Сразу после выхода Clair Obscur: Expedition 33 завоевала любовь критиков и рядовых геймеров. Игра на стыке двух жанров поражает глубиной своих механик, а вместе с тем — дарит незабываемые эмоции от погружения в фэнтезийный мир, насквозь пропитанный духом французской культуры и искусства. Таким образом проект студии Sandfall Interactive стал поводом оглянуться назад и вспомнить другие игры, где Франция является местом действия или источником вдохновения для вымышленного мира. Если вам понравилась визуальная составляющая Clair Obscur, то в нашем материале вы найдёте ещё больше тайтлов в похожем сеттинге.
Assassin’s Creed Unity
Разработчик: Ubisoft
Год выхода: 2014
Можно по-разному относиться к последним частям серии Assassin’s Creed, но когда выходила Unity — “трава была зеленее, солнце светило ярче”, а репутация Ubisoft была на самом пике. И вполне заслуженно, ведь после этой игры французская студия навеки зарекомендовала себя в качестве величайшего “архитектора в игровой индустрии” благодаря детальному и высококачественному переносу родной столицы в виртуальный мир.
Когда Ubisoft говорили, что Unity станет “любовным посланием Парижу”, это звучало как маркетинг. Но, поиграв хоть раз, вряд ли кто-то усомнится, что за рекламным слоганом скрыта искренняя дань уважения одному из главных культурных центров Европы. Разработчики буквально по крупицам воссоздали Париж конца XVIII века, опираясь на чертежи, гравюры и городскую планировку из исторических архивов.
При этом важно не забывать, что историческая реконструкция не ограничивается одной лишь архитектурой. Революционная Франция — это ещё и её народ. Unity стала первой игрой серии, где Ubisoft попыталась изобразить не просто толпу NPC, а многогранное общество. Здесь тысячи граждан орут, дерутся и встают на баррикады. И как бы пафосно это не звучало — они здесь не “ИИ-болванчики”, а лицо эпохи.


Да, Unity страдала на старте: баги, ужасная оптимизация, персонажи без лиц. Но всё это давно в прошлом. Сегодня восьмая часть Assassin’s Creed, возможно, лучшее цифровое воплощение Франции и её столицы в истории игр. И если вы потеряли интерес к серии ещё до выхода Unity, то пожалуй настало время закрыть этот пробел.
A Plague Tale
Разработчик: Asobo Studio
Год выхода: 2019 и 2022
От Великой французской революции переходим к более мрачному историческому периоду — Столетней войне. Обе игры серии A Plague Tale — Innocence и Requiem — мастерски передают атмосферу “чумного средневековья”. Здесь вместо узнаваемых достопримечательностей — провинциальные деревни, выжженные поля, аббатства и крепости, затерянные где-то между Аквитанией и Провансом. Действие разворачивается в XIV веке. Игра не пытается воссоздать точную историческую реконструкцию. Тут речь скорее об общем ощущении средневековья — гнетущее, грязное, полное страха и помешательства по самым разным поводам.
Разработчики из студии Asobo изначально хотели создать “место, в которое не хочется возвращаться” — и у них получилось. В первой части саги Франция похожа скорее на кошмарный сон юных героев, который превратил действительность в сеттинг тёмного фэнтези. Тем не менее, география локаций передана с вниманием и узнаётся в каждой детали: полях, готических церквях и дорогах, вымощенных булыжником.
Во второй игре ландшафты становятся разнообразнее — появляются города на побережье Средиземного моря, острова и живописные пашни. На их фоне особенно заметно, как меняется визуальная палитра от игры к игре — от серо-коричневых тонов к ярким краскам.


Несмотря на вымышленный сюжет и явные художественные допущения, серия A Plague Tale показывает средневековую Францию вполне в духе времени, как место, где люди живут, страдают и как-то справляются с хаосом вокруг.
Lies of P
Разработчик: Neowiz и Round8
Год выхода: 2021
В Lies of P мы подходим к наиболее красочному образу Франции, в который игроки окунулись через Clair Obscur: Expedition 33 — ту самую Прекрасную эпоху (Belle Époque). Однако Lies of P не ограничивается лишь её эстетикой, мир игры — это отдельная вселенная, где сказка о Пиноккио слилась с футуризмом Жюля Верна и жуткими образами из произведений Эрнста Гофмана (ещё в “Песочном человеке” 1816 г. он популяризировал образ кукол-автоматонов).
Город Крат, где разворачиваются события — конечно, место не реальное, но в фасадах зданий, уличных фонарях, витражах и мостовых явно ощущается дух Парижа и Версальского дворца, с поправкой на локальный апокалипсис. Тут хорошо видно, что создатели из южнокорейских студий Neowiz и Round8 находились под большим влиянием французского модерна и эстетики поздней викторианской эпохи.


Но важно, что игра не просто использует узнаваемые элементы “à la france” как декор, а выстраивает из них мрачную и целостную атмосферу. Здесь элегантная вычурность соседствует с ржавчиной, а утончённые силуэты механических кукол вызывают одновременно восхищение и тревогу. И хотя формально действие игры можно подогнать под “любой город Европы”, всё равно чувствуется — корни у него где-то между Лувром и Лионским вокзалом.
Steelrising
Разработчик: Spiders
Год выхода: 2022
В нашей подборке уже была революционная Франция из Unity и клокпанк-сеттинг из Lies of P. А что если соединить это вместе? У нас получиться Steelrising — игра, в которой король Людовик XVI не пошёл на гильотину, а начал террор с помощью своей гвардии заводных автоматонов. Париж здесь исказился, но при этом остался вполне узнаваемым. Лувр, Бастилия, Сена, Латинский квартал — всё на месте, только теперь за каждым углом встречаются стальные чудовища на манер заводных марионеток Джиндоша из Dishonored 2.
Париж в Steelrising ощущается вполне реальным. Разработчики из студии Spiders явно старались удержаться в рамках хотя бы стилистической достоверности — узкие переулки, решётки, особняки и колоннады здесь не просто “чтобы было красиво”. Они работают на атмосферу страха и подавленности, как и положено столице под контролем безумного автократа и его “железных приспешников”.


Эта Франция, конечно, не тянет на историческую реконструкцию. Зато отлично показывает, как могла бы выглядеть столица, если бы аристократы начали гасить огонь революции с помощью механических автоматонов. Хотя исторических личностей тут почти столько же, сколько и в AC: Unity.
Dordogne
Разработчик: Un Je Ne Sais Quoi
Год выхода: 2023
Не каждое изображение Франции пропитано мрачными и кровавыми историческими событиями или их лейтмотивами. Сюжет Dordogne — это камерная история, которую рассказывают через пасторальные пейзажи, написанные акварелью. Игрок отправляется в неспешное медитативное приключение вместе с девушкой Мими. После смерти своей бабушки она возвращается в дом детства в живописном провинциальном городке Дордонь в регионе Новая Аквитания. И вместе с Мими игрок возвращается в мир детских воспоминаний.
Франция в Dordogne — это картинка с сувенирного магнита на холодильнике. Она изображается посредством чувственного опыта и ностальгии по безмятежным дням юности. Здесь не так важен истинный облик условной деревушки: местами всё немного кривовато, где-то наивно, но за этим стоит честная попытка передать образ, который остался в памяти у ребёнка.


Эта игра не претендует на право отобразить какую-то особенную черту французской глубинки. Dordogne скорее даёт понять, насколько наше восприятие детства в деревне похоже на аналогичный опыт у среднего европейца. Также стоит добавить, что эта игра буквально была написана акварелью. По словам главного разработчика Dordogne Седрика Бабуша, ему было легче сначала отрисовывать сцены игры на бумаге и только потом переносить в графический редактор.
The Saboteur
Разработчик: Pandemic Studios
Год выхода: 2009
У The Saboteur была сложная судьба — она стала последним проектом Pandemic Studios, прежде чем Electronic Arts их закрыли. Разработчикам даже не дали возможности довести игру до “золота”, из-за чего часть контента оказалась вырезанной из игры. И тем не менее, геймеры по всему миру полюбили эту причудливую смесь из Assassin’s Creed, Mafia и GTA в сеттинге оккупированной Франции времён Второй Мировой.
The Saboteur — это набор стилизованных образов, собранный с оглядкой на нуарное кино, эстетику кабаре и военные фильмы про подпольное сопротивление. Разработчики из Pandemic Studios сделали главной визуальной особенностью игры чёрно-белую палитру для районов под контролем нацистов. Цвет возвращается только тогда, когда игрок посеет хаос в рядах оккупантов и установит контроль за силами Французского сопротивления. Приём может и не самый тонкий, но работает как простой визуальный маркер — Париж здесь, в прямом смысле слова, “окутан тенью”.
Франция в The Saboteur — это в первую очередь Париж, причём построенный на сугубо жанровых образах. На улицах происходят облавы, всюду развешаны плакаты с пропагандой и дежурят немецкие патрули. Районы отличаются по духу: Монмартр играет от эстетики кабаре и подполья, Латинский квартал — тихий, с переулками и укрытиями. Собор Парижской Богоматери и Эйфелева башня на месте, но не в качестве достопримечательностей, а скорее как точки притяжения — куда залезть, откуда прыгнуть и где что-нибудь подорвать.


Важно, что эта Франция вымышленная, но узнаваемая. Она опирается на миф о герое одиночке, который бегает по крышам, подрывает сторожевые башни и ускользает в ночи. Простой ирландский гонщик бросает вызов Третьему рейху, и в этом весь шарм.
Valiant Hearts: The Great War
Разработчик: Ubisoft Montpellier
Год выхода: 2014
Завершаем нашу подборку игрой, где авторы поставили перед собой цель представить Францию как чей-то родной дом. В Valiant Hearts: The Great War разработчики из подразделения Ubisoft Montpellier не делают ставку на эффектность. Свою родину они представили как регион, израненный Первой мировой войной, и сделали это аккуратно, с закосом под “мультяшный” визуальный стиль. Это решение позволило авторам уместить в одном кадре жестокость и человечность, не скатываясь ни в фарс, ни в мрачную драму.
Игра даёт пройтись по разным уголкам Франции — от Эпиналя до Реймса. Все локации — реальные, и большинство событий в них основаны на исторических фактах. А герои движутся вперёд в попытке выжить, найти близких или просто помочь друг другу.


В отличие от многие игр на военную тематику Valiant Hearts не романтизирует боевые действия, но при этом и не превращает всё происходящее в урок истории с тяжёлым закадровым голосом. Сюжет разворачивается без лишней назидательности, но с уважением к контексту.