Цветовая слепота (дальтонизм) — это особенность зрения, при которой человек испытывает трудности с восприятием определённых цветов. Это распространённое явление, которое встречается в среднем у 1 из 12 мужчин и 1 из 200 женщин. Видеоигры стали основной медиа, где проблемам цветового восприятия уделили большое значение. Особенно — в соревновательных играх и головоломках. В этой статье мы расскажем о том, какие бывают виды дальтонизма и расскажем про специальные девайсы, настройки и другие ноу-хау, к которым прибегают, чтобы компенсировать это заболевание.
Немного науки и истории. Что такое цветовосприятие
То, что белый свет состоит из комбинации множества цветов, доказал Исаак Ньютон, разложив солнечный свет на спектр с помощью призмы в 1666 году. В 1802 году Томас Юнг, поборник волновой теории света, впервые выдвинул теорию трёхкомпонентного цветового зрения. Он предположил, что человеческий глаз воспринимает цвета через рецепторы, чувствительные к свету определённой длины волны.

В 1861 году Джеймс Максвелл доработал теорию цветоощущения. Его исследования привели к появлению первого цветного снимка, который запечатлели с использованием светофильтров трёх “основных” цветов — красного, зелёного и синего. К концу XIX века на основе этих теорий цвета родился пуантилизм: художественный стиль, в котором добивались насыщенности цветовой палитры с помощью контрастных штрихов — первых доцифровых “пикселей”.



В 1920-1930х модель RGB стала основой для цветного телевидения, а в последствии — и в цифровых технологиях. Как оказалось, комбинацией из красного, зелёного и синего луча разной силы можно получить практически любой видимый цвет — точно так же, как Ньютон в своё время расщепил белый цвет на радугу.
Какие типы цветовой слепоты существуют
В подавляющем большинстве случаев, цветовая слепота — врождённое заболевание, передающееся по X-хромосоме. Поэтому мужчины (XY) страдают им гораздо чаще женщин (XX), у которых дефект одной хромосомы может компенсироваться неповреждённой второй. В среднем ту или иную форму дальтонизма имеют 8% мужчин и 0,5% женщин по всему миру.
У человеческого глаза есть несколько типов световых рецепторов. Три из них (колбочки) отвечают за восприятие цветов — красного, зелёного и синего, и один (палочки) — за ночное зрение, реагируя на свет в принципе. Из-за особенности в гене, человек может полностью или частично лишиться способности различать один из основных цветов RGB.
Типы дальтонизма (“анопии” — неспособность видеть) нумеруют по-гречески:
- Протанопия (“протос” — первый) характеризуется сбоем в восприятии длинных световых волн красного цвета, который они видят гораздо менее ярким. В сильной форме это заболевание приводит и к общему ухудшению зрения, потому что красных колбочек в глазу больше всего, а длинные волны лучше фокусируются на сетчатке;
- Дейтеранопия (“дейтерос” — второй) ухудшает восприятие зелёного. Это самая распространённая форма дальтонизма, которая была и у описавшего это заболевание Джона Дальтона. Дейтеранопы, как и протанопы, не различают оттенки зелёного и красного, но без потери в яркости;
- Тританопия (“тритос” — третий) это редкая форма дальтонизма, связанная с синим и жёлтым цветом. Тританопы хуже различают свет коротковолнового спектра (синий, индиго, фиолетовый). В самых тяжёлых случаях они воспринимают эти цвета как чёрный. Из-за этого цветовое восприятие смещается, и реальность превращается в неоновый контраст розового и голубого в стиле Hotline Miami;
- Монохромазия — полная цветовая слепота, которая встречается крайне редко. В этом случае у человека в принципе не функционируют колбочки, из-за чего он видит всё в оттенках серого.

Из-за того, что человеческое зрение “аналоговое”, а не цифровое, и воспринимаемые рецепторами длины волн пересекаются — цветовая слепота в большинстве случаев является неполной. Дальтоники часто с трудностями, но способны отличать основные цвета друг от друга, но сильнее путаются в промежуточных оттенках. Весь спектр менее тяжёлого дальтонизма называется аномальной трихромазией.

Проблемы, с которыми сталкиваются игроки с дальтонизмом
Стоит понимать, что дальтонизм изменяет ощущение всего видимого спектра цветов, а не “отключает” один из них. Это сложнее, чем если бы только газоны и пожарные машины становились одного цвета. Оттенки красного и зелёного присутствуют в других, сложных и смешанных цветах, и с дальтонизмом отличать их друг от друга тоже становится непросто. Помимо ежедневных житейских проблем (например, неспособность увидеть горящий красный сигнал светофора при протанопии), дальтонизм приводит к трудностям в видеоиграх. Цвет в них используется для множества задач, что делает для многих дальтоников невозможной игру в целые жанры:
- Цветовое кодирование команд — например, “красные” против “зелёных” и “синих” в шутерах и стратегиях. Пока дальтоник пытается определить, друг перед ним или враг — противник успевает среагировать первым;
- Карты и навигация — точки интереса и цветовые сигналы могут остаться незамеченными;
- Индикация здоровья и опасности — покраснение экрана или элементов интерфейса при получении урона или предупреждении о необходимости блока;
- Головоломки и квесты — цветовые коды, проводные пазлы, “три в ряд” и другие подобные задачки становятся практически непроходимы, особенно с ограничением по времени.
Кроме того, часто объекты сливаются с окружением. Особенно при протанопии, которая нарушает восприятие не только тона, но и яркости. Можно вывести определённую закономерность — чаще всего цвет становится серьёзной проблемой тогда, когда от него зависит способность игрока быстро среагировать на какое-то событие. В случае, если у дальтоника есть время проанализировать, разобраться и подумать — недостаток цветовосприятия не становится настолько критичным.

История дальтонизма в видеоиграх
За последние годы игровая индустрия сделала значительные шаги в сторону доступности, внедряя специальные режимы, альтернативные подсказки и гибкие настройки интерфейса. Но даже сегодня далеко не все разработчики добавляют подобные опции в свои проекты. А в 2010-х об этом вовсе задумывались единицы.
Например, в игре “Ведьмак 3: Дикая Охота” (2015) игра часто вынуждает пользоваться ведьмачьим чутьём, которое приглушает все цвета и оставляет яркие красные метки. Из-за того, что искать следы часто приходится на земле среди зелёных, коричневых и жёлтых оттенков, для дальтоников они становятся практически неразличимы. Из-за этого игрокам с этим недугом приходится ориентироваться на другие визуальные подсказки, вроде следов на земле, как настоящим следопытам. Прохождение становится сложнее и медленнее, но хотя бы остаётся возможным. При этом проблему можно было бы решить даже самыми базовыми настройками цветокоррекции.

На заре видеоигр, в 80-е и 90-е годы, никто вообще не задумывался о том, чтобы внедрять какие-то специальные опции для людей с особенностями цветоощущения. Но они зачастую и не были нужны. Из-за ограниченности самих платформ и палитр в пределах 8-bit/16-bit, разработчики чаще прибегали к контрастам с помощью формы, яркости и текстуры. А на портативной консоли GameBoy от Nintendo, у которой экран был вовсе монохромным, было аналоговое колёсико для настройки контраста. Его можно считать первым инструментом доступности в видеоиграх.

Первой игрой, в которой появился специальный режим для дальтоников, переключаемый в меню, считается Battlefield 1942 (2002). Включить его можно было, установив галочку возле опции “Color Blind Support”. В этом случае красные маркеры сменялись на оранжевые, а контраст интерфейса и миникарты значительно увеличивался. Настройка была базовой и не учитывала различий между типами дальтонизма. При её разработке авторы ориентировались на дейтеранопию, как на самое распространённое заболевание. Тем не менее, это простое решение помогло сотням тысяч игроков познакомиться с проектом. Впоследствии DICE улучшили режим для дальтоников в следующих частях, сделав отдельные настройки для протанопии и тританопии в Battlefield 3 (2011).
Примерно в то же время у игроков Team Fortress 2 также появился запрос на опции для дальтоников, как на формирующийся тренд инклюзивности. Вскоре Valve выпустили патч, в котором не только добавили три режима цветовой коррекции, но внесли изменения в интерфейс, сделав его контрастнее и позволив игрокам самостоятельно выбирать цвет. Продвинутые настройки UI с тех пор стали появляться во многих играх студии — в том числе в Dota 2 и CS:GO. Опции получились настолько хороши, что некоторые игроки с нормальным восприятием цвета тоже стали включать их, чтобы повысить скорость реакции.

Сейчас тонкие настройки цветов есть практически во всех соревновательных шутерах, ориентированных на максимально широкую аудиторию — Overwatch 2, Apex Legends, Marvel Rivals и Fortnite. В последнем проекте дальтоникам дали больше всего опций, позволив выбрать не только фильтр под тип цветовой слепоты, но и его интенсивность по десятибальной шкале, отдельно от общей яркости и контраста. Ещё дальше пошли создатели консолей. На Xbox Series X и PlayStation 5 продвинутые настройки меняют цветопередачу самой системы, и работают универсально во всех играх.



При этом разработчики, которые ставят своей целью максимальную доступность проекта для дальтоников, давно поняли — необходимо сразу сделать игру так, чтобы цвет не имел ведущего значения в принципе. Возвращаясь к принципам пользовательского интерфейса, заложенным ещё в 80-е годы, в играх стали часто дублировать критическую информацию с помощью формы, дополнительных значков, особенностей текстур и звука.
Хорошим примером может послужить инди-игра FTL: Faster Than Light (2012), в которой лишённый кислорода отсек не просто краснеет, но и заштриховывается. В шутерах же уже много лет оповещение о получении урона дублируют звуковыми эффектами и дрожанием экрана. Кроме того, при наличии вдумчивого дизайна необходимость в специальных настройках может отпасть совсем, как в Portal. В случае сомнений контраст синего и жёлтого — различим почти при любой цветовой слепоте.


В то время, как крупные студии могут позволить себе отдельные команды для разработки инструментов инклюзивности (такие есть у Ubisoft и EA), независимым разработчикам приходится полагаться на встроенные опции движка. В наши дни ситуация заметно улучшилась благодаря усилиям авторов Unity, Unreal Engine 5 и Godot. С помощью их инструментов можно подбирать палитры так, чтобы игра смотрелась хорошо и контрастно для всех игроков, даже без подключения специальных опций доступности.
Как адаптируются дальтоники
Немало дальтоников сами находят способ исправить восприятие цвета в играх, не полагаясь на встроенные опции. Дело в том, что зачастую фильтры слишком сильно меняют картинку и делают её некрасивой, убирая один из цветов вовсе. Как было отмечено ранее, нарушение цветоощущения необязательно означает, что дальтоники полностью перестают видеть цвет. Они воспринимают его по-другому. Даже при таких генетических нарушениях, мозг реагирует на изменения цветов быстрее, чем на форму, текстуру или другие раздражители, и замечает, что чего-то не хватает.
Поэтому дальтоники, особенно с мягкой формой заболевания, предпочитают пользоваться общими настройками системы — такими, как предлагают создатели Xbox и PlayStation. На ПК настроить изображение под себя помогает панель управления NVIDIA или сторонние программы, самой популярной из которых является ReShade.
Помимо “цифровых” способов справляться с цветовой слепотой, существуют и “аналоговые”. Благодаря достижениям в области оптики и созданию новых полимеров, на рынке стали появляться специальные очки, отфильтровывающие часть спектра, с которой у дальтоников возникает путаница.



Со временем мозг “привыкает”, и человек без труда учится отличать зелёный от красного. Существуют варианты как для улицы, которые затеняют сильнее и делают контраст более явным, так и для ношения в помещении. Поэтому, если у вашего друга недавно появился модный аксессуар с розоватыми линзами — возможно, всё это время вы не догадывались о его особенности восприятия цветов.