Shadow Shaman — один из самых востребованных саппортов в нынешней мете. Герой сочетает в себе мощный контроль, высокий урон на ранних уровнях и отличный потенциал для пуша. В патче 7.38c он особенно раскрылся на четвёртой позиции благодаря новому улучшению от Aghanim’s Scepter и переработанным аспектам, которые сделали его ещё полезнее в командных драках. В этом гайде редакция Esports.ru разберёт ключевые аспекты игры за Shaman в качестве четвертой позиции: оптимальную раскачку, сборки, сильные и слабые стороны, чтобы вы могли реализовать героя на максимум и привести команду к победе.
Способности, аспекты и древо талантов
Персонаж имеет три активные способности, две пассивные, а также владеет улучшениями от Aghanim’s Scepter,
Aghanim’s Shard и двумя аспектами.
Ether Shock
Тип: Направленная на существо;
Урон: Магический;
Использует ману: 90/105/120/135.
Работает сквозь невосприимчивость к эффектам: Нет;
Урон: 140/200/260/320( 390/450/510/570);
Дальность применения: 600;
Перезарядка: 14/12/10/8.

Способность создаёт конус из молний, который наносит магический урон нескольким вражеским целям. Это основной скилл для нанесения урона для Shadow Shaman на ранних уровнях, особенно для харасса на линии, а также фарма крипов в более поздней стадии. Скилл поражает до 9 целей на максимальном уровне прокачки, что делает его полезным в тимфайтах. Также способность усиливается при наличии Aghanim’s Scepter: при использовании Shackles автоматически выпускается Ether Shock, дополнительно нанося урон в зоне контроля.
Hex
Тип: Направленная на существо;
Использует ману: 190.
Работает сквозь невосприимчивость к эффектам: Нет;
Развеивается: Сильным развеиванием;
Дальность применения: 550;
Длительность: 2/2.3/2.6/2.9 сек;
Перезарядка: 24/20/16/12.

Hex превращает вражеского героя в безобидное существо, двигающееся со скоростью 100, а также полностью отключая возможность применять способности, использовать предметы и атаковать. Эта способность используется для контроля в файтах и для “сетапа” убийств, особенно против героев, зависящих от мобильности или защиты. Дополнительно Hex моментально убивает любые иллюзии, что делает его эффективным против иллюзионистов или героев с Manta Style.
Shackles
Тип: Прерываемая;
Урон: Магический;
Использует ману: 125/140/155/170.
Работает сквозь невосприимчивость к эффектам: Нет;
Развеивается: Сильным развеиванием;
Дальность применения: 450 (600);
Длительность: 2.4/3/3.6/4.2 сек.( 3.9/4.5/5.1/5.7);
Урон и лечение себе: 70/140/210/280( 240/310/380/450);
Перезарядка: 16/14/12/10;
Каждые 0.9 сек. в радиусе 600 от связанной цели выпускается Ether Shock, наносящий 100% обычного урона:
Позволяет применять Shackles на змеиных тотемов и союзников.

Shackles — это одна из сильнейших одиночных дизейбл-способностей героя, которая не только обездвиживает цель, но и наносит постепенный урон, восстанавливая здоровье Shadow Shaman. Способность прерываемая, а при ее действии “Шаман” сам неподвижно держит врага, что требует аккуратного позиционирования. С выходом патча 7.38 Shackles получило улучшение при наличии Aghanim’s Scepter — во время действия способности герой автоматически выпускает Ether Shock в зону действия, нанося урон по нескольким врагам. Это значительно усиливает полезность Shaman в тимфайтах и делает Shackles опасным не только для самой цели, но и противников вокруг действия скилла.
Fawl Play
Тип: Пассивная;
Использует ману: Нет.
Отключается истощением: Да.
Тип развеивания: сильное;
Защита от урона: 1 сек(1.5 сек);
Длительность: 3 сек;
Перезарядка: 120 сек (сбрасывается при возрождении);
Позволяет использовать предметы в форме курицы;
Создаются 3 неуправляемые курицы-приманки, существующие 3 секунды.

Врожденная способность позволяет после получения смертельного урона Shadow Shaman не умереть, а стать неуязвимой курицей на 1 секунду, получая сильное развеивание и выживая с 1 ХП. Эффект позволяет избежать добивания в критической ситуации, однако не спасает от последующего урона. С покупкой Aghanim’s Shard эффект усиливается: длительность повышается до 1.5 секунд, герой может использовать предметы даже в облике курицы, а рядом с ним появляются три приманки-курицы, которые существуют 3 секунды. Улучшение повышает шансы на выживание в критической ситуации и сбивает фокус врага.
Mass Serpent Ward
Тип: направленная на точку;
Урон: Физический;
Использует ману: 200/350/550/.
Работает сквозь невосприимчивость к эффектам: Да;
Развеивается: Нет;
Кол-во призываемых тотемов: 10( 1;
Дальность применения: 550;
Длительность: 45 сек;
Урон тотемов: 50/85/120( 500/850/510/1 200);
Дальность атаки: 650( 810);
Атак для убийства тотема: 2( 20);
Атак крипов для убийства: 4( 40);
Перезарядка: 110.

Shadow Shaman призывает 10 змеиных тотемов, которые наносят физический урон и атакуют вражеских героев, крипов и строения. Тотемы невосприимчивы к магии и идеально подходят для захвата объектов и давления на карту. Также герой может использовать ультимейт, чтобы окружить противника, не давая ему выбраться без помощи тиммейтов или не разбив семи змеи. В сочетании с другими “дизейблами” героя, змеи способны нанести серьёзный урон или даже убить цель.
Аспекты
Chicken FingersНовый
Следующая атака по врагу превращает его в курицу на 1 секунду, позволяя продлить дизейбл и надежно зафиксировать цель.

Massive Serpent Ward
превращает ультимейт в одного гигантского змеиного тотема, увеличивая его урон, здоровье и награду за убийство в 10 раз.

Таланты
Уровень 25
+1 цель атаки тотемов от Mass Serpent Ward
+250 к урону от Ether Shock69.9%
Уровень 20
+50% к атакам для убийства Mass Serpent Ward
+1.5 сек. действия Shackles84.8%
Уровень 15
Hex накладывает истощение82.6%
+160 к дальности атаки Mass Serpent Ward
Уровень 10
+1.75 маны в секунду
+170 к суммарному урону от Shackles72.3%
Как патч 7.38c повлиял на Шамана
Одним из ключевых изменений стало обновление Aghanim’s Scepter в патче 7.38 — он больше не усиливает Mass Serpent Ward, зато значительно улучшает Shackles: теперь способность дополнительно выпускает Ether Shock, наносящий урон по врагам в области. Это сделало героя более полезным в командных драках, при этом он сохранил свой мощный пуш-потенциал. Также в патче 7.38 был добавлен аспект Chicken Fingers, который стал одним из главных факторов в выборе Shadow Shaman на четвёртую позицию. В буквенном патче 7.38c Shadow Shaman не получил никаких изменений, однако косвенно стал только сильнее благодаря текущей мете. Длительные и затяжные драки играют ему на руку, ведь герой обладает мощным контролем, ощутимым уроном, неплохой мобильностью и выживаемостью, что позволяет ему стабильно вносить импакт в сражениях на любой стадии игры.
Роли
На основе статистики с портала Dota2ProTracker в реалиях патча 7.38c, можно понять, что Shadow Shaman чаще всего используется именно в качестве саппорта четвертой и пятой позиции, значительно превосходя другие роли. В качестве “четвёрки” герой был выбран 718 раз, что меньше, чем на “пятёрке” (1035 пиков), но при этом винрейт на четвёртой позиции составляет 54%, что выше, чем на пятой (52%). На других ролях Shadow Shaman не рассматривается всерьёз — игр на кор-позициях набралось чуть больше десяти
Позиция
% игр
Винрейт
1
0.09%
0%
2
0.09%
0%
3
0.28%
50%
4
32.96%
54%
5
47.52%
52%
Источник: Dota2ProTracker
Как играть на Шамане четверке
Этот гайд поможет вам понять, как эффективно реализовать Shadow Shaman на четвёртой позиции. Герой отлично подходит для агрессивного геймплея благодаря мощному контролю, высокому урону на ранних уровнях и одному из лучших ультимейтов для пуша — Mass Serpent Ward. Shaman уверенно чувствует себя на четвёрке на всех стадиях игры, оставаясь ключевой фигурой как в командных сражениях при удачном фокусе, так и при осаде вышек или вражеской базы.
В патче 7.38c большинство игроков на Shadow Shaman выбирают аспект Chicken Fingers — он позволяет превратить врага в курицу на 1 секунду после следующей атаки. Пикрейт этого аспекта составляет 98%, что делает его основным выбором для Shaman.

На стадии лайнинга Shadow Shaman чувствует себя уверенно благодаря высокому базовому урону и двум мощным дизейблам — Hex и Shackles, которые позволяют инициировать драки и наказывать загулявших саппортов и керри, а также отлично комбинируется с агрессивными героями на тройке. “Шаман” также силён в ротациях — его дизейблы позволяют ему делать эффективные “сейв-тп” на другие линии. Важно следить за ситуацией на карте и моментально реагировать на вражескую агрессию: даже одного “ТП” от Shaman часто хватает, чтобы перевернуть размен в свою пользу.
Кроме того, Shadow Shaman должен контролировать руны для мидера — это не только помогает вашему мидеру получить ценную руну, но и лишает этой возможности вражеского героя. При этом Shaman может самостоятельно сместиться в мид с помощью Smoke of Deceit, если ситуация на его линии стабильна и оффлейнеру ничего не угрожает. Удачный выход в центр и успешный килл помогут не только заработать преимущество, но и усилят доминацию вашего мидера на карте
В мидгейме основная задача Shadow Shaman — двигаться вместе с командой и открывать карту, ставя змей на Т-1 И Т-2 башни. Благодаря Mass Serpent Ward он может быстро сносить вышки, а также закрывать в них подставившихся героев. Тот же принцип работает и при захвате Рошана — змеи помогают забрать его максимально быстро и безопасно.
В лейте герой по-прежнему остаётся крайне полезным. С покупкой Black King Bar он может смело инициировать, удерживая ключевую цель на длительное время. Однако важно помнить, что Shadow Shaman уязвим — даже несмотря на наличие врождённой способности Fowl Play, допущенная ошибка может стоить жизни. Правильное позиционирование и тайминг BKB являются важнейшими при игре на “Шамане”. В более поздних стадиях с покупкой Refresher Orb герой становится по-настоящему опасным, так как две пачки змей позволяют либо уничтожить сторону при заходе на хайграунд, либо надёжно защитить базу от врагов. Все это делает Shadow Shaman важнейшим героем в командных пушах и одним из самых ценных саппортов в решающих сражениях.
Скиллбилд на Shadow Shaman
Аспект: Chicken Fingersпикрейт: 98%; винрейт: 54%.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
10: +170 к суммарному урону от Shackles;
15: Hex накладывает истощение;
20: +1.5 сек. действия Shackles;
25: +250 к урону от Ether Shock.
Скиллбилд на Shadow Shaman в основном ориентирован на мощный контроль в ранней стадии игры. Основной приоритет в прокачке отдаётся Shackles — это ключевая способность, обеспечивающая длительный дизейбл и постепенное лечение самого героя, что делает её крайне эффективной на линии. После этого максится Hex, так как он увеличивает суммарное время контроля по цели. Однако существует и альтернативная вариативность с упором в Ether Shock. Такой скилл билд стоит рассматривать в тех случаях, когда Shackles могут легко сбивать либо когда ваша команда нуждается в быстром уроне, нежели контроле.
Предметы и билды на Shadow Shaman
Профессиональные игроки и обладатели высокого рейтинга чаще всего используют билды, которые делают героя более мобильным и живучим саппортом, способным спасать как себя, так и союзников. В этом разделе мы разберём стартовый и основной билд Shadow Shaman, а также лучшие предметы, чтобы понять, как быть максимально полезным в игре на этом герое.
Стартовый закуп
Вариант 1
![]() | ![]() | |
![]() |
Общая стоимость: 600
Преимущества
- Мобильность.
Недостатки
- Нет стиков;
- Отсутствие хилла.
- Отсутствие статов.
Вариант 2
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
Общая стоимость: 580
Преимущества
- Наличие стиков;
- Наличие хилла;
Недостатки
- Отсутствует Мобильность.
Стартовый билд на Shadow Shaman может варьироваться в зависимости от предполагаемого лайнинга. Первый вариант подходит для агрессивной игры: Boots of Speed дают мобильность и позволяют быстро реализовывать Shackles или Hex, но при этом герой остаётся уязвимым из-за отсутствия регена и статов, которые ему приходится довозить впоследствии с первых рун богатства. Второй вариант рассчитан на стабильное стояние линии — наличие Magic Stick поможет против героев со спам-способностями, а регенерация и базовые статы повысят живучесть. Однако отсутствие ботинка снижает мобильность, что важно учитывать, ведь “Шаман” достаточно медленный герой.
Сборка на Шамана четверку
Сборка 1
Ориентирована на среднюю стадию игры с акцентом на мобильность и сейв. Основу составляет Aether Lens, увеличивающий радиус применения всех заклинаний, и Blink Dagger, позволяющий неожиданно врываться в противника и моментально использовать Hex или Shackles. Force Staff позволяет как спасать союзников, так и самому выходить из опасных ситуаций. Glimmer Cape защищает от магического урона и позволяет незаметно инициировать.
Сборка 2
Второй билд рассчитан на позднюю стадию игры. Black King Bar защищает от контроля и даёт возможность долго держать цель в Shackles. Refresher Orb позволяет дважды за драку использовать ультимейт и дизейблы. Aghanim’s Scepter усиливает Shackles, нанося урон по области способностью Ether Shock. В сборке также присутствуют Wind Waker, который даёт как сейв, так и мобильность.
Обе сборки на Shadow Shaman обладают гибкостью и могут меняться в зависимости от ситуации в игре. Герою необходимы предметы на мобильность и выживаемость, так как он часто выступает в роли инициатора и саппорта в командных сражениях. Помимо предметов, указанных в основных билдах, вы можете рассмотреть покупку Ghost Scepter, который позже можно улучшить в
Ethereal Blade — он отлично защищает от физического урона и позволяет сейвить союзников. Также полезным выбором будет
Lotus Orb, позволяющий снимать негативные эффекты и отражать опасные направленные способности, такие как
Primal Roar или
Doom. Если же Shaman регулярно становится приоритетной целью для фокуса и не успевает реализовать свои способности, стоит рассмотреть
Aeon Disk, который даст шанс выжить и успеть нажать важные скиллы в бою.
Нейтральные предметы
Разряд 1
63,6%
24,0%
6,6%
2,5%
Разряд 2
28,1%
24,9%
19,6%
17,8%
Разряд 3
78,8%
19,6%
1,1%
0,5%
Разряд 4
51,8%
27,3%
18,3%
1,0%
Shadow Shaman в патче 7.38c нуждается в нейтральных предметах, которые усиливают его выживаемость, мобильность и потенциал для инициации. Среди предметов первого тира выделяется Mana Draught — он обеспечивает стабильную регенерацию маны, необходимую для активной игры на линии. Во втором тире отличным выбором остаётся Tumbler’s Toy, позволяющий сокращать дистанцию или уходить от опасности. В третьем тире стоит обратить внимание на Gale Guard — этот предмет создаёт щит, блокирующий входящий урон, что помогает “Шаману” выживать чаще. А в четвёртом тире одним из лучших вариантов станет Ninja Gear, дающий эффект Smoke of Deceit на 15 секунд — это позволяет находить выгодные позиции и неожиданно инициировать.
Кем контрить Shadow Shaman?
Противник
Винрейт
WK
44,04%
Medusa
47,48%
Meepo
47,94%
Abaddon
48,54%
AA
48,74%
Shadow Shaman испытывает трудности против героев, способных прерывать каст его скиллов, игнорировать контроль или быстро зафокусить его. Wraith King может напасть на героя с помощью Wraithfire Blast. Medusa легко выходит из контроля с помощью
Stone Gaze, из-за чего Shaman не сможет долго удерживать её в Shackles. Meepo опасен благодаря клонам и высокому урону, а также легко ловит героя в
Earthbind. Abaddon с помощью
Aphotic Shield снимает Hex и Shackles с союзников, сильно снижая импакт Shaman. Ancient Apparition нейтрализует врождённую способность Chicken Fingers с помощью
Ice Blast, лишая героя возможности долго выживать в файтах, а
Cold Feet не даёт ему безопасно удерживать цели в Shackles.
Кого контрит Шаман?
Противник
Винрейт
Doom
55,05%
Primal
53,27%
Timber
52,09%
Pango
51,00%
PA
50,53%
Shadow Shaman хорошо справляется с героями, которые в мете Дота 2 полагаются на мобильность или являются уязвимыми к контролю. Doom страдает от дизейблов: Hex и Shackles позволяют зафокусить его до применения ультимейта. Primal Beast не успевает уйти с помощью Onslaught и не может долго удерживать цель в
Pulverize. Timbersaw уязвим к длительным контролям, так как его мобильность через
Timber Chain легко прерывается. Pangolier страдает от того же — дизейблы сбивают “каст тайм” его
Rolling Thunder. Phantom Assassin тяжело раскрыться в тимфайте: её легко обездвижить и быстро убить, не дав внести урон.
С кем в команде брать Шамана?
Тиммейт
Винрейт
DB
55,6%
Invoker
55,2%
TB
53,6%
Brew
53,0%
MK
51,8%
В патче 7.38c Shadow Shaman отлично сочетается с героями, обладающими мощным прокастом, длительным контролем и большим уроном. Dawnbraker с помощью Solar Guardian может быстро подключиться к файту и продлить контроль, пока Shackles удерживает цель. Invoker отлично дополняет “Шамана”, используя
Sun Strike в дизейблы, что позволяет быстро устранять врагов. Terrorblade хорошо сочетается с Shaman при пуше, а также внушительным уроном в его связку. Brewmaster наносит урон в станы за счет
Primal Split, а Monkey King благодаря мобильности и
Wukong’s Command идеально дополняет Shaman.
Заключение
Патч 7.38c закрепил Shadow Shaman как одного из самых востребованных и эффективных саппортов четвёртой позиции. Герой остаётся сильным благодаря своему мощному контролю, пуш-потенциалу и способности влиять на игру на всех стадиях. Изменения в мете и самом герое сделали его универсальным выбором как для агрессии, так и для сейв-игры. Если вы ищете героя с простыми механиками, высоким импактом и возможностью выигрывать игры за счёт грамотного позиционирования и контроля, то Shadow Shaman станет отличным выбором для рейтинговых матчей.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
В патче 7.38c Shadow Shaman получил улучшение от Aghanim’s Scepter, которое значительно усилило Shackles, добавив автоматический выпуск Ether Shock во время действия способности. Также герой получил аспект Chicken Fingers, который стал практически обязательным в выборе.
Герой обладает высоким базовым уроном, двумя надёжными дизейблами и мощным ультимейтом, идеально подходящим для пуша и контроля пространства. На четвёрке он может как инициировать, так и защищать, а его способности позволяют наказывать загулявших героев и быть полезным в любой стадии игры. Кроме того, герой раскрывается в этой роли за счёт более раннего выхода в Blink Dagger — на четвёрке ему не приходится тратиться на основные саппорт-ресурсы, что позволяет сосредоточиться на покупке необходимых предметов.
Ультимейт стоит использовать для сноса башен, но не рекомендуется тратить его, если постройка и так скоро падёт. Mass Serpent Ward особенно эффективен при заходе на тир-3 башни, а также против уязвимых героев: можно зафиксировать цель в Shackles или Hex и окружить змейками для гарантированного убийства. Кроме того, способность отлично подходит для убийства Рошана и в длительных файтах, где змей не могут сломать и они регулярно наносят урон.