В сети появились первые обзоры нового хоррора от третьего лица с элементами механик выживания — Cronos: The New Dawn от студии Bloober Team. После успеха Silent Hill 2 Remake, в которой авторы переосмыслили оригинальную игру в пользу более современного геймплея с новыми механиками, команда решила показать, что может работать и над собственными пугающими вселенными. Удалось ли разработчикам зацепить игроков, или усилия были напрасны — раскрываем мнения критиков и обзорщиков.
🔮Погружаясь в неизвестное
“Кронос” встречает игрока полным непониманием происходящего. Вокруг жестокий, разодранный на куски мир, в котором нет места ничему живому. Физика и природа отказались подчиняться привычным законам. Главный герой, чья личность скрыта завесой тайны, неизменно путешествует в скафандре, который одновременно напоминает о первых играх серии BioShock и франшизе Dead Space. Закрытая, отчуждённая от мира, Путешественница должна собрать осколки прошлого для неизвестных покровителей с таинственными целями.
Всё что остаётся, это следовать инструкциям, отвечая на каждый приказ монотонным подчинением, что заменят эмоцию холодной расчётливостью. В последствии нарратив раскроет причины происходящего и личностные качества героя, но первостепенная задача Кроноса — дать ощутить себя чужаком в чужом мире
Джейд Кинг, TheGamer
Разрушенный мир представляет собой солидную территорию для исследований. Среди руин и полчищ чудовищ необходимо найти временные разрывы, через которые можно ненадолго отправиться в прошлое в поисках нужной личности, связанной с поразившей Землю катастрофой. Получается эдакий обратный Сайлент Хилл — из “родного” разрушенного мира игрок отправляется в ещё целый, похожий на человеческий. Витающие в воздухе обломки сменяются аккуратными коридорами, улицами и лестничными пролётами в советской эстетике.


В прошлом игрок исследует польский город в период 80-х, который страдает от неизвестного вируса. Те, кто им заражаются, со временем превращаются в жутких мясных чудовищ, жаждущих распространить заразу на каждый организм и поверхность. Поэтому, хоть мир ещё напоминает человеческий, он уже наполнен следами паразита, который в “настоящем” уничтожил цивилизацию.
Хоть нам и потребовалось время, чтобы проникнуться атмосферой игры — сложно не оценить потрясающую работу с визуалом. Если бы “Кронос” получал оценки только за дизайн, то это было бы 10 из 10. Тесный и удушающий мир наполнен архитектурой в стиле брутализма, феноменальным освещением, пугающим дизайном чудовищ и крайне детализированным окружением
Аарон Бейн, Push Square
💀О монстрах и людях
Чудовища и сражения с ними в Cronos: The New Dawn — тема, которая вызвала определённое количество споров среди критиков. Первое, на что стоит обратить внимание — это отсутствие уровня сложности. Вся игра была тщательно сбалансирована под определённый игровой опыт, чтобы создать именно ту атмосферу, которую хотелось разработчикам. И они решили склониться в сторону умеренного хардкора, где каждый патрон на счету, и в драке вполне реально могут закончиться боеприпасы.


У монстров нет большого разнообразия именно с геймплейной точки зрения, но каждая драка полна тактических дилемм. Во-первых, у самого игрока есть возможность усилить выстрел, зарядив его перед тем, как спустить курок. Это долгий процесс, который не позволяет полноценно двигаться, из-за чего приходится аккуратно рассчитывать тайминги, чтобы усилия того стоили. Во-вторых, монстры в “Кроносе” могут использовать тела павших товарищей, чтобы приклеить их к себе ради дополнительной мясной брони и усиленной атаки. Победить несколько склеившихся чудовищ будет почти невозможной задачей, поэтому затягивать любое сражение — не в интересах игрока. Как и оставлять тварей без присмотра.
Во время встреч с адскими тварями есть ощущение, что путь никогда не хватит. В распоряжении игрока ограниченный инвентарь в мире, где боеприпасы встречаются редко. Нельзя заранее понять, когда лучше драться, а когда бежать. Нет возможности сказать, сколько именно монстров вылезет в процессе боя. И это одна из фишек, которые делают Cronos: The New Dawn столь чистым сурвайвал-хоррором
Крис Уайт, Loot Level Chill
Однако боевая система смогла впечатлить далеко не всех. По мнению некоторых обзорщиков, столь методичный геймплей быстро приедается, превращаясь в рутину. Со временем привыкаешь к монстрам, которые редко балуют разнообразием вида и функционала. Другая фишка “Кроноса” с манипуляцией пространством становится главным инструментом для устранения любой опасности. Призвать взрыв из прошлого, поиграть с гравитацией — сначала это кажется чем-то свежим и интригующим, но в конце концов так же становится частью рутины.
Если драки в том же Dead Space были динамичными, а добротный арсенал оружия приятно дополняли способности стазиса и телекинеза, то в Cronos сражения крайне монотонны
Тристан Огильви, IGN
Впрочем, даже в таком мире есть место человеческим отношениям. Встреченные героиней ключевые фигуры болтливы, имеют свой характер и переживания. В беседах с ними даже холодная и расчётливая путешественница в скафандре, которая общается обрывками фраз и техническими терминами, кажется человечнее. Такие моменты служат приятными перерывами в драках с чудовищами, а также придают контекст происходящему.
Сюжет в “Кроносе” не про искупление. Путешественники знают многое об ошибках, что привели человечество к трагедии. У Героини есть чёткая цель, которой она следует не смотря ни на что. Хотя в игре и есть моменты, когда можно проявить эмпатию, представленные ситуации настолько мрачные, что даже самые жестокие опции могут показаться проявлением милосердия
Варун Карунакар, Gaming Bolt
♻️Впрочем, ничего нового
Даже те, кому Cronos: The New Dawn пришлась по душе своим харкдором, мрачным сюжетом и мясистым боди-хоррором признают, что в первую очередь это — смесь множества классических игр в жанре survival horror. Безопасность игрока обеспечивается безопасными комнатами, как в Resident Evil. Стилистика главного героя и драки с чудовищами напоминают Dead Space. Общая загадочность мира и его разделение на несколько вселенных отсылают к Silent Hill. Общее безумие и эстетика битвы капитализма с коммунизмом объединяют Atomic Heart и BioShock.


Те несколько уникальных механик, что пытаются разнообразить этот набор хоженых троп, едва ли помогают избавиться от ощущения, что всё это уже видели:
За 14-16 часов геймплея, в Cronos бывали моменты просадки в динамике, что совершенно не хочется видеть в игре, которая должна держать тебя на краю сидения большую часть времени. В конечном счёте, из-за сравнений с такими играми как Dead Space и планкой, заданной успехом Silent Hill 2, ожидания от “Кроноса” были высокими, и они себя не оправдали
Кейтлин Питерсон, ScreenRant
С другой стороны, сложно спорить с тем фактом, что сейчас подобные игры стали редкостью. Серия Dead Space безнадёжно увязла в бюрократическом аду. Сделать что-то похожее не смогли даже оригинальные разработчики, занимавшиеся The Callisto Protocol. Новых BioShock, Evil Within и других подобных игр в обозримом будущем тоже не предвидится. Silent Hill пал жертвой консольных ограничений. Сравнительно неплохо чувствует себя серия Resident Evil, но одной игрой раз в два-три года “сыт не будешь”. Поэтому качественно собранный Cronos оказался для многих глотком свежего воздуха.
Никакие проблемы не помешали мне насладиться сеттингом, путешествиями во времени, хоррором и просто весёлым геймплеем. Заряжать пушку, пока зомби несётся на тебя придаёт адреналина. Музыка, когда она появлялась, была великолепной. И Путешественница, со своим костюмом и шлемом, а также общая эстетика вышли невероятно запоминающимися. Думаю, мне просто хотелось полюбить игру чуть больше, чем вышло в конечном счёте
Тоби Андерсен, Finger Guns
⚖️Кратко — плюсы и минусы Cronos: The New Dawn
Cronos: The New Dawn от Bloober Team вышла добротным, запоминающимся хоррором, который глобально не предлагает ничего нового, но качественно обращается с уже хорошо знакомым материалом. Тем, кто изголодался по классическим ужастикам с элементами выживания, проект — настоящий подарок. У него есть свои недостатки и элементы, которые можно сделать лучше. Но для студии, которая до Silent Hill 2 Remake была известна провальными релизами и технической поддержкой сторонних проектов, это всё равно невероятный успех. “Блуберы” показали, что они могут расти, и их следующий проект вполне может оказаться тем самым хитом, который станет культовой классикой.
Плюсы:
- Запоминающийся мир, полный уникальной атмосферы и качественной работы над визуалом;
- Хорошо сбалансированная система ресурсов, которая вынуждает игрока ценить каждую находку;
- Добротная оптимизация, соответствующая заявленным системным требованиям;
- Объединение механик и геймплейных фишек из других игр жанра — качественное и мало надоедает.
Минусы:
- Вторичность всего происходящего на экране — от геймплея до элементов сюжета;
- Боевая система может быстро надоесть;
- Головоломки настолько прямолинейны, что про них почти никто не вспоминает;
- Катсцены бывают слишком хаотичными, что временами мешает сосредоточиться на происходящих событиях.