Atomfall — это новая игра от студии Rebellion, наиболее известных по серии Sniper Elite. Её уже успели окрестить британской смесью Fallout и S.T.A.L.K.E.R. Но за этими сравнениями прячется действительно оригинальный проект, в котором ролевой геймплей, построенный на выживании удачно сочетается с сеттингом ретрофутуристической Англии 1960-х годов. Atomfall не балует игроков лишними подсказками, что работает на руку погружению, но может вызвать трудности на первых порах. В этом руководстве мы разберём основные принципы геймплея игры.
Исследование мира

Как только игрок выбирается из бункера, перед ним открываются живописные виды Долины Слэттен — одной из пяти основных локаций игры. Первым, кто здесь вступит в разговор с протагонистом, станет таинственный Голос из телефона, который сразу обозначит главную цель сюжета — убить “Оберона”. Вы не знаете, кто вы, как оказались в карантинной зоне и как выглядит ваш враг. И чтобы пьянящая свобода действий не ввела вас в ступор, мы расскажем, чего следует ожидать от мира игры.
Как двигаться по сюжету?
Поскольку в Atomfall нет классической квестовой системы по принципу “выполнишь задание — узнаешь больше”, искать ответы и интерпретировать их придётся самому. Вместо квестов у вас есть зацепки, каждая из которых позволяет продвинуться на шаг ближе к разгадке тайны Уиндскейла. Ими могут быть рассказы персонажей, внутриигровые записки и даже точки интереса сами по себе. Так что найденный обрывок письма представляет не меньшую ценность, чем патроны или рецепт нового расходника.
Исходя из этого мы рекомендуем с особой тщательностью изучать каждую локацию на наличие записок, документов и аудиодневников. Когда вы находите зацепку, она помечается знаком вопроса в дневнике. Лишь в редких случаях они будут помечены на карте. По большей части игроку сообщают только примерное местонахождение искомого вами персонажа, предмета или локации. Однако другие зацепки могут подтверждать ранее найденные. Это даст вам уверенность, что вы движетесь в правильном направлении.
Регионы
Как уже было упомянуто, действие игры разворачивается в пяти локациях, формирующих карантинную зону вокруг аварии на атомной станции Уиндскейл. Здесь отсутствует какая-либо линейность в развитии сюжета, так что игрок может изучать их в произвольной последовательности. Более того, во многие из них придётся периодически возвращаться, чтобы получить доступ к ранее недоступным объектам.
- Долина Слэттен: населена в основном разбойниками, вооружёнными ржавым оружием, битами для крикета и заточками. Здесь можно найти первых персонажей и торговца, которые введут в обстоятельства произошедших событий, и дадут первые зацепки в вашем расследовании;
- Лес Кастерфел: мрачное место, где обитают обезумевшие язычники-друиды. Они почти не используют огнестрельное оружие, а их арсенал зачастую состоит из лука, серпов и топоров. Несмотря на жуткую атмосферу прямиком из фильма “Плетёный человек”, эта зона вполне безопасна, пока вы держитесь подальше от священных пещер друидов и, особенно, их главного логова в замке Кастерфел;
- Деревня Виндхэм: по сути единственное относительно безопасное место, которое связано со всеми остальными локациями. Здесь можно найти сразу трёх торговцев и множество персонажей, которые за определённую плату помогут в вашем расследовании. Также тут игроку придётся столкнуться и с первым моральным выбором, который поможет определиться, какая из местных фракций вам больше импонирует;
- Скезермур: этот регион стал оплотом для сил Протокола, чьи солдаты организовали здесь свою военную базу и тюрьму для контроля и подавления местного населения. Если игрок предпочитает не связываться с Протоколом, то большая часть территории Скезермура останется для него закрытой. В таком случае пройтись по ней можно будет либо скрытно, либо с боем, прорываясь через толпы вооружённых до зубов солдат и боевых роботов;
- “Развязка”: центральное место в сюжете Atomfall. Каждый сектор “Развязки” хранит множество тайн, которые позволят узнать причину аварии в Уиндскейле. Вам следует заранее приготовиться к многократным возвращениям в это место, так как большинство секторов будут недоступны до выполнения определённых действий на поверхности. Также здесь придётся столкнуться и со всеми известными врагами в игре. Когда игрок открывает один из входов в “Развязку”, её частично осваивают противники из соответствующей локации и это, не считая одичавших мутантов, крыс и летучих мышей.
Крафт и инвентарь
Рюкзак

Главная проблема новичков в Atomfall — это переполненный инвентарь. У вас есть 12 ячеек, которые можно использовать под расходники, дополнительное оружие (пистолет и ближний бой), метательные снаряды и квестовые предметы. Также есть 4 слота под основное оружие. Боеприпасы и предметы для крафта хранятся в карманах и не занимают место в инвентаре. Но они также имеют собственный предел, который можно будет расширить навыком “Большие карманы”.
В игре отсутствуют классические сундуки, в которые вы можете сложить излишки вашего лута и вернуться за ним позже. Вместо этого протагонист может воспользоваться прекрасным реликтом XX века — пневмопочтой. Она позволяет складировать свои предметы из инвентаря, но найти почтовые капсулы можно по большей части только в “Развязке”. Так что пользоваться ей стоит в основном для хранения Радиоизотопных реакторов, которые позже здесь и пригодятся.
Также не стоит гнушаться торговли. Чтобы оптимизировать занятое пространство в своём инвентаре, старайтесь выменивать ненужные расходники на один ценный предмет вроде аптечки. Это будет полезно в бою и намного эффективнее нескольких бинтов.
Крафт

Системе крафта в Atomfall игрока обучают буквально в самом начале игры, когда загадочный учёный попросит изготовить бинты, чтобы перевязать его рану. По мере прохождения вы будете находить разнообразные рецепты расходников и метательных снарядов. Ресурсы для их изготовления разбросаны буквально по всюду, но если вдруг один из них окажется в дефиците — вы можете пополнить запасы у некоторых торговцев.
Отдельного внимания заслуживает механика крафта оружия. О такой возможности никто в игре не расскажет, пока вы не откроете навык “Оружейный мастер”. Принцип его изготовления прост: вам нужно два экземпляра оружия одинакового качества, чтобы скрафтить более совершенный образец (ржавое → обычное → новое). Стоит отметить, что улучшается только огнестрельное оружие.
Боевая система

Выносливость
Разработчики Atomfall реализовали параметр выносливости достаточно оригинальным образом. В игре присутствует знакомая шкала “силы”, но несколько отличается от своих аналогов в Fallout и S.T.A.L.K.E.R. Игрок не расходует свой запас выносливости, а наоборот — накапливает показатель пульса. При достижении 180 уд/мин зрение главного герое немного ухудшится и появится отдышка. В этом состоянии ваша точность снижается, персонаж издаёт больше шума и наносит меньше урона в ближнем бою.
Пульс увеличивается во время бега, при любых атаках и получении урона. Кроме этого, базовый показатель пульса может отличаться в зависимости от локации и будет всегда немного выше в опасных зонах. С учётом данной механики, старайтесь не вступать в бой после длительной пробежки и избегайте пустых атак в воздух. Также рекомендуем приобрести навык “Фокус стрелка”, который повысит ваш урон при низком уровне пульса.
Дальний бой
Как и во многих играх с упором на выживание, сложность “боёвки” в Atomfall зависит не столько от ваших умений игрока, сколько от грамотного расчёта ресурсов. Вы без особого труда можете перестрелять всех разбойников в округе, но окажетесь с пустым боекомплектом в по-настоящему опасной ситуации. И тут важно отметить, что пули, как и мусор для крафта — ресурс почти не возобновляемый, а вот ваши противники всегда возвращаются после очередной зачистки условного бункера. Всего в игре пять типов боеприпасов: для пистолетов, ружей, винтовок, пистолетов-пулемётов и лука. Поскольку пистолет не занимает полноценный слот для оружия, вы сможете носить с собой полный арсенал без опаски, что патроны кончатся в самый нужный момент.
Ближний бой
Тем не менее постоянный дефицит амуниции компенсируется высокой эффективностью оружия ближнего боя. Игрок без труда может одолеть любого противника, кроме роботов, если будет спамить атаками топором или электрошокером. Эта тактика особенно хорошо работает, если действовать скрытно и не привлекать внимание остальных врагов. Кроме того, оружие ближнего боя можно метать, чтобы устранить неприятеля на расстоянии.
Стелс
Скрытность в Atomfall парадоксально проста и сложна одновременно. Возможно, эту механику поправят в ближайших патчах, и мы внесём соответствующие правки в этот гайд, но на момент написания статьи она выглядит слегка несбалансированной. Проблема в том, что любой враг обладает поистине феноменальным зрением: вас могут обнаружить в полной темноте с другого конца локации, а угол обзора противников гарантирует вам скрытность только за их спиной.
При этом поведение NPC при вашем обнаружении оставляет желать лучшего. Неприятели быстро теряют интерес к игроку и практически полностью игнорируют очевидные следы вашего присутствия вроде трупов или выстрелов. К примеру, солдат Протокола может со спокойной душой нести службу, пока вы дерётесь на ножах с его боевым товарищем в соседней комнате.
Система навыков

Ещё одна особенность, которая отличает Atomfall от других похожих игр — система развития. Как таковой полноценной системы прогресса с повышением уровней в игре нет. Есть только навыки открываемые с помощью “Стимуляторов обучения”. Разблокировка каждого перка требует 1-7 стимуляторов, которые чаще всего можно найти либо в самых опасных, либо важных для истории местах. Такими образом игра поощряет скрупулёзно исследовать каждый уголок локаций. К слову, у этой механики даже есть хорошее сюжетное обоснование, которое объясняет, почему эти стимуляторы разбросаны по всем локациям.
Однако искать придётся не только шприцы с заветной инъекцией. По умолчанию игроку доступны по одной ветке навыков в каждой категории. И если быть честным — они не дадут особого преимущества в начале игры. Чтобы разблокировать доступ к остальным навыкам, потребуются пособия. Их можно найти в открытом мире, а некоторые — купить у торговцев. Также отдельные перки вы получите в награду за выполнение заданий от ключевых персонажей.
В заключении стоит ещё раз обозначить главный принцип в основе геймплея Atomfall. Это игра скорее про исследование, нежели про выживание. Её можно пройти, не пролив ни капли крови, а можно достичь финала, вырезав всех и каждого на своём пути. Но суть останется той же. Не бойтесь потратить время, чтобы заглянуть под каждый камень. Это существенно облегчит ваше прохождение и позволит проникнуться историями тех, кто исчез в катастрофе мира Atomfall.