На этой неделе, 7 января, не стало геймдизайнера и сценариста Алана Эмриха — пионера игровой индустрии, который ввёл понятие “4X-игры”. Разработчик вошёл в историю, как создатель культовой стратегии Master of Orion и автор руководств к проектам вроде Sid Meier’s Civilization и Empire. Об уходе Эмриха из жизни сообщили его друзья на форуме сообщества ConsimWorld. Он прожил 65 лет (1959-2025 гг.).
Я счастлив, что люблю всё, что связано с играми, и могу проповедовать радость от них, как истинный верующий, которым я и являюсь. Мне не нужны вдохновляющие напоминания в офисе, чтобы оставаться сосредоточенным. Куда бы я ни отправился, рядом со мной всегда оказывается стопка игр. Для кого-то жизнь — это бесконечный пир, а для меня — бесконечная игровая партия
Алан Эмрих
Эмрих родился и вырос в городе Кин, штат Нью-Гемпшир. Он с ранних лет увлекался стратегиями и настольными играми. Это увлечение во многом и определило его будущую карьеру. В 1980–1990-х годах будущий разработчик стал известен как автор и критик в области игровой индустрии. Именно он в 1993 году впервые употребил термин “4X” (eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate) — исследование, расширение, эксплуатация, уничтожение. Это понятие быстро закрепилось среди игровых разработчиков и во многом определило дальнейшее развитие жанра стратегий.
В чём суть 4X-игр
Концепция, разработанная Эмрихом, легла в основу множества популярных игр и серий — от Sid Meier’s Civilization и Age of Wonders до Stellaris и Humankind. Четыре элемента этого термина подразумевают следующие механики:
eXplore
- Исследование игровой карты является важной частью механики 4X-игр. Оно позволяет игроку открывать новые территории, ресурсы и соперников. Благодаря случайной генерации карт каждая игровая сессия предоставляет уникальный опыт.
eXpand
- Игроки создают новые поселения, города или колонии, чтобы увеличить свои владения. Расширение также включает развитие уже существующих территорий, что способствует росту экономики и усилению влияния.
eXploit
- Игроки используют ресурсы, обнаруженные при исследовании, для выполнения поставленных ими задач. Это может включать прямую добычу ресурсов, торговлю или достижение экономического преимущества иными путями.
eXterminate
- Борьба с соперниками играет значительную роль. Механики могут включать пошаговые бои (или в реальном времени), а также определение исхода битвы посредством авторасчёта.
Кроме писательской деятельности, Эмрих активно занимался разработкой видеоигр. Наиболее известным его вкладом стало участие в создании таких культовых проектов, как Master of Orion и Master of Orion 3. Эти игры оказали значительное влияние на развитие жанра стратегий и до сих пор остаются эталонами среди поклонников 4X-игр. В 2008 году он основал компанию Victory Point Games, которая заняла свою нишу в индустрии настольных игр. Компания специализировалась на выпуске “варгеймов” и стратегий по системе print-on-demand, предоставляя независимым разработчикам возможность издавать свои проекты.
Я научился уважать тех, кто изучает войну и политику, чтобы другие могли свободно изучать математику и философию
Алан Эмрих
Эмрих также посвятил себя преподаванию. Обучая студентов в Калифорнийском институте искусств округа Ориндж, он вдохновил многих будущих разработчиков на создание ярких и инновационных проектов. В конечном итоге его вклад в развитие игровой индустрии, как в цифровом, так и в настольном формате, сделал его одной из ключевых фигур в мире стратегических игр.