Айден «iNSaNiA» Саркои, капитан и саппорт Team Liquid, дал интервью порталу Escorenews в рамках турнира 1win Series Dota 2 Spring. Месяц назад команда показала необычно плохой результат, заняв 13–14 место в рамках 22-го сезона Dream League. Плохая форма состава вызвала массу вопросов, поэтому Айден решил ответить на наиболее интересующие вопросы поклонников.
Публикуется с сохранением орфографии и пунктуации источника.
Во время DreamLeague Season 22 ты сказал что-то вроде: «Мои отношения с Дотой какое-то время были очень деловыми». Можешь ли ты уточнить, что имел в виду?
«После ESL Kuala Lumpur или даже во время него, я вообще не играл в Доту. Так что с тех пор и вплоть до BetBoom Dacha я не искал матчи в пабах. У меня не было мотивации делать это, что, наверное, очень плохо. С другой стороны, я чувствовал себя морально более счастливым и спокойным. Мне очень понравилось проводить время вдали от пабов».
«Это была очень хорошая психологическая перезагрузка, позволяющая вашему мозгу не подвергаться такому стрессу и не сталкиваться с большим количеством токсичности, которая происходит в пабах каждый божий день. А потом, когда я вернулся, потерял 1200 MMR за неделю, что, наверное, было вполне заслуженно, потому что я играл не так уж и хорошо. Но мне просто нужно было немного отдохнуть от пабов, чтобы восстановить свое психическое состояние и улучшить мотивацию для игры в пабах».
«Честно говоря, мне нравится соревновательная Дота, тогда как пабы — это немного более сложная задача. В первую очередь из-за того, что у людей такие разные стили игры и представления о том, чем следует заниматься. А когда возникают противоречия, то это приводит к сильному гневу игроков команды. Находиться в такой среде по 10 часов каждый день довольно утомительно».
Айден «iNSaNiA» Саркои
На твой взгляд, можно ли что-нибудь с этим сделать?
«Трудно что-либо изменить. Я не уверен, как лучше сделать что-то по-другому. Dota — классная игра, и вы можете делать очень много разных вещей. И нет ни одного правильного ответа. У людей разное представления о том, что нужно делать, а это вызывает еще большее разочарование».
«Так что я не уверен, что вы можете сделать, но я думаю, что Valve действительно пытается что-то сделать для подбора игроков. Последнее изменение, где вы можете выбрать, хотите ли вы более качественную игру или лучший показатель поведения, действительно хорошее. Мне просто грустно, что у нас его нет в играх Immortal Draft, но я предполагаю, что база игроков на этом уровне слишком мала, чтобы он мог работать. Я думаю, что то, что делает Valve, — это, наверное, единственное, что можно сделать, чтобы сделать игру лучше».
Айден «iNSaNiA» Саркои
До этого ты также сказал: «Начиная с TI11, мы играли стабильно крайне лениво». Обсуждал ли ты это с товарищами по команде. Они замечают подобное?
«Да, все это замечают. И это не значит, что мы не знали, что у нас проблемы. Это была бомба замедленного действия, и теперь мы чувствуем, что дело зашло слишком далеко. Я думаю, все знали, что рано или поздно это произойдет. Сейчас каждый для решения прилагает большие усилия. Мы сейчас на буткемпе уже неделю, потом поедем домой на небольшой перерыв — всего на одну неделю, что бывает довольно редко, обычно это около месяца. А потом мы снова вернёмся на буткемп».
«Для нас это самое важное: снова сосредоточиться на игре, много играть и стараться оставаться на шаг впереди. Я думаю, что у нас есть методы, которые, как мы знаем, сделают нас хорошими. И нам просто нужно следовать нашим представлениям о том, что мы должны решать проблемы, и тогда мы снова окажемся на вершине».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Как проявлялась ваша ленивость?
«Мы особо не играли в скримы. Например, мы могли бы сыграть только за неделю до крупных турниров. В прошлом году это сработало для нас очень хорошо, потому что мы хорошо понимали игру. К тому времени, когда мы сели играть в скримы, у всех нас было довольно общее понимание того, какие герои хороши, какие герои подходят для нашей роли в команде и что нам нужно делать».
«В этом году мы поняли, что у нас другие игроки и нам нужно играть по-другому. Нам нужно еще раз разобраться, что нужно делать каждому игроку, чтобы команда сплотилась. И это заняло много времени, поэтому наши прошлогодние методы не работают так хорошо, как раньше. Нам нужно больше играть».
«В прошлом году у нас были некоторые концепции, которые… Я не знаю, стоит ли мне вдаваться в подробности, потому что мы до сих пор их применяем, но в основном были концепции обязанностей, о которых каждый игрок должен был заботиться во время игры, некоторые вещи, которые нам нужно сделать, чтобы команда функционировала так, как она должна. Но очевидно, что с уходом Зая некоторые из этих обязанностей изменились. Я думаю, нам нужно снова найти свою игру».
Айден «iNSaNiA» Саркои
33 — совсем другой игрок по сравнению с Заем. Когда он присоединился, кто больше адаптировался к команде? Он или вы?
«Все вместе. Но поскольку он совершенно уникальный игрок и так хорош в своем деле, в целом идея заключалась в том, чтобы попытаться позволить ему стать лучшей версией себя, а мы четверо — попытаться найти оптимальный способ сделать это возможным, продолжая при этом играть в нашу игру. Так что я думаю, что это было больше связано с нашей адаптацией, чем с ним. Главным образом потому что мы считаем, что то, как он играет, является хорошим дополнением к нашей команде и шагом вперед для нас».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Что делает его уникальным игроком?
«Он любит Доту, ему нравится вникать в мельчайшие детали и пытаться понять, как оптимизировать очень мелкие игровые элементы, что сильно отличается от того, что было у нас в прошлом году. Тогда у нас почти не было разговоров о вещах, связанных с микро, и примерно 95% наших разговоров всегда были о микро и о том, как играть на карте. Была просто общая картина. А Нета — полная противоположность тому, как мы играли до этого».
«Он добавляет в нашу команду аспект, которого у нас буквально нет. Вероятно, единственный человек в Liquid, который был хоть немного похож на него — это Бокси. Нета сейчас является основным голосом в нашей команде, эти вещи вынесены на самую поверхность и этому уделяется много внимания».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Результат на последней DreamLeague для вас один из самых низких за последнее время. Что пошло не так? У вас не было времени отдохнуть после BetBoom Dacha?
«Мне кажется, что всё, что могло пойти не так, пошло не так. Наш геймплей был просто ужасен. В нашей игре не было никаких положительных качеств. Это касается практически всего. Я бы не сказал, что это недостаток отдыха или нехватка времени, или что-то в этом роде».
«Честно говоря, я думаю, что это просто недостаток усилий с нашей стороны в период между турнирами, когда нужно практиковаться и опережать мету, а также хорошо понимать, какими героями мы хотим играть, как мы хотим ими играть, и, что нам нужно, адаптируясь к каждой команде, более или менее копирующей Falcons. Вот почему мы сейчас так стараемся признать, что это была проблема ещё во время DreamLeague».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Что думаешь о командах, пытающихся копировать Falcons?
«Так происходит всегда. В прошлом году, когда побеждали Gaimin Gladiators, многие команды пытались перенять некоторые их идеи и извлечь из них уроки. И это вполне естественно: какая бы команда ни выиграла турнир, она привлекает много внимания. Люди будут смотреть на то, что они делают, и пытаться украсть многие их идеи, пытаясь подражать тому, что они видят».
«Это круто. Благодаря этому, начал чаще появляться Mars, Dragon Knight и даже Razor. Эти герои понравились многим и их начали изучать. Можно сказать, что эти герои сломаны или у команды, которая побеждает, просто получается ими хорошо играть. В данном случае мне кажется, что герои просто неплохие, потому что ими играет множество команд и они добиваются успеха».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Но почему люди просто не придумывают собственные идеи как им противостоять?
«Я думаю, что пробуют применить такой подход, но иногда проще взять таких же героев. Потому что вы можете посмотреть на что-то и увидеть, действительно ли вы делаете всё хорошо и так, как нужно. Можно выяснить, хорошая ли это стратегия или узнать, как противостоять этим героям. В большинстве случаев вы можете придумать творческие решения, но сложность заключается в том, как реализовать это на уровне лучше, чем уровень, на котором играет ваш оппонент».
«Аммар сыграл тысячу игр за Huskar, и, возможно, у меня есть какой-то способ справиться с ним, но мне не так комфортно играть за него, как ему за него. Поэтому найти ответы становится сложно, если у вас нет правильных игроков с широким пулом героев и у вас нет такого понимания Доты, чтобы быть в состоянии это сделать. Таким образом, для общей массы почти всегда проще посмотреть на то, что делает команда-победитель, и попытаться сделать это настолько хорошо, насколько вы можете, или подражать этому в меру своих способностей».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Многие говорят, что Falcons идеально подходит патч. Мол, патч поменяется, и Falcons больше не будут соревноваться на текущем уровне. Что думаешь по этому поводу?
«В прошлом году это говорили и о Gaimin Gladiators. Всегда говорят что-то вроде: “Они хороши только потому, что патч им подходит”. Но если вы хорошие игроки, вы создадите впечатление, что патч создан для вас. И если вы хорошо разбираетесь в Доте, вы будете играть так, как будто патч был создан для вас, и вы найдете способы всегда иметь в патчах хороших героев. Все меняется, но вы находите способы либо снова сделать своих героев хорошими, либо находите новых героев, чтобы самим стать лучше».
«Я думаю, что современная Дота не получает таких патчей, как раньше, в котором берут и делают условного Pangolier худшим героем. На самом деле этого больше не происходит. Он просто получает небольшие нерфы тут и там. Его не было два месяца, а потом он вернулся. И я думаю, то же самое будет и с Falcons. Они очень хорошо играют на своих героев. Так что, если только героев не сильно ослабят, они всегда будут актуальны».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Говоря о патчах, недавно у нас появился один — 7.35d. Есть ли для вас какие-то существенные изменения или восторгаться нечем?
«Изменение Aghanim’s Shard у Crystal Maiden, вероятно, одно из самых неприятных, потому что на ней всегда возникают проблемы с маной. Тот факт, что сейчас это умение стоит 150 маны, весьма ощутимо, потому что раньше вы могли просто использовать его на каждой волне крипов, а затем использовать Crystal Nova, чтобы зафармить пачку. Таким образом, вы просто убивали волну крипов за 175 маны, а сейчас это стоит 325 маны, так что это весьма существенно. Я думаю, что это, наверное, самое большое изменение для меня».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Многие саппорты четвертой позиции сейчас не очень довольны своей ролью. Что думаешь о пятой позиции? Тебя устраивает нынешнее состояние или есть что-то, что хотелось бы изменить?
«Я считаю, что пятая позиция за последний месяц стала достаточно слабой. В прошлом году это была сильная роль. На ней всегда были сильные герои. Вы могли просто играть этими героями и получать много MMR. Сейчас я чувствую, что нет ничего положительного. Так что сейчас такое ощущение, что это скорее патч для коров, чем патч поддержки».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Что думаешь о разнице между четвёртой и пятой позицией?
«Думаю, сейчас разницы гораздо меньше. Пятая позиция — это уже не просто няня. То же самое произошло между ролью оффлейнера и керри, где определения не столь очевидны. Иногда керри становится вашим оффлейнером, а иногда ваш оффлейнер становится своего рода инициатором. То же самое и с саппортами: между ролями довольно много сходств. Это больше связано с героями, а не с самой ролью».
«Кому-то это интересно, кому-то менее интересно. Я думаю, большинству людей нравится то, что было раньше, а игроки новой школы вполне довольны этим. Я не могу представить, чтобы Collapse играл так, как это было 10 лет назад, когда приходилось играть одному против троих в каждой игре. Я думаю, ему было бы очень грустно. И я думаю, то же самое можно сказать и о многих изменениях ролей. В целом все, наверное, более довольны, за исключением разве что мидеров и керри, потому что у них меньше влияния на игру, чем 10 лет назад».
Айден «iNSaNiA» Саркои
В последнее время Chen был самым запрещенным героем на про-сцене. Как думаешь, этот нерф в 7.35d сделает его менее жизнеспособным в текущей мете?
«К сожалению, нет. Я думаю, Chen нужно гораздо больше нерфов, чем те, которые ему дали. Я думаю, что изменения весьма незначительны. Мне кажется, что они [Valve] стараются быть немного осторожными. Они не хотят убивать героя полностью, но я думаю, учитывая насколько силен герой, они определенно могли бы ослабить его намного сильнее».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Как думаешь, мы увидим новых героев? Например, вернутся ли герои, которые покупают Helm of the Dominator?
«Да. Мы зоопарку всегда рады. Я думаю, что у нас один из лучших зоопарков в мире, потому что в нашей команде 33, так что… Некоторые усиления Helm of the Dominator хороши, и я очень этому рад. Я думаю, еще слишком рано говорить, достаточно ли этих усилений, но это хорошее изменение».
«Думаю, будут небольшие изменения, поскольку этот патч в целом довольно небольшой. Кажется, что они выпустили 7.35d, потому что еще не готовы к большому обновлению. Так что они просто выпускают что-то среднее, чтобы люди оставались довольными».
Айден «iNSaNiA» Саркои
Состав Team Liquid по Dota 2 выглядит следующим образом:
- Майк «miCKe» Ву.
- Михал «Nisha» Янковски.
- Нета «33» Шапира.
- Самуэль «Boxi» Сван.
- Айден «iNsania» Саркои.