преподавания или ты опирался больше на свой путь и ошибки?
Изначально мы не планировали делать это в виде курса, если честно. Просто выбранная нами платформа оказалась удобной для первого сезона. Но дальше мы, скорее всего, от нее откажемся и перейдем к другому формату. Пока не буду раскрывать все карты, но мы уже над этим работаем.
Сейчас это удобно тем, что можно быстро связаться со всеми участниками — их у нас около 3000 — отправить сообщение, открыть доступ и так далее. По сути, я даже не назвал бы это “курсом”. Просто так получилось: платформа, на которой размещают курсы другие блогеры, и мы воспринимаем это как курс. Но в действительности это больше про академию, обучение, наш первый сезон. Можно называть это как угодно

Одна из особенностей Zeus Academy — это бесплатный доступ. Почему ты решил сделать курс именно бесплатным?
Курс решили сделать бесплатным по нескольким причинам. Во-первых, потому что сами до конца не были уверены, насколько продукт будет эффективным и принесет ли он результат. Сейчас мы создаем сезонную структуру школы и параллельно развиваем клуб на FACEIT. Синхронизируем его с обучающей академией, чтобы ребята могли не только учиться, но и проявлять себя в игре.
Многие хотят показать, что уже круто играют, и заслуживают чего-то большего. Для этого мы делаем лигу, турниры, создаем хаб на FACEIT. Все это пока бесплатно, потому что у нас нет еще полностью выстроенной системы. Мы реально сейчас над ней работаем.
Плюс немногие готовы платить за неизвестный продукт. Особенно молодые ребята, у которых просто нет денег. Поэтому мы пошли по пути бесплатного доступа. Да, это затратная история. Мы тратим несколько тысяч долларов на команду. Хотя многие работают не за большие деньги, потому что в ином случае полноценная зарплатная структура стоила бы $10 000. У нас есть SEO, дизайнеры, специалисты по настройке серверов, академии и платформ.
Сравнение с другими проектами и роль личного участия
Планируешь ли ты в будущем привлекать других профессионалов к созданию новых модулей в Academy?
Да, я уже привлекал около десяти игроков. И саму программу обучения мне тоже помогают составлять ребята, которые сейчас активно играют в Counter-Strike. Я показывал программу Михаилу “Kane” Блахину, Даурену “AdreN” Кыстаубаеву, Рустему “Mou” Телепову, Абаю “Hobbit” Хесенову, другим ребятам. Спрашивал: корректируйте, давайте фидбек, говорите, что думаете.
Честно, 99% — все очень точно выверено, мы стараемся максимально. Но в некоторых моментах они вносят правки, что-то добавляют. Мы все с удовольствием принимаем — и критику, и хорошие отзывы. Мы все еще в процессе. Нам еще работать и работать. Это только начало. Думаю, к Новому году мы уже сможем более четко понять, что у нас получилось, и какой формат мы в итоге выстроим.
Ровно год назад твой бывший тиммейт, s1mple, запускал свою школу, но проект быстро закрылся. Почему, по-твоему, его инициатива не взлетела?
Я думаю, что Саня [прим. ред. Александр “s1mple” Костылев] не до конца понимал, во что он вписывается. У него был интерес и желание, но построить действительно качественный процесс — чтобы человек после обучения сказал: “Да, это было круто, я реально прокачался” — очень сложно. Мне кажется, Саша хотел создать курс с минимальным личным участием, возможно, записал несколько роликов, но без вовлечённости ключевой фигуры академия не будет полноценной.
Теория — это хорошо, но кто будет проводить тесты и отвечать на сложные вопросы? Только я сам с моим опытом и пониманием игры. Думаю, у s1mple было много заявок, но курс стоил недешево, и аудитория не до конца понимала, за что платит. Многие готовы платить просто потому, что это делает он, но большинству нужно было ясно видеть, что они получат, а этого было неочевидно.
Создание академии — сложный процесс, поэтому мы делаем всё бесплатно, чтобы выстроить качественный фундамент. Сейчас мы обсуждаем идею создания полноценной тренировочной базы — возможно, в Испании. Я ищу инвесторов, потому что такие базы — это будущее: команды и игроки смогут приезжать туда для полноценной подготовки. Если кто-то заинтересуется, с удовольствием обсудим детали.
Текущая про-сцена и уровень молодых игроков
Что ты думаешь о текущем уровне молодых игроков? Есть ли у кого-то шансы стать новой «звездой» уровня s1mple или ZywOo?
Мне нравится, как m0NESY проявил себя за последние годы. Сейчас у него новая команда и новый путь. Если он “выстрелит” в этом сезоне и наберёт обороты, у него есть шанс стать настоящей звездой уровня топовых игроков — не просто сильным, а тем, кто сможет долго оставаться на вершине. Он уже топовый и жёсткий, но именно закрепиться надолго — вот где его потенциал.
В целом сейчас много игроков, показывающих стабильный высокий уровень. Есть и команды, и индивидуальные исполнители, которые выделяются. Мы видели Donk, который хорошо сыграл на последнем мейджоре, но этого оказалось недостаточно для победы. Молодые игроки подтягиваются и играют уверенно, но пока сложно сказать, кто сможет достичь уровня легенд вроде s1mple или ZywOo.
Быть лучшим долго и стабильно — это большая задача, требующая определённых условий, в том числе сильной команды. Хотя s1mple умудрялся быть номером один даже в команде, которая была второй после Astralis. Он играл безумно и выигрывал турниры, несмотря на это. Но смогут ли новые игроки повторить такой путь — покажет время.

Сильно ли изменилась про-сцена за последние 5 лет? В чем ты видишь самые большие перемены — в стиле игры, мышлении игроков или подходе к тренировкам?
Больше всего изменился подход к тренировкам, но лично для меня КС остался почти таким же, как 5–6 лет назад, когда я ещё играл. Сейчас я не вижу кардинальных перемен, хотя многие молодые игроки считают, что игра сильно изменилась. Некоторые даже говорят, что они “старые” и ничего не понимают, но на самом деле основные принципы и игровые элементы остались прежними.
Что касается командного CS, то здесь тоже много осталось по-прежнему. Конечно, появились новые нюансы — изменённая механика стрельбы, новые приёмы, например, переброска гранат, раундовая система, экономика и смоки. Но в целом концепция игры осталась такой же, просто добавились свежие элементы, которые нужно наигрывать и использовать эффективно.
Ещё изменилась индустрия: стало больше денег, больше комьюнити, больше вовлеченности. Но для меня, как для человека, который прошёл путь от чемпионства мира до мейджора, сама суть игры осталась прежней. Это моё субъективное мнение, но основные ценности и дух КС не потерялись.
Обучение и развитие новичков
Насколько важно сейчас новичкам понимать основы теории, прежде чем идти в практику?
Если говорить честно, на начальном этапе практика важнее теории. Наверное, процентов 70–90 — это практика. Но как только ты выходишь на определенный уровень, там уже нужно подключать голову. И вот здесь появляется необходимость в теории и синхронизации.
Мы знаем много классных стрелков, но они либо эмоциональны, либо без стержня, либо играют глупо. И дальше никуда не идут. А есть игроки спокойные, собранные, хладнокровные — сразу вспоминается ropz. И ты понимаешь, что надо двигаться в этом направлении.
Без теории, без общего понимания игры и CS в целом, без развития личности — ты будешь прокачиваться гораздо медленнее. Это мой личный опыт
Какой совет ты бы дал молодым игрокам, которые мечтают попасть в тир-1 команду, но не знают, с чего начать?
Важно понимать, что путь в тир-1 — это долгосрочная история на 5, 10 или 15 лет. Нужно честно спросить себя, готов ли ты к этому пути, потому что он требует серьёзных жертв: времени, личной жизни, тусовок и веселья. Тебя ждут эмоциональные качели — поражения, дизмораль, сомнения в себе. Это нормально, но нужно быть готовым к такому испытанию, ведь это не спринт, а марафон.
Даже полностью погрузившись в тренировочный процесс, успех не гарантирован — ты получаешь лишь шанс. Мы учим своих учеников в академии развиваться не только как игроки, но и как личности, ведь ментальная устойчивость очень важна. Без неё сложно выдержать давление и нагрузки профессионального киберспорта.
Киберспорт — это тяжелая, часто изматывающая работа. В отличие от физического спорта, где есть разрядка и эмоции на поле, здесь ты часами сидишь за компьютером, что сильно влияет на мозг и психику. Потому жизненно необходимы отдых, свежий воздух и правильный режим.
Идеальный вариант — появление полноценных академий с расписанием и режимом, как в футболе. Такой комплексный подход поможет молодым игрокам быстрее развиваться и укреплять не только навыки, но и психологическую устойчивость — без этого далеко не уйдёшь
Личные размышления и планы на будущее
Ты прошел длинный путь от чемпиона мейджора до наставника. Что для тебя лично значит быть “успешным в CS” сегодня?
Быть успешным в CS сегодня? Честно говоря, не знаю. Мне в целом тяжело точно ответить на этот вопрос. Наверное, успех — вещь относительная. Да, ты можешь быть чемпионом, но важнее то, есть ли у тебя цель, к которой ты идешь. Для любого игрока — будь то новичок или ветеран — успехом можно считать достижение поставленных задач. Несмотря на сложности, ты к ним приходишь, и это уже победа.
Неважно, поставил ты себе цель попасть на тесты к Зевсу или выиграть чемпионат мира. Даже если цель кажется небольшой, но ты к ней дошел — это уже успех. Ты поднялся на ступеньку выше, стал сильнее, продуктивнее. Ты развился, добился своего.
Жизнь — это бесконечная гонка. Я помню, как мы с NAVI в 2010 году построили свою эру — полтора года мы были лучшей командой мира. Держать такой уровень всегда тяжело, тогда и сейчас. Конкуренция огромная, и ты постоянно под давлением. Да, ты выигрываешь чемпионат мира — ты успешный каэсер. Но потом выигрываешь еще три, и вроде как уже суперуспешный. А дальше что? Все продолжается.
Мир не стоит на месте. Сегодня ты выигрываешь, а через полгода о тебе могут забыть. Кто сейчас вспомнит, кто победил на мейджоре два года назад? Я лично помню, кто выиграл последний и предпоследний. Все летит очень быстро. Поэтому, на мой взгляд, успех — это когда человек чувствует, что он на своем месте, развивается, понимает, зачем он делает то, что делает. Тогда он успешен — и как человек, и как игрок.
Если ты стал чемпионом мира — отлично. Но чтобы оставаться успешным, нужно удержаться, не остановиться. Иначе твой успех окажется мимолетным. Или ты, например, добился 3000–4000 Elo — хорошо. Но и здесь нужно развиваться, иначе снова останешься позади
Скучаешь ли ты по соревновательной сцене? Бывает ли желание вернуться хотя бы на шоу-турниры или в роли тренера?
Безусловно, скучаю. Недавно был в Америке, участвовал в подкастах, общался с ребятами. Готов присоединиться к какому-нибудь проекту, если найдутся люди, которые захотят открыть свою организацию и у них будут хорошие ресурсы.
Я уже создавал свою организацию, вкладывал в нее серьезные деньги. У меня есть успешные кейсы — и по продаже игроков, и по обучению. Но сейчас, чтобы собрать реально конкурентоспособную команду, нужно от 3 до 5 миллионов долларов и выше. Заходить с “копейками” — нет смысла. Просто стать тренером в случайной команде я не хочу. Я бы, скорее, хотел быть соучредителем организации, понимать, ради чего я это делаю, иметь достойную зарплату и перспективы.
Могу применить свои знания в построении системы подготовки, обучения, медиа — все это мне интересно. Возможно, как ассистент-коуч, а не главный тренер. Главный — это фулл-тайм работа, я к этому не готов. То, чем я сейчас занимаюсь, мне нравится больше.
А так, ностальгия, конечно, есть. Особенно, когда смотришь мажоры, четвертьфиналы. Видишь ошибки, которые легко исправить. Видишь скилловых игроков, которые не справляются. И иногда прям хочется пойти, сесть, все изменить, собрать команду и начать снова работать. Такое желание иногда просыпается. Но потом я себя успокаиваю: “Наблюдай, смотри, кайфуй”.
Когда был в Китае, смотрел мажор после долгого перерыва — мурашки были, ностальгия. Плюс еще шоу-матч сыграли — эмоции нахлынули. Сейчас спокойнее. Рад, что киберспорт развивается, рад, что я был и остаюсь его частью. Я кайфую от всего происходящего.
Надеюсь, вам было интересно. Спасибо большое, хорошего дня, присоединяйтесь к нам в наш клуб. Всех ждем. До встречи!
* — Компания Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook, запрещены и признаны экстремистскими на территории РФ.
Напомним, бывший капитан Natus Vincere в начале мая этого года объявил о запуске собственной академии по CS2, целью которой станет подготовка молодых игроков и помощь им в выходе на профессиональную сцену. Проект включает тренировки с опытными наставниками, участие в онлайн- и офлайн-турнирах, а также образовательную программу по киберспорту.