Разработчики “диаблоида” Last Epoch 17 апреля выпустили крупное обновление Season 2 Tombs of the Erased. Второй сезон предложил игрокам расширенный эндгейм с новыми механиками и функциями. В игру добавили новую фракцию Woven, от лица которой внесли изменения в игровой мир, серьёзно расширили систему крафта, добавили новый тип врагов, улучшили данжи, поменяли классы и навыки, прислушавшись к отзывам игроков, и исправили множество багов.
- Реакция сообщества
- Новая фракция — “Ткачи” (Woven)
- Новые локации — Гробницы и Кладбища “Стёртых”
- Haven of Silk — место, где обитают Ткачи
- Woven Echoes и новый эндгеймовый крафт
- Новый тип врагов — чемпионы
- Обновления в Монолитах
- Обновления в Подземельях
- Изменения в классах и навыках
- Sentinel
- Rogue
- Acolyte
- Mage
- Primalist
- Прочие изменения
Реакция сообщества
Обновление Last Epoch вышло в удачное время — спустя две недели после крупного патча 0.2.0 в Path of Exile 2. Тот патч сильно изменил мету PoE 2, привычные билды перестали работать и большинству игроков пришлось начинать сначала. Некоторые из игроков решили начать сначала в совсем другой игре. Вернулись в Last Epoch и те, кто приобрёл игру на релизе в феврале 2024 года — и онлайн подскочил с двух-трёх тысяч до 150 тыс. одновременных пользователей, согласно данным сайта steamdb.

Несмотря на проблемы с серверами и вылетами, игроки хвалят Last Epoch за быстрый и приятный геймплей, ощущение быстрой прогрессии, “лопающихся” монстров и обилие интересного лута. В отзывах в Steam отдельно отмечают хорошую сюжетную кампанию, бесплатную смену специализаций и навыков и редкую сегодня для жанра ARPG возможность играть в оффлайне.
Некоторые игроки подмечают, что во Втором Сезоне игру можно считать вышедшей из “раннего доступа” (на релизе она была довольно сырой), хотя многие жалуются на плохую совместимость с геймпадом. Не всем также пришлась по вкусу графика и дизайн персонажей.
Новая фракция — «Ткачи» (Woven)
Культ “Сплетённых” поклоняется титану “Ткачихе” (Weaver), которая желает создать новый мир, избавленный от недостатков. Её влияние широко распространилось по Монолиту Судьбы и многочисленным временным линиям, породив новые испытания — и новые возможности для обретения силы.

Новые локации — Гробницы и Кладбища «Стертых»
На карте Эхо теперь появляются процедурно сгенерированные зоны и данжи — “Гробницы Стёртых” (Tomb of the Erased) и “Кладбища Стёртых” (Cemeteries of the Erased). Там можно встретить новых монстров из фракции Woven, особые награды и уникального босса.
Гробницы могут появляться в любом Эхо, кроме Quest Echoes и Arena Echoes:
- Понять, что в Эхо есть гробница можно по коконам, разбросанным по зоне;
- При разрушении кокона заточённые в нём души вселяются в ближайших врагов, и те получают бонус к здоровью, урону и новые способности;
- Из одержимых после гибели падают Memory Amber, новая валюта фракции Ткачей;
- Иногда из кокона также вылупляется новый редкий монстр Incubated Silk, с теми же наградами;
- Коконы встречаются заодно и в самих Гробницах, и на Кладбищах.
После победы над боссом в конце гробницы или кладбища, игрок получит доступ к Woven Enchanter, столу зачарования, на котором можно улучшить один из идолов класса. Идол получит случайный аффикс, и будет накапливать Weaver’s Touch при использовании, который, в свою очередь, можно будет потратить, чтобы увеличить силу этого аффикса или добавить новый.

Haven of Silk — место, где обитают Ткачи
После первого прохождения Кладбища Стёртых появится персонаж по имени Masque, который перенесёт игрока в “Гавань Шёлка” (Haven of Silk) и предложит ему присоединиться к фракции Ткачей. За сражения с Woven монстрами и трату Memory Amber игрок будет зарабатывать репутацию фракции, которая разблокирует новые “Эхо Ткачей” (Woven Echoes) для покупки. Прохождение этих Эхо, в свою очередь, даст очки для “Древа Ткачихи” (Weaver Tree), которые позволяют влиять на Монолит Судьбы — механика, похожая на Атлас из PoE 2.


Узлы на Древе Ткачихи позволят улучшать арены до супер-арен, увеличат шанс дропа предметов того типа, который вы вставите в узел, увеличат дроп Memory Amber или золота, и многое другое.
Woven Echoes и новый эндгеймовый крафт
Во втором сезоне в Last Epoch добавили 36 новых тематических Эхо, Woven Echoes. Некоторые из них содержат новых боссов, таких как Draal Queen или Ignixiros the Antipode Dragon. В других же будут усиленные для эндгейма версии существующих боссов и минибоссов.
Прохождение Woven Echoes, помимо очков для Weaver Tree, даст следующие награды:
- Новые опции для эндгеймового крафта, такие, как:
- Крафт сетовых предметов;
- Переброс Legendary Potential на легендарных и уникальных предметах;
- Замена одного атрибута (Силы, Интеллекта, Ловкости, Гармонии) на другой;
- Переброс значения модификатора уникального или сетового предмета (за жертву другого предмета соответствующей силы);
- Замена префикса на экспериментальный;
- Обмен трёх Woven Echoes на один другой, случайный;
- Добавление нового Void Nemesis в список энкаунтеров;
- Гарантированные дропы уников;
- Снаряжения для класса.
Экспериментальный крафт
Крафт, который меняет префикс на перчатках, сапогах или поясе на “Экспериментальный” (Experimental) аффикс, теперь происходит только с помощью Thaumaturgy Device, который находится в Rune Prison Complex.
- Работает только с предметами, у которых есть два префикса и ещё нет Experimental аффикса;
- Шанс получить аффикс высокого ранга зависит от ранга префиксов — чем выше, тем лучше;
- Максимальный ранг аффикса — 5;
- Прошлые способы получения Experimental аффиксов — Glyph of Insight и Rune of Research — удалены из игры.
Новые материалы для крафта — Rune of Havoc, Rune of Redemption и Rune of Weaving
- Rune of Havoc меняет местами ранги на всех аффиксах предмета;
- Rune of Redemption меняет аффиксы 6 и 7 ранга (Exalted) на другие, не меняя сам ранг;
- Rune of Weaving конвертирует случайное количество накопленных на предмете свойств Weaver’s Will и Weaver’s Touch в дополнительные ранги или новые аффиксы, как если бы вы убивали врагов с этим предметом в экипировке.
Изменения в Eternity Cache
- В Temporal Sanctum 2 ранга и выше теперь можно выбрать один аффикс со своего Exalted предмета, чтобы гарантировать его появление на легендарном предмете в Eternity Cache;
- Добавлен шанс критического успеха, когда уникальный предмет получает больше аффиксов, чем ему положено по легендарному потенциалу.
Новый тип врагов — чемпионы

Чемпионы — подкласс редких противников, с уникальными именами и сильными способностями. В обновлении Season 2 Tombs of the Erased в Last Epoch добавили 20 новых чемпионов.
- Чемпионы созданы на основе уже существующих в игре монстров;
- Они крупнее других врагов и имеют оранжевую подсветку, чтобы отличать их от врагов-не чемпионов;
- У каждого Чемпиона есть три случайных модификатора, префикс и суффикс, как у других редких врагов, а также новый модификатор Чемпиона, который дает ему дополнительную способность;
- Чемпионы могут появляться в Кампании, Подземельях и Монолите, но только в зонах 6-го уровня и выше;
- После своей гибели чемпион всегда дропает предмет с запечатанным аффиксом, зависящим от типа чемпиона;
- Эти предметы всегда редкие (Rare) или возвышенные (Exalted);
- С небольшим шансом с чемпиона так же падает улучшенный лут, например, кучка уникальных предметов;
- Как энкаунтеры с чемпионами, так и их награда могут быть модифицированы с помощью Weaver Tree.
Обновления в Монолитах
Монолиты получили новые задания — убить определённое количество чемпионов или изгнанных магов, активировать алтари и открывать ларцы, пока не попадёшь в засаду, а также:
- Стабилизировать Эхо. По всей зоне будут открываться нестабильные разломы, и нужно находить их и уничтожать врагов, которых они наспавнили, прежде чем закрыть. Завершение этого задания даёт дополнительную стабильность Временной Линии для всех игроков в зоне;
- Найти предмет в коконе. Нужно убивать врагов, пока из них не выпадет предмет со свойством Cocooned. Выполнение этого задания наградит неопознанным уникальным предметом. Его опознание даст случайный подходящий по базе уникальный предмет с более высокими уровнями Legendary Potential и Weaver’s Will, чем обычно. Эксклюзивные предметы, которые падают с боссов и в других подобных специфических случаях, в коконе не роллятся.
Кроме того, внесли изменения в общий баланс:
- Неусиленные Временные Линии (Non-Empowered Timelines) теперь делятся между всеми персонажами с общим сундуком. Таким образом, если один персонаж уже добрался до Усиленных Временных Линий, другой персонаж тоже получит к ним доступ, завершив всего лишь одну обычную 90-го уровня;
- Shade of Orobyss теперь скейлится с уровнем зоны. Чтобы это компенсировать, “Тень” теперь имеет на 42% меньше здоровья и наносит на 20% меньше урона по базе;
- Эхо Арены (Arena Echo) стали быстрее и выдают более ценные награды;
- Изменения в Шпилях (Spire). Теперь в заданиях со Шпилями каждый шпиль будет спавнить Защитника Шпиля — специального минибосса, которого нужно победить, прежде чем получить возможность наносить урон самому Шпилю;
- Улучшение механик смерти. Теперь при гибели в Эхо все предметы на земле в небольшом радиусе вокруг тела переносятся в Echo of a World вместе с игроком.
Также увеличены награды за выполнение квестов Временных Линий, задания в Эхо больше не перебрасываются при повторном прохождении, улучшена графика, исправлены баги и эксплоиты.
Обновления в Подземельях
Теперь на входе в Подземелья используются новые предметы, Key Charms. Они бывают двух типов — Portal Charms и Scale Charms.
- Portal Charms используются, чтобы сразу перенести всю группу к боссу, применив все модификаторы, как если бы вы зачистили данж;
- Scale Charms же сильно увеличивают спавн Loot Lizards, ящерок, из которых сыпется огромное количество ценностей, как из Алчных Гоблинов в Diablo.
Scale Charm нельзя купить, только выбить с монстров, но Portal Charm можно выменять у торговца ключами с Чёрного Рынка в Maj’elka Upper District, выменяв один за три ключа. Ключи теперь тоже стали полезнее — трата ключа теперь позволяет зареспавниться прямо в Подземелье, неподалёку от места гибели. При игре группой трата одного ключа воскресит всех игроков. А чтобы ожидать полной гибели партии было веселее, на экран смерти добавили кнопку “Наблюдать”.
Изменения в классах и навыках
Все классы получили многочисленные изменения и улучшения, как правило, усиливающие их, исправляющие баги и делающие игру более приятной. Многие навыки были переработаны с учётом отзывов игроков о том, как им хотелось бы их улучшить, и были добавлены новые сильные пассивки. Общие изменения:
“Недуги” (Ailments)
- Базовый урон Time Rot теперь составляет 60 (было 55);
- Time Rot, Doom и Abyssal Decay теперь используют другие правила для замены, когда на пораженнённом существе их настакалось максимальное количество. Они будут обновлены только в том случае, если вновь примененное состояние нанесет больше урона, чем оставшийся урон текущего применения этого недуга.
“Уклонение” (Evade)
- Способности мгновенного применения можно использовать немедленно во время уклонения;
- Игрок может использовать способности после окончания эффекта оглушения, если был оглушен во время уклонения;
- Движение и уворот стали более плавными при игре онлайн и с высоким количеством кадров в секунду.

Sentinel
Forgeguard Passive Tree
Добавили новый узел Forgemaster’s Might, позволяющий экипировать щит вместе с двуручным оружием. При этом вы и ваши приспешники наносите на 20% меньше урона и имеете на 10% меньше скорости атаки и каста.
Paladin Passive Tree
В древе пассивных навыков Паладина были усилены многие показатели — блок, сопротивление, реген здоровья, урон от критических ударов и пробивания защиты стихиями. Также снизилась стоимость многих ключевых узлов, и были добавлены новые.
- Faith Armor – +8% брони (было +5%) и +2% регенерации здоровья за очко аттюна;
- Heavenfire теперь зовётся Heaven’s Bulwark и даёт 30% сопротивляемости к урону от критов (новый пороговый бонус);
- Covenant of Light/Protection/Dominion — новые мощные узлы, усиливающие Holy Aura, броню и урон;
- Ещё один новый узел Judgement of the Storm, дающий по 5% к шансу шока, электризации и резисту от молнии за очко, и усиливающий DoT молниями за пороговый бонус.
Void Knight Passive Tree
Рыцарь Пустоты тоже усилен. Он получил улучшенные показатели урона, брони, здоровья и похищения жизни. Его синергия с Time Rot так же сильно возросла, как и способности к контролю.
- Abyssal Fluctuation — новый пятиочковый узел, дающий 4% защиты от void-урона и переводящий 10% полученного элементального урона в void за очко;
- Mortal Cleave — ещё один новый узел на пять очков, дающий +1% шанс крита за очко. При достижении порога в 4 очка, даёт баф Mortal Cleave за атаку по противникам с низким количеством здоровья. Этот баф увеличивает урон на 10% на 8 секунд.
Rogue
“Рога” в первую очередь получила новый навык за 30 очков развития Marksman’a — Heartseeker. Этот навык выпускает стрелу, которая автоматически ищет цель, поражает её и может рикошетить (Recurve), атакуя цель снова, с шансом 100% (но каждый следующий рикошет имеет шанс ×0.8). Если цель погибает, стрела ищет новую.
Этот навык улучшается многочисленными узлами на древе, которые увеличивают урон, шанс рикошета, добавляют стихийные эффекты и игнорируют уворот цели.
Помимо прочего, Rogue получила хорошее увеличение урона к навыкам Acid Flask и Shurikens.
Acolyte
Патч принёс “Аколиту” более эффективное потребление маны, особенно для приспешников Некроманта, исправлены многие визуальные и механические баги. У Warlock’a сильный баф получили навыки Bone Curse и Chthonic Fissure.
Снижение требований по мане для навыков призыва:
- Summon Skeleton — с 15 до 9;
- Summon Bone Golem — с 60 до 35;
- Summon Skeletal Mage — с 27 до 21;
- Volatile Zombie — с 16 до 13.
Также усиление получили вспомогательные умения (Subskills) Blood Tether, Shade Eruption и Flame Whip, получив серьёзный баф к урону.
Mage
Практически все стихийные заклинания Мага стали сильнее, но самый большой баф получила Чёрная Дыра (Black Hole):
- Урон увеличен в 2 раза: 600% эффективности в секунду (было 300%);
- Singularity теперь даёт +100% урона (было +50%);
- Rifts – +30% к скорости восстановления кулдауна (было 20%).
Также были снижены требования по мане к некоторым навыкам (в первую очередь, для билдов Sorcerer’а), и исправлены критические баги с Телепортом.
Primalist
Primalist — единственный класс, который получил в этом патче прямой нерф. Улучшение Master of the Totem для навык Upheaval теперь не стакается бесконечно (и не даёт бесконечный рост урона). Также ослабили Землетрясение (Earthquake):
- Теперь оно наносит 600% базового урона вместо 700%;
- Улучшение Shatterquake даёт +15% урона по замороженным (было +40%);
- Unabating усиливает урон и длительность Aftershocks на 15% за очко (было 25%).
В остальном, Primalist получил такие же сильные бафы, как и все остальные, самыми значимыми из которых являются улучшения призывных животных:
- Summon Sabertooth — новые узлы, дающие тигру 4% шанс призвать при атаке Ancestral Sabertooth, и увеличивающие урон этого саммона на 20%;
- Summon Bear — медведь получил 57% к скорости атаки и +1 к урону за каждые 3 силы игрока.
Прочие изменения

Среди наиболее важных изменений, привнесённых в Last Epoch с патчем 1.2 Season 2 Tombs of the Erased:
- 28 новых уникальных предметов;
- 18 новых монстров, 5 минибоссов и 5 боссов;
- Редкие враги стали сильнее, но и лут с них “вкуснее”;
- Игроки получают на 15% меньше урона со временем, а эффекты от Осквернения действуют на DoT вполовину менее эффективно. Так, если написано, что “Враги наносят на 60% больше урона”, это значит, что их эффекты, наносящие урон со временем, будут лишь на 30% сильнее;
- Здоровье, получаемое игроками за уровень персонажа, увеличено с 8 до 10;
- Улучшено взаимодействие с геймпадом;
- Добавлена экспериментальная функция управления персонажем через WASD;
- Улучшен инвентарь — теперь в нём есть вкладки, а в опциях появились настройки автоматического лута, которые раскидывают предметы по ним;
- Милый донатный питомец — капибара.