Уже с первых минут Clair Obscur: Expedition 33 очаровывает игрока ярким визуальным стилем, оригинальным геймплеем и общей атмосферой сюжета. Проект от студии Sandfall Interactive вобрал в себя лучшее от других JRPG-игр и пришёлся по вкусу даже далёким от этого жанра. Если вы уже завершили путешествие с персонажами Expedition 33 и ищете что-то похожее, то в этой подборке вы найдёте игры, которые точно смогут удовлетворить вашу жажду приключений.
Persona 5
Разработчик: Atlus
Год выхода: 2016
В Persona 5 игрок берёт на себя роль токийского старшеклассника, который днём посещает занятия и строит отношения с окружающими, а ночью становится участником группы “Призрачных Похитителей Сердец”, проникающей в искажённые миры подсознания людей, чтобы изменить их сердца. Отчасти сюжет здесь перекликается с темами Clair Obscur, где герои сталкиваются с внутренними и внешними конфликтами, требующими морального выбора и самопожертвования.
Геймплей Persona 5 эволюционировал напрямую из классических JRPG-механик. Сражения происходят в пошаговом режиме, где ключевым элементом является использование слабостей врагов для получения преимущества. Как и в Expedition 33, здесь важно не только продумывать действия, но и учитывать возможные связки между персонажами. Основой игрового процесса являются Персоны: магические проекции внутреннего “я”, которых главный герой может собирать, прокачивать и создавать в Барахатной комнате. Здесь главная фишка — это возможность менять Персон прямо в бою, что позволяет гибко подстраиваться под врагов и выстраивать комбо-атаки с максимальной эффективностью.
Тактический акцент ставится на “эксплойт уязвимостей”: найдёшь слабость врага — получаешь дополнительный ход. В игре также уделено внимание менеджменту ресурсов: очки навыков (аналог маны) восстанавливается только за пределами “данжа” или за счёт редких предметов, а пули для огнестрела — крайне ограничены, но наносят огромный урон.
Metaphor: ReFantazio
Разработчик: Atlus
Год выхода: 2024
История Metaphor: ReFantazio разворачивается в королевстве Ухронии, где игрок берёт на себя роль безымянного героя. Он стремится раскрыть тайну убийства короля и занять трон. Как и в Clair Obscur, особое внимание здесь уделено устройству мира и внутренним конфликтам персонажей.
ReFantazio — это своеобразная попытка студии Atlus переосмыслить формулу Persona в сеттинге тёмного фэнтези. Главная инновация здесь — система архетипов, которая заменяет привычных Персон. В распоряжении игрока — десятки классов, от базовых до продвинутых, каждый из которых можно прокачивать и комбинировать между собой. Архетипы развиваются независимо от уровня персонажа, а навыки можно наследовать, создавая уникальные боевые сборки. Такой подход напоминает классические тактические RPG, где свобода в кастомизации напрямую влияет на успех в сражениях.
Сами бои — это сплав пошаговых сражений и элементами экшена в реальном времени. Слабых противников можно разнести за пару ударов, но серьёзные битвы разворачиваются уже в пошаговом формате с учётом позиции, уязвимостей и совместных атак. Противники реагируют на состав вашей команды, а значит, приходится учитывать не только силу, но и особенности врага. Если обобщить, Metaphor: ReFantazio — это Persona, но в формате более хардкорного и зрелого приключения.
Final Fantasy XIII
Разработчик: Square Enix
Год выхода: 2009
Final Fantasy XIII разворачивается в футуристическом мире, разделённом на два противоположных царства: парящий в небе Кокон и дикий, неизведанный Пульс. Шестеро героев, отмеченных печатью фал’си, вынуждены бороться с предначертанной судьбой и раскрыть заговор, угрожающий их миру. Центральная тема в сюжете игры — борьба с предопределением и стремление изменить свою участь.
Примечательно, что Final Fantasy XIII была одним из главных источников вдохновения у разработчиков Clair Obscur. Лучше всего это видно в её боевой системе. На первый взгляд она может показаться хаотичной: персонажи постоянно перемещаются по полю, эффекты атак заполняют экран, а интерфейс подсказывает, что нужно срочно реагировать. Однако здесь скрыта достаточно структурированная и последовательная механика, основанная на системе ATB (активная боевая система). Сражения в Final Fantasy XIII развиваются практически без пауз, что создаёт ощущение непрерывного экшена. Несмотря на это, здесь также присутствуют корни пошагового подхода: игрок по-прежнему планирует действия, пусть и в ускоренном темпе.
Ключевой элемент тактики — система парадигм, позволяющая заранее настраивать поведение персонажей в бою. Игрок управляет только лидером группы, тогда как действия остальных определяются выбранной конфигурацией ролей: атакующей, защитной, поддерживающей. Победа часто зависит не столько от силы способностей, сколько от своевременного переключения между парадигмами и понимания логики противников. Такая структура делает сражения динамичными, но требует внимательности и адаптации. Это не та игра, где можно полагаться на автоматизм — здесь важно уметь читать бой и реагировать на него.
Lost Odyssey
Разработчик: Mistwalker
Год выхода: 2007
Lost Odyssey была разработана Хиронобу Сакагути, “отцом” серии Final Fantasy. Главный герой игры — Каим Аргонар, бессмертный воин, потерявший память о своей тысячелетней жизни. В фэнтезийном мире игры произошла “Магическая Промышленная Революция”. Теперь былой порядок начинает рушится, а Каим должен бросить вызов, надвигающейся угрозе. По мере продвижения по сюжету он вспоминает своё прошлое, сталкиваясь с трагедиями, потерями и радостями.
Боевая система Lost Odyssey основана на традиционных механиках пошаговых сражений, но с некоторыми уникальными особенностями. Как и во многих играх жанра JRPG, здесь присутствует магия стихий (огня, воды, ветра) и никаких особых свойств у оружия — только цифры урона. Разнообразие в подобный подход к геймплею вносит специфическое деление персонажей на смертных и бессмертных. Бессмертные персонажи не могут погибнуть в бою и всегда воскресают по истечении нескольких ходов. Однако сами по себе они не обладают никакими способностями и должны “перенимать” их у смертных героев, которым доступна полноценная система прокачки.
Как и в Clair Obscur, здесь нужно быть внимательным к таймингам и в нужный момент прожимать атаки для их усиления. При этом Lost Odyssey требует не только грамотно разыгрывать способности, но и учитывать позиционирование героев.
Sea of Stars
Разработчик: Sabotage Studio
Год выхода: 2023
История Sea of Stars повествует о Зейл и Валери, двух воинах, в чьих руках силы солнца и луны. Их миссия — остановить зловещего алхимика Флешмансера, угрожающего миру. Хотя сюжет поначалу может показаться набором клише жанра JRPG, он постепенно наполняется неожиданными поворотами и нетривиальным сценарными приёмами.
Боевая система Sea of Stars вдохновлена классикой JRPG-игр, но с собственными “изобретениями”: здесь придётся освоить механику специфических quick time-ивентов, которые позволяют усилить атаки. Кроме того, в Sea of Stars есть система “замков”, когда противники перед мощными атаками показывают последовательность необходимых типов урона для их прерывания. Это превращает каждый бой в тактическую головоломку, требующую правильного подбора навыков и персонажей.