Broken Arrow — амбициозная тактическая RTS от российской студии Steel Balalaika наконец добралась до релиза. В отличие от большинства представителей жанра, посвященных сражениям прошлых столетий, эта игра выделяется сеттингом современной войны XXI века. Вдобавок разработчики создали проект, в котором реалии нынешнего театра боевых действий вполне удачно ложатся на глубоко проработанный геймплей. В этом материале мы расскажем, как игроки и критики оценили Broken Arrow — и есть ли шанс стать лучшей RTS этого года.
Новый взгляд на классику варгеймов

Разработчики Broken Arrow явно черпали вдохновение у законодателей жанра по типу WARNO, Regiments и World in Conflict. Однако игра не ограничивается переносом устоявшихся механик в современность. Большинство похожих стратегий погружают игроков в события Второй мировой или Холодной войны. Кор-геймплей в них сосредоточен на микроконтроле юнитов и их взаимодействии в рамках крупного боевого соединения.
Тем временем события Broken Arrow разворачиваются в рамках вымышленного конфликта между Россией и США на территории стран Балтии. Войны в XXI веке предполагают широкий спектр узкоспециализированных вооружений под конкретную боевую задачу, так что игровой процесс здесь нацелен скорее на создание армии “под себя” — кастомизации каждой боевой единицы.
Стелс-истребители и боевые дроны, танки с реактивной защитой, бомбы и ракеты с лазерным и радиолокационным наведением, новейшее стрелковое оружие — это лишь малая часть того, с чем вам предстоит столкнуться и к чему придётся приспосабливаться
Нуно Маркес, Strategy and Wargaming
Реализм, который лучше любого баланса

В Broken Arrow нет фиксированных дивизий, как в WARNO. Вместо этого игрок собирает армию вручную, по шестимодульной системе: пехота, бронетехника, вертолёты, авиация, логистика и спецподразделения. Каждый модуль можно детально настроить — от состава отряда до подвески на истребителе. Игрок не просто выбирает условный танк M1 Abrams, а “кастомизирует” его для своих нужд. При этом игра не позволит кому-либо “зарашить” противника сверхмощной бронетехникой, так как более сильные юниты требуют больше очков для введения в бой.
Что важно:
- Юниты не бессмертны. Даже самый крутой танк можно легко подбить из засады;
- Артиллерия требует наводки от разведчиков. Без дронов и наблюдателей игрок просто стреляет в никуда;
- Авиация не решает бой — без прикрытия со стороны ПВО ударные вертолёты станут легкой добычей;
- Каждое сражение напоминает тактическую схватку, а не бой стенка-на-стенку.
Но есть и минусы. Иногда бои ощущаются слишком “медленными”. Особенно в PvE-режиме: ИИ-противник может занять опорные точки, и начинается долгая позиционная война, где игрок вынужден воевать за каждый метр. Без поддержки артиллерии и точного тайминга — пойти на пролом не получиться.
Относительно низкий порог вхождения

Тот, кто раньше не увлекался варгеймами, может быть напуган или по крайней мере озадачен первоначальной сложностью Broken Arrow. Однако на фоне прочих представителей жанра порог вхождения у игры намного ниже. Игра требует значительного времени и усилий, чтобы полностью понять все её механики и нюансы, но чтобы с удовольствием погрузиться в её геймплей совершенно необязательно быть с детства фанатом шоу по типу “Оружие будущего” от Discovery. Разработчики позаботились о том, чтобы игрокам было легче освоиться, а управление было интуитивно понятным.
С самого начала меня приятно удивило, насколько удобно управлять войсками в Broken Arrow. Юниты молниеносно реагируют на команды — будь то атака или отступление, даже когда я в панике щёлкаю мышкой, пытаясь вырваться из засады
Леана Хафер, IGN
В рамках одиночной компании игрока познакомят со всеми особенностями каждого рода войск и подготовят к настоящей битве, которая начнётся в мультиплеере, где игроки смогут проверить свои тактические навыки против реальных противников. Для этого предусмотрены соревновательные матчи на 19 картах, основанных на реальной местности. Режим игры прост: каждый матч длится 45 минут и состоит из трёх 15-минутных раундов, где задача — захватить как можно больше целей или уничтожить максимум вражеских юнитов. В конце матча подсчитываются очки, чтобы определить победителя.
Детализированная графика с плохой оптимизацией

Broken Arrow разрабатывалась на Unity, и при это выглядит вполне достойно. В сравнении с другими тактическими RTS, которые рассчитаны на умеренной использование ресурсов ПК, графика здесь более проработанная. Но следует отметить, что для оптимальной производительности, в частности стабильных 60 кадров в секунду при высоких настройках графики, может потребоваться достаточно мощная сборка.
Юниты в игре отличаются высоким уровнем детализации, вплоть до отображения мелких повреждений на броне. Анимации для техники и пехоты выполнены качественно. Эффекты взрывов и дыма выглядят реалистично, однако они являются наиболее ресурсоёмкими элементами графики. Если ваша система способна их эффективно обрабатывать, они будут выглядеть впечатляюще; в противном случае их качество может диссонировать с общей детализацией.
Карты, хотя и не демонстрируют широкого разнообразия ландшафтов (что объясняется стремлением к реализму и фокусировкой на восточноевропейском сеттинге), компенсируют это своим размером и плотностью наполнения. Множество зданий, деревьев и других объектов создают детализированное окружение. Кроме того, эти карты могут быть модифицированы с помощью редактора сценариев, что позволяет игрокам адаптировать их под свои нужды.
Итоги: плюсы и минусы
Подводя итоги, можно сказать, что у Broken Arrow действительно есть шанс забрать титул лучшей RTS этого года. Разумеется, конкуренция в жанре сегодня не то чтобы очень высокая — стратегии в реальном времени находятся в состоянии глубокого застоя, а новые игры в большинстве своём стараются выехать на пресловутой ностальгии. Но тем Broken Arrow и примечательна. Она — “глоток свежего воздуха” для целого направления игр.
Плюсы:
- Уникальный и детализированный сеттинг современной войны;
- Глубокая система настройки армии и юнитов;
- Масштабная одиночная кампания;
- Удобный редактор сценариев с интеграцией Мастерской Steam.
Минусы:
- Плохая оптимизация;
- Явный перекос в сторону бронетехники в ущерб пехотным подразделениям.
После релиза Broken Arrow в расширенном доступе её рейтинг в Steam закрепился на отметке в 73%. Некоторые недостатки игры в этом материале были опущены, поскольку они имели сиюминутный характер. Большая часть жалоб касалась проблем с подключением к серверам игры (что впоследствии было исправлено разработчиками), а также ограниченного набора режимов в мультиплеере, но этот момент был исправлен на второй день с момента раннего релиза.