Ролевое разделение касается каждого проекта в жанре MOBA. Dota 2 в этом плане не исключение. Здесь их пять — по одной на каждого участника команды. Роль сказывается на многом: выборе, старте, закупе, билда и целях.
Понять это становится труднее, когда приходит осознание, что определение месторасположения тут не статичное. Хорошая новость — для геймплейных особенностей общие паттерны уже давно стали устоявшимися.
Первый шаг на пути к погружению — это изучение роли в Доте 2 по позициям. Учитывая, что с этим возникают проблемы не только у начинающих, но и у опытных пользователей, никогда не поздно разобраться в основах.
Позиция | Основная роль |
1 | Керри |
2 | Мидер |
3 | Оффлейнер |
4 | Частичная поддержка |
5 | Полная поддержка |
Всё, что нужно знать о керри
Начинает с лёгкой линии. Основная цель перед теми, кто берёт его — быстро и умело добивать крипов. Начальный этап проходит «мимо» него: он не должен лететь или идти через всю карту, чтобы подключиться к дракам во время лайнинга, если они возникают.
Войд (Faceless Void) является идеальным примером такого пассивного героя. Таким, как он, лучше пользоваться своей ультой по мере готовности только с тиммейтами, чтобы гарантированно раз в две минуты совершить один или несколько киллов, а до этого момента усердно фармить. Изначально у него не получится убивать в одиночку, Кто похож на него?
- Антимаг / Anti-Mage.
- Медуза / Medusa.
- Нага / Naga Siren.
- Спектра / Spectre.
- Террорблейд / Terrorblade.
Эта роль подойдёт далеко не каждому из-за уязвимости. Почему? Чаще всего каждый из них имеет маленький DPS и низкую выживаемость, поэтому нужно не умирать. Потенциал они способны раскрыть только с получением мощных айтемов, уровня и, соответственно, талантов. Мета регулярно преображается, но каждый из них всегда рассчитывает на высокий показатель физического урона: и в мид-гейме, и в лейт-гейме.
С наступлением мидгейма или лейта игрок на коре должен частично брать на себя обязанности капитана, чтобы биться вместе с остальными, убивать Рошана (Roshan), нападать с использованием Смоков (Smoke of Deceit) или пытаться зайти на базу врагов.
Семи-керри
Далеко не каждый отлично раскрывает себя в лейте после длительного фарма. Некоторые намного лучше себя ощущают в середине. Таких героев, уступающих им в поздней стадии, но чувствующих себя сильнее в мидгейме — называют семи-керри. Взять можно:
- ДК / Dragon Knight.
- Баланара / Night Stalker.
- Луну / Luna.
- ЦК / Chaos Knight.
- Хускара / Huskar.
- Брюмастера / Brewmaster.
Каждый из них потенциально способен занимать другую роль, но они могут реализовать себя при желании и конкретно в этом амплуа. Ключевое отличие — важно работать слаженно и интенсивно после получения пары серьёзных артефактов. К примеру, как только будет куплен Блинк (Blink Dagger) или собрано БКБ (Black King Bar).
На центре — мидер
Единственный, кто стоит на лайне один — это мидлейнер. В первую очередь 2 позиция в Доте отличается от первой тем, что ей также нужны золотые монеты, но для неё в приоритете — опыт. Центр позволяет гораздо раньше взять ульту. Поэтому главная цель находящегося там — пользоваться преимуществом в экспе, чтобы стать лучшим плеймейкером. То есть тем, кто будет способствовать удачным боям, пока керри фармит.
Мидерам нет необходимости привязываться к лейну. На шестой минуте появляются усиливающие руны, с которыми можно пойти к союзникам, чтобы помочь добиться нескольких убийств и вместе с этим ухудшить игру соперникам (потеряют XP, дольше будут копить деньги на предметы), получив преимущества для себя.
Они стараются инициативно перемещаться: непросто бегать, а пытаться убивать, подбирать усиливающие руны и воровать стаки. В ином случае, если ничего не будете делать, получается, зря бегали и теряли золото вместе с экспой. Попутно в идеале подфармливать нейтральных существ в лесу, а также тех, которые подходят к башне, но это не должно превращаться в основную цель для него.
Мидеры могут быть разными. На основе требований можно взять такого, который будет наносить много физического или магического дамага. Главное, чтобы он был способен выдать взрывной DPS (убить за несколько секунд). Для этой цели подходит:
- Зевс / Zues.
- Инвокер / Invoker.
- ОД / Outworld Destroyer.
- Пак / Puck.
- Квопа / Queen of Pain.
- Скаймаг / Skywrath Mage.
Именно этот игрок совершает «вылазки» вместе с саппортами. Основная цель — испортить экономику и в принципе подпортить игровое положение противникам. Осуществить задуманное проще с мобильными героями, обладающими навыками, которые позволят поскорее добраться до цели и сделать фраг.
Харда, тройка или оффлейнер
Главный инициатор, «танк» и «щит». Поэтому преимущественно на сложный лайн берут тех, у кого есть оглушение, замедление и неплохая выживаемость. Да, столкновения здесь могут начинаться по-разному, но лучше — дожидаться всегда врыва (инициации) оффлейнера. Преимущество тех, кому подошла 3 позиция в Dota 2, заключается в том, что им для раскрытия потенциала так много фармить, как другим, не придётся. Приоритет отдаётся инициативным и командным артефактам. Последние усиливают всех соратников, повышая живучесть и наносимый дамаг.
Хард-керри
Своеобразная «подроль» керри и «тройки». Они отыгрывают «жадно», требуя больше XP и голды. Их также отличают сборки: упор делают на атакующие айтемы, а не на, например, ауры для всех (обязанность их купить в таком случае перекладывается на саппортов). Взять можно:
- Абаддон / Abaddon.
- Тини / Tiny.
- Тимбер / Timbersaw.
- Слардар / Slardar.
- Ликан / Lycan.
- Фурион / Nature’s Prophet.
- Разор / Razor.
Саппорт — это частичная поддержка
Называют «семи-саппорт» или «четвёрка». Отталкиваясь от обстановки, стратегии и пика — геймплей отличается. Эта поддержка также отправляется в оффлейн, чтобы там помогать «тройке», но к лайну не привязана.
В связи с этим обязана оперативно действовать с самого начала: следить за тиммейтам (защищать, если нападают), не отдавать руны мидеру соперников, блокировать Сентри (Sentry Ward) чужие кемпы, делать стаки для своих коров и гангать (нападать на других или роумить).
Другое отличие семи-саппорта: они после ранней игры немного подфармливают на ключевые айтемы для себя. Благодаря этому часто бывает так, что семи-саппорт представляет опасность даже с наступлением лейта. Во время драфта стараются пикнуть героя, способного быть активным и поддерживать в стычках неплохим уроном с нулевой секунды. К примеру:
- Туска / Tusk.
- Течиса / Techies.
- Худвинка / Hoodwink.
- Мирану / Mirana.
- Рубика / Rubick.
- Снэпфаер / Snapfire.
- Андаинга / Undying.
Фулсаппорт — полная поддержка
Эта 5 позиция в Доте 2, которая идёт на лайн с керри. На «пятёрке» оказывают любое содействие остальной тимме, где бы то ни было. Изначально закупайтесь или доносите себе расходники: Танго (Tango), Кларити (Clarity), Фласку (Healing Salve). Не жадничайте, делитесь ресурсами с тиммейтом, если вдруг у него отняли много ХП или он «просел» по мане.
В дальнейшем ставьте Обсерверы (Observer Ward), ищите и ломайте варды оппонентов, покупайте Дасты (Dust of Appearance), Смока (Smoke of Deceit) или Гем (Gem of True Sight). Такой саппорт практически не фармит. Поэтому берут тех, кто умеет быть эффективными без высокого уровня и предметов. Идеально подходят персонажи с контролем или сейвящями скиллами (мощное лечение или частичная неуязвимость). Кого можно взять?
- Оракла / Oracle.
- Шадоу Демона / Shadow Demon.
- Бейна / Bane.
- ЦМку / Crystal Meiden.
- Даззла / Dazzle.
- Трента / Treant Protector.
- Венгу / Vengerful Spirit.
- Витч Доктора / Witch Doctor.
Каждый обязан вносить вклад в победу и тот, кто на фулл-саппе— не исключение. Конечно, если стремитесь к победе. Для неё один из наиболее тяжёлых промежутков — это начало. Поскольку важно, чтобы кор мог комфортно получать деньги. Кратко этому способствует: регулярная смерть вражеской «четвёрки», отводы и блок спота соперников.
Кроме этого, помогайте мидеру (в убийстве мидлейнера с противоположной стороны), мониторьте появление рун, а на своей линии лотосов в пруду и пробуйте всегда подбирать руны мудрости. Так скорее прокачаете ульту и будете иметь в достатке ресы для восстановления здоровья или маны.
Дальше геймплей — чересчур разнообразный. Из-за количества деталей подробно описать всё невозможно даже в отдельной статье. Если же коротко: команда должна иметь достаточный обзор, быть готовой к файтам, с умом использовать «кнопки» и понимать, чего конкретно не хватает, компенсируя это айтемами.
Какую роль выбрать?
Стоит понимать собственные предпочтения. Если любите добывать золото, тогда вряд ли сможете удовлетворительно отыгрывать на саппорте, а если больше нравятся сражения — керри не подойдёт. Помните о нюансах: для фарма требуется добивать крипов (не пропускать чужих и своих) и не лезть в битвы понапрасну, а в центре — всегда забирать руны и помнить о других товарищах. Туда идут те, кто имеет высокий микроскилл. Многое зависит от действий, а подстраховать в случае ошибки, после которой предстоит ждать возрождения на фонтане, будет некому.
Вдобавок учтите, что 1 позиция в Доте должна уметь разбираться также в сборках и драться с умом (учитывать перезарядки ультимейтов, билды). Игровой процесс крайне командный. Здесь нет места эгоистам. Сыграть на себя иногда придётся, но без фанатизма. Способность балансировать между задачами и грамотно их выполнять делает из рядового новичка — опытного.
Мы привели классический пример персонажей, но не все они ограничены одним амплуа. Условного Андаинга (Undying) собирают в «пятёрку», «четвёрку» и оффлейнера. Как из Лины (Lina) делают не только магического мидера или саппа, но и кора, бьющего «с руки».
Нужно изучать матчапы, то есть кто — контрит вас, а кого — вы. В харде — разбираться, когда есть возможность инициировать или лучше не делать этого. Семи-поддержка — должна следить за обстановкой на каждом лайне, активно передвигаться по карте и приносить пользу любыми своими действиями.
Это многогранная и вместе с этим сложная игра. Есть много неочевидных моментов, а ситуаций — ещё больше. Понимание многих «фишек», секретов и других элементов придёт спустя десятки часов. Главное — много практиковаться.