Долгих три года мы не видели Даурена “AdreN” Кыстаубаева на про-сцене. Он ушёл с роли игрока, что однозначно расстроило многих, ведь для большинства бывший игрок Gambit является легендой CS нашего региона. Однако, он не стал медиа-лицом, как это сделали другие после окончания карьеры, а вернулся с новыми силами в другой роли. В начале 2025 года Даурен создал собственную организацию Team NOVAQ, где также занял место за спинами игроков в качество главного тренера. И в этом интервью вы узнаете, как AdreN переживал закат карьеры игрока и начинал новый этап в жизни.
Насколько тяжело тебе было заканчивать карьеру киберспортсмена?
Было не столько тяжело, сколько странно и непонятно. Я испытал своего рода послеигровую депрессию и находился в ней более полугода. Ходил к психологу полтора года. Она мне сказала, что у нее было много спортсменов, которые также не могли найти себя после окончания карьеры. К счастью, что я вылез из этого состояния, получилось со всем справиться
Ты очень много уделял времени контенту, когда ушел из команды. Действительно хотел этим заниматься или просто искал себя?
Можно сказать и то и то. Я искал себя, но с другой стороны я всегда хотел попробовать поработать в медиа, проявить себя в этой сфере — нравится мне это дело. Однако смотря большие турниры, видя, как играют и выступают мои бывшие тиммейты: драйв, сцена, все это постоянно на меня влияло. Мне хотелось вернуться в большую игру. Будучи контент-креатором ты находишься в стороне от всего этого, а я желал принимать прямое участие. Плюс было бы обидно, если мой 20-ти летний опыт игры в CS пропал. Я чувствовал, что должен поделиться им
Как ты пришёл к созданию Team NOVAQ?
Мысль о создании собственной команды долго меня не покидала. Я понимал, что стать тренером являлось логичным продолжением моей карьеры. Думал об этом, но не хотелось идти в тир-2 коллективы, а в тир-1 меня бы никогда не взяли из-за отсутствия опыта. Отсюда родилась идея создать свою организацию. Раздумывал около четырех месяцев. Было страшно, но если страшно, значит надо делать

Расскажи о трёх главных сложностях в создании команды.
Первая сложность — это найти хороших людей. Речь не про игроков, а про стафф. В любой организации всегда нужны те, кто сделают всю работу вне сервера, у нас таких пять или шесть человек.
Вторая сложность — это подобрать нужный коллектив. Ребята в команде должны быть не просто сильными индивидуально, но и подходить друг к другу по менталитету и энергетике.
Третья — это, конечно же, финансы. Для того чтобы построить большую организацию как NAVI или Vitality, нужно много денег
Брал ли ты у кого-то советы по созданию организации?
Да, я ко многим обращался. Писал groove и Zeus, с которым мы много общались. Так же с друзьями, которые ведут бизнесы в других сферах. Было очень много проделано работы за четыре месяца. И только после этого я понял, что действительно готов. Я никогда не брезговал обращаться к людям за советами. Думаю, что в этом нет ничего плохого — это же просто советы, и следовать им или нет уже сугубо твое решение
Как проходил отбор в состав Team NOVAQ?
Мне нужны были те, кто уже что-то выигрывали. Не важно что — главное, с духом побед, которые чувствуют в себе уверенность. И как раз были ребята, которые играли в Казахстане. Их было пятеро уже тогда, но мне нужен был сильный и опытный капитан, имеющий опыт на большой сцене и может научить других тир-1 CS. Нам идеально подошел neaLaN. Мы с ним поговорили и собрался состав. Четыре молодых игрока из Казахстана, которые выигрывали почти все турниры внутри региона на протяжении двух лет, и neaLaN, выступавший за GamerLegion и Evil Geniuses
Почему у Санжара “neaLaN” Ишкакова не получилось в прошлых командах?
Я думаю, что в прошлых его командах основная проблема была в понимании CS. У Санжара есть все навыки хорошего капитана и лидера. Однако там, где он играл, у него не совпадало виденье игры с остальными. Ему было сложно донести свои мысли. Возможно, что его даже не поддерживали тиммейты и тренер. Для того, чтобы команда хорошо выступала, ростер должен стать тандемом, а игроки мыслить одинаково, иметь одинаковые ценности в игре. Мне кажется, что в EG и GL такого не было
В Team NOVAQ ты сейчас тренер. Тяжело ли дался переход на новую роль?
Думал, что будет намного сложнее, но в процессе понял, что я тот же игрок, который хочет выигрывать. И сейчас для меня самое важное, что ребята дают мне мотивацию и работают не покладая рук. Игроки меня слушают, понимают, принимают какие-то действия, если что-то не получается. Благодаря этому прогресс идет быстрее. И мне, как тренеру, становится намного приятнее работать, так как ребята ответственно подходят к тому, что мы делаем. Все идет хорошо

Опиши обычный тренировочный день команды на буткемпе.
На буткемпе все очень просто. Во-первых, в самом начале необходимо составить расписание, которого вы будете придерживаться все время, начиная от подъема до отбоя. За ребятами надо следить, чтобы все проснулись и легли вовремя.
Во-вторых, надо проверять, что ребята тренируют стрельбу и делают это эффективно.
Третье — это теория. Разобрать то, над чем мы будем сегодня работать и как это делать. Проговорить и обсудить все вещи, чтобы потом применить знания в игре.
Потом идет тренировка. В это время я записываю всё, что делают игроки, себе в тетрадку. Я стараюсь их не трогать во время пракков, но после матчей делаю разбор и объясню ошибки. После пракков и разборов у ребят задача тренироваться индивидуально, чаще всего это FACEIT. Я в это время смотрю 5-10 демок и ищу, что я могу добавить в наш плейстайл, фишки, которые подходят именно нам. Весь процесс занимает примерно 12 часов, и так каждый день
Сейчас Team NOVAQ — единственная команда из Казахстана. В чем причина этого?
Я думаю, что это из-за проблем со спонсорами и интернетом — слишком большой пинг. Также очень мало турниров, которые проходили бы в Казахстане. Молодым игрокам не за что бороться, негде черпать мотивацию. У нас спонсоры очень боятся киберспорта и не доверяют ему. Они пока еще не готовы вкладывать деньги, отправлять ребят на буткемпы и развивать команды. Если так посмотреть, то Казахстан, Узбекистан и вся Центральная Азия не подпадают ни под какую квалификацию. Если играть в Европе с пингом 100, то в в Азии он будет 150. Приходится ехать куда-то. А чтобы сделать это необходимо собирать деньги, а их никто не дает, замкнутый круг. Ребята сидят и пропускают все ивенты
Недавно был скандал с командой HOTU из-за того, что их не допустили играть в азиатском регионе. Что думаешь по этому поводу?
В HOTU игроки из России и Якутии, так что здесь тоже можно понять ребят из Азии. Но, с другой стороны, а где HOTU вообще играть? Они не могут играть в Европе. У них хороший пинг на Азии, так почему бы и нет? Здесь обе стороны в какой-то степени правы. Что касается Казахстана, то сначала сказали, что мы будем играть в Азии. Однако потом резко все изменилось, и сказали что нет, все-таки Казахстан в Европе. И тут у меня вопрос такой возник к организаторам турниров: с каких пор Казахстан вообще Европой считается? Я думал как решить данную проблему после этой новости. Хочу сейчас собрать единомышленников, людей, кто связан с этим: из Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана. Напишем письмо всем организаторам и попросим дать нам какую-то квалификацию для Центральной Азии, поскольку нам негде играть. Возможно, это сработает
В киберспорте сейчас по-разному выстраивают работу: где-то главным является тренер, а где-то ключевые решения принимают сами игроки. Какая система, на твой взгляд, работает эффективнее — и почему?
Здесь нужно соблюдать баланс. Игроки, конечно, превыше всего. Хочется, чтобы каждый из них развивал в себе индивидуальность, и если ты держишь их в ежовых рукавицах, им тяжело проявлять себя. Тренер должен быть строгим, но гибким. Необходимо давать игрокам свободу, позволять им делать, что они любят и кайфовать от этого, но при этом фиксировать и разбирать все ошибки.
Моя задача — направлять состав и добиться того, чтобы большую часть задач они делали правильно. Я хочу учить их думать обширнее. Поэтому здесь без баланса никак не обойтись. Конечно, нужно иногда и держать дисциплину: где-то надавить и грубость сказать, но при этом нельзя просто брать и забивать на игроков, чтобы они сами там как-то росли
На кого из тренеров ориентируешься и есть ли такие?
Честно говоря, в киберспорте нет тренеров, на которых я бы ориентировался и смотрел, потому что не знаю всю внутреннюю кухню команд: как они работают, что делают. Мы можем видеть успехи ростеров и хвалить игроков, но возможно там большую работу делает тренер. Те же Vitality, у них есть XTQZZZ. ApEX рассказывал, что он делает большую работу, но проверить мы это не можем.
Если говорить про мировых тренеров из большого спорта, то я всегда смотрел на Фергюсона, Бобби Боумана и Джона Кавану, который тренировал Макгрегора. Их книги читал. Я изучаю то, как они реагировали на разные вещи, как влияли на игроков вне спортивной сферы, как давали им мотивацию, настраивали на победы и делали так, чтобы люди выжали максимум своих сил. Вот за этими великими тренерами я и наблюдаю. Если бы не они, их подопечные не стали чемпионами
В Астане пройдет турнир от PGL. Многое ли этот ивент даст для казахстанского региона?
У меня большие надежды на этот турнир, что все-таки спонсоры увидят масштаб и поверят в киберспорт наравне с большим спортом. Киберспортсмены в Казахстане способны побеждать несмотря ни на что. Если будет поддержка и люди поверят в CS, то у нас появится очень много турниров и игроков. Я очень надеюсь на это
Два снайпера из Казахстана не так давно перешли в топовые коллективы. В чем их “феномен”?
В какой-то период у нас в Казахстане вообще не было снайперов. Я искал, но даже не на кого было посмотреть. Сейчас, наоборот, в переизбытке. Думаю, что это связано больше с про-сценой. Мы можем видеть тенденцию, что топ-5 игроков занимают в основном снайперы. И когда молодые игроки видят зрелищные матчи, хайлайты с AWP, они начинают хотеть быть как ZywOo, s1mple или m0NESY. Они все равняются на них, поэтому так и происходит

Кого бы из молодых игроков Казахстана ты можешь сейчас выделить?
Выделил бы molodoy из FURIA. У него все карты на руках и то, что он проявит себя индивидуально — это 100%. Когда такой великий игрок как FalleN отдает тебе свою роль — это говорит о многом. В него очень все верят и отдают огромное уважение. Однако насчет командных результатов FURIA я не уверен. Не думаю, что у них получится доминировать также, как это делают Vitality, хоть и надежды на неплохие результаты после усиления состава имеются
Почему FURIA решили изменить ростер?
Я думаю, что прошлая пятерка FURIA просто себя изжила, а игроки потерялись. При поиске замен организация осознала необходимость перехода на интернациональный состав. В Европе и СНГ сейчас очень много талантов, но в Бразилии такого нет
Каким тренером ты себя видишь через три года?
Хороший вопрос. Думаю, что вижу себя таким же, какой я сейчас. Вряд ли как-то кардинально изменюсь. Конечно, хочется стать тир-1 тренером, который настраивает молодых, но я не собираюсь меняться. Мне надо просто улучшаться и добирать опыт. Я еще начинающий тренер, молодой, если можно так сказать, и у меня много времени впереди. Я всегда целеустремлен и думаю, что моя карьера игрока поможет найти в себе силы стать отличным тренером
Можно стать тренером не имея опыта про-игрока?
Для меня это всегда было большим вопросом. Я редко видел хороших тренеров, которые никогда не играли, даже в большом спорте. Кто-нибудь видел тренера, который бы действительно помог игрокам вырасти, не имея за собой особого опыта выступления на про-сцене? Только если это будет какой-то гений, выстраивающий тактически новую мету для своей команды, о которой никто не знает. Но таких единицы. Если ты сам не играл на турнирах, не выступал на тир-1 и у тебя мало ELO на FACEIT, то чему ты можешь научить про-игрока, который отыграл десятки ивентов?
Кто из нынешних игроков мог бы в будущем стать хорошим тренером?
Какие-то ники назвать не могу, потому что все зависит от желания игрока и его подкованности. Если ты пассивный игрок, который средненько отыгрывает и плохо справляешься со своей ролью, то такому тренерская карьера особо не светит. Однако, если игрок не очень хорош индивидуально, но при этом понимает макро игру и знает досконально тактическую составляющую, тогда ему прямая дорога в тренерство, как это было с B1ad3.
Мне брат как-то сказал, что великими тренерами становятся те, кто всегда занимал вторые места на турнирах. И действительно есть такая тенденция. Просто бывает такое, что игрок видит многое, но он не может из-за каких-то своих личных качеств, индивидуальных особенностей или других моментов, выигрывать ивенты. Однако в голове-то у него все правильно сложено, и вот эти люди как раз и становятся хорошими тренерами
Почему Даниил “Zeus” Тесленко не стал тренером, как думаешь?
У него и так насыщенная жизнь. Он сначала много играл, потом отдыхал долгое время. Вряд ли ему хочется возвращаться в эту канитель, где ты должен по 12 часов снова тренироваться с игроками. Я думаю, что у Дани сейчас другие приоритеты. Однако когда-нибудь он точно вернется. Очень хочу, чтобы он стал тренером, поднял команду молодых игроков и вывел их на топ уровень. Я искренне верю, что у него всё получится
Кого бы ты назвал своим лучшим тиммейтом за всё время?
Я бы назвал весь чемпионский состав Gambit. Все-таки мне тяжело выделить кого-то лично. Это лучшие тиммейты с кем я когда-либо играл. Если брать индивидуально лучшего, то NiKo — это мой самый сильный тиммейт. Он подкован во всех сферах, может дать колл как капитан, дать энтри, разыграть клатч. NiKo — феноменальный человек

Какой совет по CS2 можешь дать молодым игрокам?
Я бы посоветовал просто играть и показать результат здесь и сейчас, не смотря ни на что. Я видел, что молодые киберспортсмены часто требуют себе самые лучшие условия, хотя за спиной у них ничего нет. У таких всегда есть какие-то отмазки: буткемп не тот, компьютеры не те и все такое. В наше время мы играли просто потому, что мы любили это.
Любите CS и играйте в CS. Не становитесь избалованными. Игрокам из Казахстана я советую посещать все турниры, которые есть. Даже если вы уверены, что проиграете, помните — это тоже опыт. Нужно всегда приходить и играть, когда есть такая возможность. Даже если вы потерпели поражение с разгромным счётом — ничего страшного. В свое время я, когда выступал на первом турнире, проиграл 0-16 и не жаловался. Я понимал, что слаб, но я потренируюсь и стану сильнее — это меня мотивировало каждый день
Как думаешь, кто выиграет мейджор в Остине?
Даю 30%, что это будут Vitality. Первыми кандидатами, кто может скинуть их с трона, я считаю Falcons. Они сейчас ближе всех по уровню к команде ZywOo. Они же даже выиграли у них на Inferno и были в полушаге от чемпионства в Мельбурне. Мне кажется, что на мейджоре Vitality вылетят от какого-нибудь аутсайдера, тёмной лошадки из топ-10. Те, в кого сейчас никто не верит, но которые усердно тренируются и будут готовы к Остину на 100%
Что думаешь об Александре “s1mple” Костылеве в FaZe Clan?
Круто, мне нравится это изменение. Broky давно уже не отыгрывал на должном уровне. Этого и не хватало последнее время FaZe — сильного снайпера, такого как s1mple. Я надеюсь, Саша отдохнул и переосмыслил все. Если у него не будет проблем с мотивацией — он сможет вернуться. Я верю, что он усилит состав FaZe и станет ключевым игроком для них в матчах перед публикой
Думаешь, что он перезагрузился? Мы не видели его два года кроме пары игр за Team Falcons, где команде мало что удалось сделать.
Я думаю, что за такое время нельзя не перезагрузиться. Особенно когда ты сидишь дома и видишь, как играют другие ребята, а сам все пропускаешь. Я был в такой ситуации, и благодаря этому многое переосмысливаешь. Саня не глупый парень, и я думаю, что он всегда найдет путь на вершину
Если бы тебя пришел оффер от FaZe Clan, принял?
Зависело бы от зарплаты [смеется]. Но на самом деле, конечно, нет. Я бы сейчас не хотел играть. Иногда бывает следишь за игроками и появляется желание вернуться и быть на сервере, хочется самому поиграть, но потом ты заходишь на FACEIT и спустя 1-2 катки вновь понимаешь, что это уже не твое. Уже нет желания тренироваться по 14 часов
Интервью было взято на BetBoom LanDaLan #2, где Team NOVAQ заняли 5-6 место. Ивент проходил с 5 по 8 мая в LAN формате в Москве, Россия. Участие принимало восемь команд, а общий призовой фонд составлял $50 000.