es-dark
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Получить Фрибет
Реклама 18+, рекламодатель www.pari.ru 2Vtzqx1thyU
Войти
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Реклама 18+
Обновлено: 20:00, 27.06.25
|
Статья

История доступности: как дальтоники приспосабливаются к видеоиграм

История доступности: как дальтоники приспосабливаются к видеоиграм

Цветовая слепота (дальтонизм) — это особенность зрения, при которой человек испытывает трудности с восприятием определённых цветов. Это распространённое явление, которое встречается в среднем у 1 из 12 мужчин и 1 из 200 женщин. Видеоигры стали основной медиа, где проблемам цветового восприятия уделили большое значение. Особенно — в соревновательных играх и головоломках. В этой статье мы расскажем о том, какие бывают виды дальтонизма и расскажем про специальные девайсы, настройки и другие ноу-хау, к которым прибегают, чтобы компенсировать это заболевание.


Немного науки и истории. Что такое цветовосприятие

То, что белый свет состоит из комбинации множества цветов, доказал Исаак Ньютон, разложив солнечный свет на спектр с помощью призмы в 1666 году. В 1802 году Томас Юнг, поборник волновой теории света, впервые выдвинул теорию трёхкомпонентного цветового зрения. Он предположил, что человеческий глаз воспринимает цвета через рецепторы, чувствительные к свету определённой длины волны.

В 1861 году Джеймс Максвелл доработал теорию цветоощущения. Его исследования привели к появлению первого цветного снимка, который запечатлели с использованием светофильтров трёх “основных” цветов — красного, зелёного и синего. К концу XIX века на основе этих теорий цвета родился пуантилизм: художественный стиль, в котором добивались насыщенности цветовой палитры с помощью контрастных штрихов — первых доцифровых “пикселей”.

В 1920-1930х модель RGB стала основой для цветного телевидения, а в последствии — и в цифровых технологиях. Как оказалось, комбинацией из красного, зелёного и синего луча разной силы можно получить практически любой видимый цвет — точно так же, как Ньютон в своё время расщепил белый цвет на радугу.


Какие типы цветовой слепоты существуют

В подавляющем большинстве случаев, цветовая слепота — врождённое заболевание, передающееся по X-хромосоме. Поэтому мужчины (XY) страдают им гораздо чаще женщин (XX), у которых дефект одной хромосомы может компенсироваться неповреждённой второй. В среднем ту или иную форму дальтонизма имеют 8% мужчин и 0,5% женщин по всему миру.

У человеческого глаза есть несколько типов световых рецепторов. Три из них (колбочки) отвечают за восприятие цветов — красного, зелёного и синего, и один (палочки) — за ночное зрение, реагируя на свет в принципе. Из-за особенности в гене, человек может полностью или частично лишиться способности различать один из основных цветов RGB.

Типы дальтонизма (“анопии” — неспособность видеть) нумеруют по-гречески:

  • Протанопия (“протос” — первый) характеризуется сбоем в восприятии длинных световых волн красного цвета, который они видят гораздо менее ярким. В сильной форме это заболевание приводит и к общему ухудшению зрения, потому что красных колбочек в глазу больше всего, а длинные волны лучше фокусируются на сетчатке;
  • Дейтеранопия (“дейтерос” — второй) ухудшает восприятие зелёного. Это самая распространённая форма дальтонизма, которая была и у описавшего это заболевание Джона Дальтона. Дейтеранопы, как и протанопы, не различают оттенки зелёного и красного, но без потери в яркости;
  • Тританопия (“тритос” — третий) это редкая форма дальтонизма, связанная с синим и жёлтым цветом. Тританопы хуже различают свет коротковолнового спектра (синий, индиго, фиолетовый). В самых тяжёлых случаях они воспринимают эти цвета как чёрный. Из-за этого цветовое восприятие смещается, и реальность превращается в неоновый контраст розового и голубого в стиле Hotline Miami;
  • Монохромазия — полная цветовая слепота, которая встречается крайне редко. В этом случае у человека в принципе не функционируют колбочки, из-за чего он видит всё в оттенках серого.
Сравнение цветовосприятия трёх основных типов дальтонизма с нормальным зрением

Из-за того, что человеческое зрение “аналоговое”, а не цифровое, и воспринимаемые рецепторами длины волн пересекаются — цветовая слепота в большинстве случаев является неполной. Дальтоники часто с трудностями, но способны отличать основные цвета друг от друга, но сильнее путаются в промежуточных оттенках. Весь спектр менее тяжёлого дальтонизма называется аномальной трихромазией.

График распространённости типов дальтонизма у мужчин и женщин

Проблемы, с которыми сталкиваются игроки с дальтонизмом

Стоит понимать, что дальтонизм изменяет ощущение всего видимого спектра цветов, а не “отключает” один из них. Это сложнее, чем если бы только газоны и пожарные машины становились одного цвета. Оттенки красного и зелёного присутствуют в других, сложных и смешанных цветах, и с дальтонизмом отличать их друг от друга тоже становится непросто. Помимо ежедневных житейских проблем (например, неспособность увидеть горящий красный сигнал светофора при протанопии), дальтонизм приводит к трудностям в видеоиграх. Цвет в них используется для множества задач, что делает для многих дальтоников невозможной игру в целые жанры:

  • Цветовое кодирование команд — например, “красные” против “зелёных” и “синих” в шутерах и стратегиях. Пока дальтоник пытается определить, друг перед ним или враг — противник успевает среагировать первым;
  • Карты и навигация — точки интереса и цветовые сигналы могут остаться незамеченными;
  • Индикация здоровья и опасности — покраснение экрана или элементов интерфейса при получении урона или предупреждении о необходимости блока;
  • Головоломки и квесты — цветовые коды, проводные пазлы, “три в ряд” и другие подобные задачки становятся практически непроходимы, особенно с ограничением по времени.

Кроме того, часто объекты сливаются с окружением. Особенно при протанопии, которая нарушает восприятие не только тона, но и яркости. Можно вывести определённую закономерность — чаще всего цвет становится серьёзной проблемой тогда, когда от него зависит способность игрока быстро среагировать на какое-то событие. В случае, если у дальтоника есть время проанализировать, разобраться и подумать — недостаток цветовосприятия не становится настолько критичным.

Проблемное место в Black Mesa для дальтоников
Пример проблемного момента для дальтоников из игры Black Mesa (2015) — красные Контролёры, летающие на фоне красного неба и атакующие игрока жёлтыми снарядами, становятся практически невидимы


История дальтонизма в видеоиграх

За последние годы игровая индустрия сделала значительные шаги в сторону доступности, внедряя специальные режимы, альтернативные подсказки и гибкие настройки интерфейса. Но даже сегодня далеко не все разработчики добавляют подобные опции в свои проекты. А в 2010-х об этом вовсе задумывались единицы.

Например, в игре “Ведьмак 3: Дикая Охота” (2015) игра часто вынуждает пользоваться ведьмачьим чутьём, которое приглушает все цвета и оставляет яркие красные метки. Из-за того, что искать следы часто приходится на земле среди зелёных, коричневых и жёлтых оттенков, для дальтоников они становятся практически неразличимы. Из-за этого игрокам с этим недугом приходится ориентироваться на другие визуальные подсказки, вроде следов на земле, как настоящим следопытам. Прохождение становится сложнее и медленнее, но хотя бы остаётся возможным. При этом проблему можно было бы решить даже самыми базовыми настройками цветокоррекции.

“Ведьмак 3: Дикая Охота” — ведьмачье чутьё

На заре видеоигр, в 80-е и 90-е годы, никто вообще не задумывался о том, чтобы внедрять какие-то специальные опции для людей с особенностями цветоощущения. Но они зачастую и не были нужны. Из-за ограниченности самих платформ и палитр в пределах 8-bit/16-bit, разработчики чаще прибегали к контрастам с помощью формы, яркости и текстуры. А на портативной консоли GameBoy от Nintendo, у которой экран был вовсе монохромным, было аналоговое колёсико для настройки контраста. Его можно считать первым инструментом доступности в видеоиграх.

“Тетрис” и Tower Toppler — старые игры с высокой контрастностью, являвшиеся “инклюзивными” из-за ограничений платформы
Tetris для “геймбоя” (1989) и Tower Toppler (1986) — старые игры с высокой контрастностью, ставшие “инклюзивными” из-за ограничений платформ

Первой игрой, в которой появился специальный режим для дальтоников, переключаемый в меню, считается Battlefield 1942 (2002). Включить его можно было, установив галочку возле опции “Color Blind Support”. В этом случае красные маркеры сменялись на оранжевые, а контраст интерфейса и миникарты значительно увеличивался. Настройка была базовой и не учитывала различий между типами дальтонизма. При её разработке авторы ориентировались на дейтеранопию, как на самое распространённое заболевание. Тем не менее, это простое решение помогло сотням тысяч игроков познакомиться с проектом. Впоследствии DICE улучшили режим для дальтоников в следующих частях, сделав отдельные настройки для протанопии и тританопии в Battlefield 3 (2011).

Примерно в то же время у игроков Team Fortress 2 также появился запрос на опции для дальтоников, как на формирующийся тренд инклюзивности. Вскоре Valve выпустили патч, в котором не только добавили три режима цветовой коррекции, но внесли изменения в интерфейс, сделав его контрастнее и позволив игрокам самостоятельно выбирать цвет. Продвинутые настройки UI с тех пор стали появляться во многих играх студии — в том числе в Dota 2 и CS:GO. Опции получились настолько хороши, что некоторые игроки с нормальным восприятием цвета тоже стали включать их, чтобы повысить скорость реакции.

Dota 2 режим цветовой слепоты

Сейчас тонкие настройки цветов есть практически во всех соревновательных шутерах, ориентированных на максимально широкую аудиторию — Overwatch 2, Apex Legends, Marvel Rivals и Fortnite. В последнем проекте дальтоникам дали больше всего опций, позволив выбрать не только фильтр под тип цветовой слепоты, но и его интенсивность по десятибальной шкале, отдельно от общей яркости и контраста. Ещё дальше пошли создатели консолей. На Xbox Series X и PlayStation 5 продвинутые настройки меняют цветопередачу самой системы, и работают универсально во всех играх.

При этом разработчики, которые ставят своей целью максимальную доступность проекта для дальтоников, давно поняли — необходимо сразу сделать игру так, чтобы цвет не имел ведущего значения в принципе. Возвращаясь к принципам пользовательского интерфейса, заложенным ещё в 80-е годы, в играх стали часто дублировать критическую информацию с помощью формы, дополнительных значков, особенностей текстур и звука.

Хорошим примером может послужить инди-игра FTL: Faster Than Light (2012), в которой лишённый кислорода отсек не просто краснеет, но и заштриховывается. В шутерах же уже много лет оповещение о получении урона дублируют звуковыми эффектами и дрожанием экрана. Кроме того, при наличии вдумчивого дизайна необходимость в специальных настройках может отпасть совсем, как в Portal. В случае сомнений контраст синего и жёлтого — различим почти при любой цветовой слепоте.

В то время, как крупные студии могут позволить себе отдельные команды для разработки инструментов инклюзивности (такие есть у Ubisoft и EA), независимым разработчикам приходится полагаться на встроенные опции движка. В наши дни ситуация заметно улучшилась благодаря усилиям авторов Unity, Unreal Engine 5 и Godot. С помощью их инструментов можно подбирать палитры так, чтобы игра смотрелась хорошо и контрастно для всех игроков, даже без подключения специальных опций доступности.


Как адаптируются дальтоники

Немало дальтоников сами находят способ исправить восприятие цвета в играх, не полагаясь на встроенные опции. Дело в том, что зачастую фильтры слишком сильно меняют картинку и делают её некрасивой, убирая один из цветов вовсе. Как было отмечено ранее, нарушение цветоощущения необязательно означает, что дальтоники полностью перестают видеть цвет. Они воспринимают его по-другому. Даже при таких генетических нарушениях, мозг реагирует на изменения цветов быстрее, чем на форму, текстуру или другие раздражители, и замечает, что чего-то не хватает.

Поэтому дальтоники, особенно с мягкой формой заболевания, предпочитают пользоваться общими настройками системы — такими, как предлагают создатели Xbox и PlayStation. На ПК настроить изображение под себя помогает панель управления NVIDIA или сторонние программы, самой популярной из которых является ReShade.

Помимо “цифровых” способов справляться с цветовой слепотой, существуют и “аналоговые”. Благодаря достижениям в области оптики и созданию новых полимеров, на рынке стали появляться специальные очки, отфильтровывающие часть спектра, с которой у дальтоников возникает путаница.

Со временем мозг “привыкает”, и человек без труда учится отличать зелёный от красного. Существуют варианты как для улицы, которые затеняют сильнее и делают контраст более явным, так и для ношения в помещении. Поэтому, если у вашего друга недавно появился модный аксессуар с розоватыми линзами — возможно, всё это время вы не догадывались о его особенности восприятия цветов.

Комментарии
Отправить
Реклама 18+