es-dark
Войти
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Реклама 18+
Обновлено: 09:03, 04.07.25
|
Статья

Киберспорт в России: от студенческих лиг до про-сцены

Киберспорт в России: от студенческих лиг до про-сцены

Уже давно прошло время, когда киберспорт в России считался увлечением небольшой группы населения. Сегодня, спустя 25 лет развития, — это непросто полноценная индустрия, а перспективный и быстрорастущий рынок с массой турниров, профессиональных команд, организаций и игроков, которые активно поддерживаются со стороны государства. Причём в последнем случае на каждом уровне образования: начиная от школьных программ и студенческих лиг, заканчивая крупными международными соревнованиями, а слово киберспортсмен — стало синонимом определения профессии XXI века.


📚 Главные события в истории

Киберспортивная арена с российским турниром по Counter-Strike 2

Хотя приказ о включении киберспорта в реестр официальных видов спорта Российской Федерации был опубликован 7 июня 2016 года (зарегестрирован 16 марта 2017 года) и с того момента пошёл активный рост развития индустрии, но на самом деле его признали таковым 25 июля 2001 года. Инициатором распоряжения стал тогдашний глава Госкомспорта (сейчас Министерство спорта) — Рожков Павел Алексеевич. Впоследствии по формальным причинам (не соответствовал критериям) киберспорт в РФ потерял свой статус.

Сфера компьютерного спорта, несмотря на это, продолжала развиваться: разница между тем, что происходило после 2016 года и до него заключалась лишь в темпе роста, которая зависела от поддержки государства. Публикация и регистрация приказа сделали так, что киберспорт стал вторым в разделе и, соответственно, был приравнен к классическим видам спорта, которые должны развиваться на общероссийском уровне.

Создание ФКС России

Другим важным событием практически годом ранее (24 марта 2000 г.) стало создание Федерации компьютерного спорта (ФКС России) — общественной организации, ответственной за массовое развитие индустрии в РФ. За свою историю до 2013 года учреждению удалось провести больше 1 000 соревнований, включая международные турниры и российские отборочные квалификации на World Cyber Games — чемпионату мира по киберспорту, который проводили с 2000 по 2013 годы при поддержке Samsung.

После регистрации киберспорта 16 марта 2017 года, ФКС России были аккредитованы в качестве общероссийской спортивной федерации по виду “Компьютерный спорт”. На практике это означало, что организация с этого момента способна:

Возможности ФКС России на государственном уровне в киберспорте
Это не полный список всех возможностей ФКС России, но они являются основополагающими. Поскольку статус наделяет также правами и обязанностями, которые предусмотрены ст. 16 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в РФ”.

Первая образовательная программа

Следующим ключевым этапом развития можно считать 2014 год, когда ГЦОЛИФК (Российский университет спорта) начал разрабатывать и реализовывать образовательную программу под названием “Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)”. Была также создана первая кафедра (п. н. “Кафедра информационных технологий”), но главное — их программа легла в основу приказа от 7 июня 2016 года о признании киберспорта официальным видом спорта.


Появление ESforce Holding

В 2015 году Антоном Черепенниковым был основан первый российский киберспортивный холдинг, который объединил несколько направлений бизнеса: студию RuHub (специализировались на киберспортивных трансляциях), медиапортал Cybersport.ru (СМИ), компанию Epic Esports Events (занимались организацией турниров EPICENTER), крупнейший развлекательный комплекс VK Play Arena (п. н. Yota-арена) в Москве до 2020 года, киберспортивную организацию SK Gaming миниатюра лого команды SK Gaming и Мини-логотип команды virtus.pro Virtus.pro. В последующие 10 лет многое изменилось, но важен не столько сам холдинг и внутренние изменения, сколько повышение популярности индустрии на территории России благодаря всему этому.


Вклад университета ИТМО

Национальный исследовательский университет ИТМО первым в 2018 году запустил программу по выделению стипендии для наиболее талантливых киберспортсменов (впоследствии эту практику начали перенимать другие образовательные учреждения). Сама программа была разработана при методологической и консультационной поддержке ФКС России. Ежемесячный размер составил ₽10 000. Было представлено 11 дисциплин, а если студенты сдавали сессию на “хорошо” или “отлично” (набирали от 250 баллов ЕГЭ), то выплаты продлевались до конца первого года обучения. В последующие годы программа реализовывалась повторно, а в 2023 году открылся первый центр развития студенческого киберспорта.


Московский киберспорт

Турнир по Counter-Strike 2 на огромной арене с российским флагом

В 2020 году был создан проект Московский Киберспорт — крупнейший марафон онлайн-турниров в истории России. Когда пандемия и глобальные ограничения закончились, мероприятие продолжало жить и развиваться. Московский Киберспорт сегодня — это полноценная экосистема со своей отдельной платформой, которая объединяет участников разных дисциплины.

Хотя проект назвали “Московский”, ограничений для желающих поучаствовать в соревнованиях, нет. Единственное требование — необходимо быть гражданами России. Также участие является бесплатным. За организацию отвечает ФКС Москвы, а поддержку — Департамент спорта Москвы и лично его руководитель Алексей Кондаранцев. Важным достоинством данной площадки является то, что именно тут в РФ предлагают дополнительную “ступеньку” для перехода на более высокий уровень игры, поощряя победителей деньгами и компьютерной техникой.


📝 Список дисциплин

Перечень всех киберспортивных дисциплин в России

Первыми киберспортивными дисциплинами, которые были добавлены во второй раздел спорта, стали стратегии в реальном времени (RTS), боевые арены (MOBA), технические симуляторы (ММО) и соревновательные головоломки (ККИ). Впоследствии список официальных дисциплин расширился до 7 и по мере популярности отдельных жанров продолжает расширяться, включая также новые игры.

Например, в 13 февраля 2018 года Минюст России рассмотрел и зарегистрировал приказ Минспорта РФ №49, благодаря которому была добавлена такая дисциплина, как спортивные симуляторы. Далее 14 марта 2019 года приняли приказ №199 — согласно ему, официальное признание получил жанр файтинг. Последним на данный момент стал тактический трёхмерный бой (шутер).


🔎 Текущее состояние киберспорта в РФ

Список всех соревнований по киберспорту, которые были созданы при участии и поддержке ФКС России

За 25 лет развития Федерация компьютерного спорта России провела более 10 000 турниров, а количество участников соревнований достигло 2 500 000. Отдельно также стоит выделить соревнования, которые являются частью Единого календарного плана (ЕКП) межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий Минспорта РФ и проводятся ежегодно.

Статистика по аудитории

Доля россиян в РФ, увлекающихся киберспортом

В конце 2024 года аналитический центр АКАР / АРИР / РАМУ / ГИПП провёл глобальное исследование аудитории киберспорта России. На данный момент — это самые актуальные статистические данные. Следующий отчёт появится в конце 2025 года. Исходя из него стало известно, что доля россиян, увлекающихся киберспортом, составляет 28,9% (~41 558 200 млн человек), а “ядро” целевой интересующейся аудитории составляют люди 25–34 лет (39,7%).

Общие статистические графики

Социально-демографическая статистика аудитории киберспорта в России по полу
Из 28,9% граждан РФ (~41 558 200 млн человек), интересующихся киберспортом 38,1% — это девушки (на практике около ~2 572 452 млн).
Социально-демографическая статистика аудитории киберспорта в России по возрасту
При этом известными киберспортсменами становятся чаще всего молодые игроки в возрасте от 16 до 24 лет.
Социально-демографическая статистика аудитории киберспорта в России по округам
ЦФР (Центральный Федеральный округ) лидирует, поскольку он самый большой в стране по населению из-за нескольких городов-миллиоников, не считая Москвы.
Социально-демографическая статистика аудитории киберспорта в России по уровню дохода

🏆 Достижения России в киберспорте

Арена с киберспортивным соревнованием и флагом Российской Федерации

Хотя поддержка государства киберспорта началась в 2016 году, крупные победы и результаты среди российских игроков/команд сопровождали период развития сферы на протяжении 25 лет, повышая интерес не только с точки зрения аудитории, но и спонсоров.

Мы ежегодно проводим соревнования Школьной и Студенческой киберспортивных лиг. В них юные спортсмены могут сделать первые шаги по карьерной лестнице и получить свой первый соревновательный опыт. Довольно часто из этих лиг выходят уже опытные команды и самостоятельные игроки, которые потом хорошо показывают себя на крупных турнирах

Дмитрий Вячеславович Смит, президент ФКС России

Организации с профессиональными геймерами внесли большой вклад в рост, благодаря чему количество интересующихся индустрией с 2020 до 2024 гг. увеличилось на практически 50% (с ~15,4 млн до ~30 млн человек), а за 2024 год — выросло на ~11 558 000 млн. И повлияло на это несколько ключевых достижений.

Российский турниры

Активный рост начался после того, как ФКС России получили права и обязанности спортивной организации, благодаря чему удалось организовать несколько ежегодных студенческих лиг с чемпионатами. При этом государство стимулировало их продвижение путём внедрения соответствующих программ и клубов в образовательные учреждения, поддерживая грантами и другими поощрениями. В 2024 году также провели первые “Игры Будущего” в Казани с призовым фондом $10 000 000 — первый крупнейший турнир в РФ.

Киберспортсмены

Ученики образовательных учреждений России

Среди профессиональных игроков достаточно много выходцев из студенческих лиг и учебных заведений, организованных ФКС России или учреждений с соответствующей кафедрой, которые помогала организовывать консультацией и другими ресурсами Федерация компьютерного спорта РФ. Например, на кафедре “Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)” учились:

Выходцы из студенческих лиг ФКС России

Известные российские профессиональные игроки на международных соревнованиях также чаще становятся выходцами из студенческих лиг, организованных ФКС России. В рамках мероприятий на лучших киберспортсменов обращают внимание крупные клубы, предлагая продолжить карьеру на соревнованиях за пределами про-сцены РФ. Наиболее яркими примерами стали:

Лучшие российские игроки за год

Отдельного внимания также заслуживают игроки, которые прошли путь самостоятельно и обладают огромным весом в медиа-поле. Они не учились на кафедрах компьютерного спорта или в специализированных ВУЗах по данному направлению, но добились самых больших успехов за последний год на профессиональной сцене. Эти люди также способствуют развитию индустрии в России, появляясь на разного рода соревнованиях в качестве медийных лиц и тем самым повышая интерес с популярностью к своей дисциплине. Например, если брать топ-10 по призовым за последний год, то среди российских игроков выделились:

Знаменитые победы

В Российской Федерации наиболее популярными дисциплинами являются Dota 2 и Counter-Strike 2. Это не значит, что все остальные направления в киберспорте никому не нужны, но именно благодаря крупным победам в этих играх интерес к профессиональной сцене значительно вырос. В других сферах появляются новые организации, команды и молодые игроки, однако только в Доте и КС на данный момент РФ занимает лидирующее место. Почему сложилось именно так, если не учитывать культурный фактор, и что конкретно на это повлияло?

Серия побед Virtus.pro

Состав Virtus.pro по Dota 2 после победы на турнире ESL One Birmingham 2018.
Состав Virtus.pro по Dota 2 после победы на турнире ESL One Birmingham 2018. Источник фото: Liquipedia.

В период с 2017 по 2018 гг. российская команда Мини-логотип команды virtus.pro Virtus.pro по Dota 2 выиграла 5 турниров серии Major. Мейджоры считались одними из самых престижных и сложных соревнований уровня тир-1 в дисциплине (сейчас их отменили в Доте), на которых можно было выиграть от $350 000 до $500 000. И в упомянутый период времени состав VP одержал победу на 5 из 7 мероприятий, что стало рекордом на про-сцене. Тогда же российской звездой стал Роман “RAMZES666” Кушнарёв, которому на момент первой победы Мини-логотип команды virtus.pro Virtus.pro в рамках ESL One Hamburg 2017 было всего 18 лет, а саму команду спустя годы начали называть “золотым” составом VP.

Нельзя сказать, что эти два факторы были главными в истории популяризации дисциплины в России, но они сыграли немаловажную роль и являются весомым достижением. Роман не был самым молодым на про-сцене, которому удалось одержать победу на крупном турнире, поскольку уже тогда был Саид “SumaiL” Самаил Хассан (в возрасте 16 лет выиграл The International 2015 с многомилионным призовым фондом), но в России появился собственный юный перспективный киберспортмен, который был частью сильной команды и клуба.

Выступление Team Spirit на The International

Состав Team Spirit по Dota 2 после победы на The International 2021
Состав Team Spirit по Dota 2 после победы на The International 2021. Источник фото: Liquipedia.

С формальной точки зрения сегодня Мини-логотип команды Team Spirit Team Spirit — это сербская организация. Однако их главный офис перенесли в Белград только в 2022. Клуб был основан в 2015 году и, соответственно, в течение 7 лет базировался на территории РФ. При этом их команды в разных дисциплинах преимущественно состояли из российских киберспортсменов. Исходя из этого, победа состава на The International 2021 с призовым фондом $40 018 195 (самым крупным в истории компьютерного спорта на данный момент) считается общероссийским достижением, с которым коллектив поздравил даже президент Российской Федерации:

Дорогие друзья! Поздравляю вас с заслуженной победой на The International 2021 — чемпионате мира по Dota 2. Впервые в истории российская команда клуба Team Spirit выиграла эти престижные состязания. Молодцы!

На пути к финалу вы продемонстрировали яркие лидерские качества и сплочённость, а в решающем поединке, который стал настоящим испытанием мастерства и характеров, сумели сконцентрироваться и в самый ответственный момент перехватить инициативу у сильных соперников. На деле доказали, что наши киберспортсмены всегда нацелены на результат и способны покорить любые вершины. Желаю вам новых успехов и всего наилучшего

Владимир Владимирович Путин

Через полтора года Мини-логотип команды Team Spirit Team Spirit одержали две новых победы: на The International 2023 (с призовым фондом $3,380,455) и Riyadh Masters 2023 (с суммой призовых $15 000 000). И хотя уже в тот период времени организация не считалась российской, но команда практически полностью состояла из граждан РФ (включая тренерский, аналитический и менеджерский составы). Коллектив стал вторым в мире, которому удалось занять два раза первое место на TI.

Статистика по количеству российских игроков на турнирах The international.
Если до TI 2021 количество участников на турнире было около 8% (из 80–91 игроков только 5–7 были россиянами), то после победы команды на следующий год показатель резко вырос до 13% (13 человек из 100). В 2025 году РФ доминирует третий год подряд и число игроков на турнире выросло до 20% (16 из 80 человек — в два раза больше, чем у Китая, Филиппин и Украины). И это, не говоря о других соревнованиях, которые не считаются самыми важными в сезоне.

Успехи в Counter-Strike

История влияние и развития российских команд/игроков в CS более объёмная, поскольку сама игра несколько раз кардинально менялась: например, в 2013 году Сounter-Strike 1.6 заменила Counter-Strike: Global Offensive, а её в 2023 году — Counter-Strike 2. Да и профессиональная сцена КС начала развиваться в России намного раньше, чем в той же Dota 2, но обе игры объединяет тот факт, что изначально популяризовать их начали компьютерные клубы и впоследствии по двум дисциплинам Valve (разработчики этих игр) начали проводить мейджоры. Разница заключалась лишь в том, если отойти от кардинально разных жанров, что в CS было намного больше команд и игроков.

В первую очередь стоит вспомнить Мини-логотип команды virtus.pro Virtus.pro (победители ESL Major Series One Katowice 2014, Flashpoint Season 2), Логотип киберспортивной организации Gambit Esports Gambit Esports (чемпионы PGL Major Krakow 2017, BLAST Premier: Spring Finals 2021) и Outsiders (дочерняя команда VP, занявшая первое место на IEM Rio Major 2022).

Игроки состава Gambit Esports по CS2 после победы на турнире PGL Major Krakow 2017
Игроки состава Gambit Esports по CS2 после победы на турнире PGL Major Krakow 2017. Источник фото: HLTV.

Сейчас многократными победителями турниров уровня тир-1 вроде IEM Katowice 2024 или Perfect World Shanghai Major 2024 являются Мини-логотип команды Team Spirit Team Spirit (список достижений намного больше, мы привели только пару примеров).

Хотя, опять-таки, офис организации перенесли в Сербию, но состав Мини-логотип команды Team Spirit Spirit по Counter-Strike 2 полностью состоит из российских игроков. Главной же звездой ростера является Данил “donk” Крышковец, который в возрасте 14 лет присоединился к Мини-логотип команды Team Spirit Team Spirit Academy.

Игроки команды Team Spirit после победы на турнире PGL Astana 2025
Команда Team Spirit по CS2 после победы на турнире PGL Astana 2025. Источник фото: PGL.

Важно отметить, что юный Данил Крышковец, без сомнений, является крупным центром интереса со стороны российских поклонников в сообществе Counter-Strike, однако, как профессиональный игрок в данной дисциплине, он далеко не единственный. На популяризацию дисциплины в РФ путём достижений/побед повлияли и другие киберспортсмены, которые также достойны упоминания. Среди тех, кто не был упомянут в данном материале по CS, отметим:


💯 Перспективы киберспорта в РФ

Киберспортивный стадион с российским флагом на фоне сбоку

Абсолютно каждый аналитический ресурс, портал или учреждение — прогнозируют уверенный рост киберспортивного рынка в Российской Федерации. Хотя в нашем материале мы во многом опираемся на статистику с таких дисциплин, как Dota 2 и Counter-Strike, другие направления также пользуются популярностью и в них есть свои российские профессиональные команды/игроки/организации. Именно поэтому РФ сейчас занимает 6–7 место в мире по общему количеству киберспортсменов.

Статистика топ-10 стран в мире по количеству киберспортсменов
Своё место в мире на данный момент Россия делит с Австралией, но это лишь вопрос времени, когда удастся их обогнать. Во много росту новых профессиональных игроков способствует активно действующая инфраструктура ФКС России, Московского Киберспорта и учебные учреждения с соответствующими программами (начиная от школьных и заканчивая студенческими), включающих в себя поощрения (стипендии, призы) и перспективный карьерный рост.

Уровень не просто заинтересованности, а понимания, что такое киберспорт, также увеличился. Согласно данным аналитического центра ВЦИОМ, который опрашивал россиян о видеоиграх и киберспорте в 2025 году, уже 40% населения считают данную сферу спортом. Из них 51% думают иначе, однако ежегодно этот процент снижается. При этом 69% опрошенных — выступают “за” развитие киберспорта в России. Также 56% респондентов поддержали бы увлечение своего ребёнка компьютерным спортом. Всё это говорит об одном — постепенная смена поколений преодолевает процент предубеждений среди населения.

Также говоря об аренах, согласно данным Невафильм Research, в 2024 году их количество (2 700) обогнало число кинотеатров (2 200) на территории Российской Федерации. Вторые всё ещё лидируют, поскольку у них мест намного больше, чем в любом среднестатистическом киберспортивном зале, но данная сфера обладает своими преимуществами: арендовать или открыть такую арену дешевле, быстрее и проще.

Сам рынок показывает динамично-высокий темп роста, что положительно сказывается и на регионах. При этом хорошо стимулируют спрос и заинтересованность — мероприятия в городах, которые поддерживаются на государственном уровне. В том числе школьные и студенческие лиги киберспорта.

Прогноз развития киберспортивного рынка

Рост у российского рынка киберспорта — впечатляет. Поскольку за 2024 год объём составил $43,7 млн — это в два раза больше, чем в 2023 году. По словам доцента кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Михаила Хачатуряна, положительная динамика сохранится и в ближайшие несколько лет. Более того, к 2028 году объем должен будет вырасти до $70–80 млн.

Интересно, что за 2024 год оборот компьютерных клубов в РФ за первые полгода составил ₽14 млрд, а оценивается в ₽20 млрд. Об этом сообщил портал “Ведомости”, представив ссылку на представителей компании Langame (платформа с экосистемой для компьютерных клубов и киберспорта в России). При этом основная аудитория посетителей — это люди, рождённые после 2000 года.

Многие эксперты сходятся во мнении, что средний рост рынка при текущих условиях с каждым годом в среднем составит 21–22%. Динамика может быть и более положительная, но только при условии, что другие государства начнут признавать компьютерный спорт официальным, а в сферу — начнут вкладывать деньги.


❔❕ Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Где найти факультет киберспорта?

Необходимо посмотреть доступные образовательные учреждения в городе и узнать об их программах. Среди самых известных есть университет Синергия: у них есть совмещённый факультет игровой индустрии и киберспорта, который помогает получить сочувствующие знания и навыки. Также в Москве находится национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, где выпускают менеджеров компьютерного спорта.

Как попасть в киберспорт?

Самый простой способ — начать участвовать в студенческих лигах. Они проводятся ежегодно по несколько раз за сезон. Для этого требуется иметь высокие навыки в той дисциплине, которую выберите. В дальнейшем — всё зависит только от вас. Чем больше будет побед даже в составе малоизвестных коллективов от учебных учреждений, тем выше вероятность попасть в организацию.

Где можно смотреть матчи киберспорта?

Есть два варианта. Первый — подписаться на соответствующие каналы Twitch. Второй — можно подключить себе цифровой сервис вроде Okko, где показывают прямые трансляции турниров. На платформе не пропускают важные турниры по Dota 2 и Counter-Strike 2, а также можно посмотреть программы редакции, посвящённые компьютерному спорту: спецвыпуски, интервью, подкасты, влоги с места событий и многое другое.

Комментарии
Отправить
Реклама 18+
Читайте по теме
NIP запустят свою майнинг-ферму по добыче Bitcoin
CS2
12:23, 03.07.25
NIP запустят свою майнинг-ферму по добыче Bitcoin
Слух: В CS2 можно будет вырастить собственную курицу с уникальным окрасом
CS2
19:37, 10.08.25
Слух: В CS2 можно будет вырастить собственную курицу с уникальным окрасом
Team Spirit сенсационно уступили HEROIC в первом матче на EWC 2025 CS2 и покинули турнир
CS2
00:00, 21.08.25
Team Spirit сенсационно уступили HEROIC в первом матче на EWC 2025 CS2 и покинули турнир