Многие игры продолжают жить даже спустя десятилетия после своего выхода. Наглядным тому примером стал недавний релиз переиздания культовой классики от мира стратегий — Stronghold Crusader: Definitive Edition. Успех обновлённой версии стал отличным поводом вспомнить другие примеры удачных ремастеров. Так что в этом материале мы рассмотрим игры, которые обрели новую жизнь в “отреставрированном” виде.
Важно уточнить, что в данной подборке мы рассматриваем именно ремастеры, а не ремейки. Ремейк предполагает, что игра фактически была разработана заново и подверглась значительной переработке. Ремастер, в свою очередь, ставит своей целью улучшение игрового процесса оригинального тайтла: с подтянутой графикой, улучшенным звуком, оптимизированным управлением, а в некоторых случаях — с бонусным контентом.
Mass Effect Legendary Edition Remastered
Год выхода: 2021
Ремастер оригинальной трилогии Mass Effect под заголовком Legendary Edition — образцовый пример того, как нужно обращаться с наследием культовой серии. Наиболее заметные изменения здесь пришлись на первую часть, которая до этого ощутимо устарела как визуально, так и игро-механически. BioWare обновили освещение, текстуры и модели, улучшили интерфейс под стандарты второй и третьей частей и добавили поддержку 4K в 60 FPS.
В Legendary Edition добавили ускоренные загрузки, более умный ИИ, обновлённую систему укрытий и внесли изменения в баланс оружия. При этом сюжет остался нетронутым — BioWare не стали как-либо вмешиваться в сценарий и сосредоточились на воссоздании оригинального опыта в более совершенной оболочке. Единственным ощутимым упущением стало не вошедшее в сборник дополнение Pinnacle Station — его исходный код был утрачен. В остальном Mass Effect: Legendary Edition можно назвать эталонным примером качественного ремастера.
Alan Wake Remastered
Год выхода: 2021
Вышедшая более десяти лет назад Alan Wake получила новую жизнь благодаря ремастеру, созданному студией D3T в сотрудничестве с Remedy. Таким образом пользователи консолей смогли впервые погрузиться в мрачную атмосферу городка Брайт-Фоллс из первой части, а игроки на ПК получили визуально улучшенную версию уже доступной классики. Текстуры, модели и освещение были воссозданы с нуля. Примечательно, что мимика и анимации персонажей в катсценах также были обновлены. Несмотря на отказ от рейтрейсинга и HDR, свет и тени стали выглядеть мягче и естественнее — это важный нюанс в игре, где фонарик является ключевым элементом геймплея и атмосферы.
BioShock: The Collection
Год выхода: 2016
BioShock: The Collection — ещё один ремастер трилогии без попыток что-либо переосмыслить. В сборник вошли все три части: BioShock, BioShock 2 и Infinite, однако полноценное визуальное обновление получили только первые две. Для них разработчики улучшили текстуры, переработали освещение и расширили поле зрения игрока. Особое внимание досталось первой части, где подводный город Восторг теперь выглядит ближе к тому образу, который остался в памяти игроков, чем к реальной картинке 2007 года. Наряду с косметическими апгрейдами, в игре появились катушки с комментариями разработчиков и “музей” с вырезанным контентом.
BioShock 2 визуально изменился меньше, а третья часть, Infinite, осталась почти в исходном виде: в оригинале она и так выглядела вполне современно, поэтому ремастер просто подтянул её до стабильных 60 FPS на консолях. Тем не менее, масштабный сюжет и дополнения Burial at Sea остаются важной частью коллекции. В целом BioShock: The Collection не предлагает ничего революционного, но выполняет свою задачу с достоинством — делает легендарную серию удобной и доступной на новых платформах без потери её аутентичной атмосферы.
The Stanley Parable: Ultra Deluxe
Год выхода: 2022
The Stanley Parable: Ultra Deluxe — ремастер сюрреалистической сатиры, который иронизирует над самой идеей “дополненного издания”. Проект переехал с Source на Unity, но прежний стиль остался неизменным, так что смену движка сложно заметить. Игра включает в себя весь оригинальный контент, чьё визуальное исполнение стало более чётким и ярким.
Однако всё самое интересное начинается после того, как на пути появляется дверь с надписью “New Content”. И за ней — целый пласт дополнений, сравнимый по объёму со “старой” The Stanley Parable: новые сюжетные ветки, шутки и абсурдные мета-комментарии. Ultra Deluxe тонко и остроумно высмеивает саму природу переизданий, DLC и сиквелов — в том числе и через самокритику, превращая отзывы игроков в элемент игрового мира. Порой кажется, что какие-то приёмы уже знакомы, но игра это заранее предвосхищает и иронизирует над этим.
Halo: The Master Chief Collection
Год выхода: 2014
Halo: The Master Chief Collection объединяет основные игры серии в одном сборнике с современным интерфейсом, обновлённой графикой и стабильной технической основой. Anniversary-версии Halo: Combat Evolved и Halo 2 позволяют в реальном времени переключаться между старой и новой графикой, напоминая, насколько сильно с годами искажается визуальная память. Коллекция воспринимается не просто как набор ремастеров, а как возможность проследить эволюцию серии и взглянуть на знакомые игры под новым углом.
После проблемного запуска сборник получил множество патчей и в итоге стал образцовым переизданием. Игры работают в 60 FPS, мультиплеер охватывает все эпохи Halo, включая классические карты Halo 2. Коллекция воспринимается как тщательно восстановленный архив, где оригинал и обновление идеально дополняют друг друга.
God of War Saga
Год выхода: 2012
В God of War Saga пять первых частей серии были перенесены с PlayStation 2 на PlayStation 3. Рамастер подразумевал поддержку HD-разрешения и системы достижений. Графика в сборники осталась почти нетронутой: модели, анимации и текстуры остались прежними, но работают в более высоком разрешении, благодаря чему игра воспринимается чуть более плавной и отзывчивой. В целом, это аккуратная реставрация, в которой разработчики стремились сохранить оригинальный опыт.
Конечно, местами катсцены, выглядят устаревшими — особенно те, что рендерились на движке и начали резко контрастировать с обновлённой картинкой. Но в остальном обе игры были качественно перенесены в (некогда) новое поколение, и при этом остались такими же динамичными, зрелищными и масштабными. Коллекция воспринимается как эталонное переиздание, позволяющее без искажений вернуться к истокам одного из главных экшенов своего времени.
System Shock 2: 25th Anniversary Edition Remaster
Год выхода: 2025
В ремастере System Shock 2, выпущенном к 25-летию оригинальной игры, разработчики поставили перед собой задачу познакомить новую аудиторию с классикой жанра immersive sim. Обновлённая версия включает улучшенные модели, переработанные катсцены, кроссплатформенный кооператив и поддержку с модов. Также был существенно доработан интерфейс, а сама игра теперь официально вышла не только на ПК, но и на всех актуальных консолях, включая Switch.
В то же время, кор-геймплей System Shock 2 остался практически неизменным. В проекте осталась устаревшая боевая система, которая напоминают о возрасте игры. Однако, основные достоинства проекта — продуманная архитектура уровней, мрачная атмосфера и фрагментарное повествование — так же остались нетронутыми.
The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered
Год выхода: 2025
Ремастер The Elder Scrolls IV: Oblivion позволил фанатам вернуться в Сиродил образца 2006 года, сохранив его самобытность, но с заметными улучшениями. Графику, переработанную на новом движке, освежили детализированными текстурами, улучшенным освещением и более плавными анимациями, хотя дизайн персонажей остался практически нетронутым. Были добавлены новые квесты и локации, расширяющие мир игры, а система прокачки персонажа стала проще и ближе к той, что знакома по Skyrim, делая развитие героя более логичным. При этом некоторые элементы, вроде багов и устаревших механик, были сознательно сохранены, что придало ремастеру ностальгический шарм.