В конце октября я посетил стадию плей-офф лан-турнира MCC Season 4 по Mobile Legends: Bang Bang, который организовала студия FISSURE в Алматы, Казахстан. Перед началом ивента проходил медиа-день, где удалось пообщаться с игроками разных команд и записать интересные интервью.
В перерывах между записями я познакомился с представителем региона EECA (Eastern Europe and Central Asia) от компании-разработчика Mobile Legends — Аджай Джилка. В кругах друзей и приятелей — Эйджей (его имя с англ. AJ). Именно он отвечает за все турниры и их продвижение в нашем регионе. Мы обсудили поездки Аджая в Россию, его учебу в университете на историка и впечатления от турниров по MLBB за последние годы.
В конце дня, пожав руки, договорились о том, что запишем небольшое интервью, в котором обсудим тенденции развития MLBB, как киберспортивной дисциплины, постоянно растущие интересы аудитории гейминга к мобилкам и планы разработчиков на следующий год. Но все оказалось интереснее, чем я думал…
Играешь ли ты в Mobile Legends: Bang Bang (MLBB)?
Да, конечно, я играю в районе 1-2 часов в день. Обычно я стараюсь брать уже знакомых и любимых мне героев. Предпочитаю такие позиции, как лес (Альфа и Бейн) и голдлейн (Броуди), особенно потому что на него вышел скин Ap.Bren. А так мой самый любимый персонаж — Иритель
Аджай Джилка
Мне в последнее время очень нравится Сан, потому что он мне напоминает главного героя из Wukong.
Да, кстати, мне очень нравится история этой игры, Китай и Япония, их культура. Я немного играл на Сане, но мой процент побед с ним очень низкий
Аджай Джилка
Но ты сказал, что Иритель – самый любимый персонаж. Почему именно она?
У меня есть татуировка на правой руке. Это моя собака, её зовут Лео
Аджай Джилка
Лео?
Да! Саблезуба Иритель в игре зовут Лео. Так что это одна из причин. Но, если честно, когда я впервые начал играть в Mobile Legends, мне очень понравился стиль стрелка и дизайн её навыков. Я просто начал играть на ней, и у меня есть небольшая личная привязанность к её саблезубу Лео.
Аджай Джилка
С тех пор, как я присоединился к MLBB, я играл за Иритель каждый сезон. И, очевидно, мой процент побед стал выше. Также она сейчас считается около-метой, некоторые про-игроки тоже ее пикают
Это хорошая история! Давай поговорим о самой игре. 2024 год оказался очень продуктивным для развития Mobile Legends в EECA. Как представитель компании, расскажи, как прошёл этот год для тебя и твоей организации?
Это отличный вопрос. Начну с истоков Mobile Legends: Bang Bang. Сама игра очень популярна по всему миру, и, очевидно, Юго-Восточная Азия — один из наших ключевых рынков, поскольку у нас есть огромная база фанатов и пользователей. Этот год в EECA оказался для нас очень успешным. Мы увидели большой рост в самой игре: больше пользователей, больше игроков — это замечательно.
Аджай Джилка
Моя работа заключается в управлении всеми киберспортивными событиями для MLBB, включая все наши профессиональные турниры, такие как MCC, и сторонние мероприятия. Я бы сказал, что этот год стал хорошим продолжением прошлого. Только в январе 2023 года я принял эту должность и перешел к первому MCC. Наша команда, которая сейчас в Казахстане, запустила его. Мы развили бренд и лигу. Ты видишь этот потенциал в нашем регионе. Да, это не только моя заслуга.
К сожалению, обстоятельства, о которых я не могу говорить, помешали нам провести официальный маркетинг в регионе. Но затем, в 2023 году, мы осознали, что стало больше игроков, которые играют в MLBB. Мы наблюдаем регулярность проведения турниров в регионе. И теперь, когда мы здесь, в Казахстане, идет уже 4 сезон. Этот год стал для MCC, я думаю, переходом от силы к силе. Мы получаем всё больше признания. Это действительно огромная поддержка для нас. У нас есть хорошая основа, и мы определенно перейдём к пятому и шестому сезонам в следующем году
Как ты относишься к игрокам из EECA региона? Много ли коммуницируешь с ними?
Понимаю, что это может выглядеть немного странно, но когда об этом думаешь, осознаешь, что, видя всех игроков, ты знаешь их имена. Не могу сказать, что я знаю их очень лично, но некоторых знаю довольно хорошо. Удивительно наблюдать за их развитием, как киберспортсменов, с начала становления и до нынешнего момента. Приятно видеть, что они следуют своей мечте
Аджай Джилка
Да, и мы можем видеть, как 20 игроков и их тренеры работают, тренируются, чтобы приехать в Казахстан и получить шанс сыграть на Чемпионате мира.
Совершенно верно. Если ты лучший в своём спорте или профессии, это требует времени и усердной работы. Успех не приходит мгновенно. Чтобы стать хорошим игроком, нужно обладать навыками, быть преданным делу. Важна команда, которая может предоставить ресурсы для раскрытия твоего потенциала. Понятно, почему многие семьи и родители немного обеспокоены, ведь это в новинку всем… Но, надеюсь, когда они увидят, что делают их дети и чего достигают, они поймут, что это реально.
Аджай Джилка
Я бы даже сказал, что видеоигры иногда не понимаются многими людьми, и они не осознают, что такое киберспорт. Мы должны быть честными по поводу того, как мобильные игры или игры на ПК имеют призовые фонды в миллионы долларов. Мои родители до сих пор не понимают, как я мог приехать в Казахстан и вести турниры. Они не осознают, как я могу поехать в Малайзию, ведь это не футбол, не плавание и не баскетбол, а мобильные игры. Да, это вопрос поколения. Я думаю, что это не наша задача как разработчиков менять это восприятие. Это не то, что мы хотим делать
Да, но это связано с возрастом. Это другой уровень понимания для нас.
Но мы все ещё не идеальны, верно? Мы всё ещё многому учимся
Аджай Джилка
Никто в мире не кажется идеальным. У всех есть проблемы, они повсюду.
Совершенно верно. Это распространённая проблема не только среди родителей, но и среди людей, незнакомых с киберспортом. Конечно, они не совсем понимают, что это такое. Но я думаю, это определенный и медленный процесс, когда киберспортс станет более массовым и обыкновенным
Аджай Джилка
Букмекеры часто являются спонсорами как команд, например, BetBoom, так и турниров по MLBB. Один из них — Supernova. Как компания-разработчик относится к партнёрству с букмекерами, и помогает ли это развитию киберспорта? Можешь рассказать о статистике, возможно, о растущей популярности игроков MLBB в EECA?
В этом регионе это культурно принято. Я думаю, что многие компании вовлечены не только в киберспорт, но и в традиционные виды спорта. Политика MLBB такова, что мы не работаем с букмекерами официально. Это наша основная позиция, и она не изменится. Первый ответ на вопрос — это отсутствие официального сотрудничества с букмекерами. Второй ответ касается региона EECA.
Аджай Джилка
Я могу рассказать о статистике растущей популярности MLBB в EECA. Букмекеры помогают развивать команды, турниры и спонсировать их. Они вносят вклад в развитие индустрии киберспорта. Таким образом, поскольку мы не работаем официально с букмекерами, наша позиция такова, что мы соблюдаем законодательные нормы для каждого рынка. В некоторых странах это запрещено, а в некоторых — нет. Это легальная деятельность. Я бы предположил, что на тех рынках, где это воспринимается, обычно это способствует развитию. На рынках, где это не регулируется или не лицензировано, вы не увидите особого прогресса
Если бы некоторые букмекеры пришли к вам и сказали, что хотят наладить отношения и помочь вам проводить всё больше турниров, может быть, или помочь командам развиваться, возможно ли поддержать их?
Прямо сейчас мы не можем работать с ними. Мы не можем, потому что это запрещено. Если они обратятся к нам, мы не сможем с ними работать напрямую. Если они хотят провести турнир, пусть его проводят, но мы не можем продвигать его
Аджай Джилка
У тебя есть любимая команда в EECA? Если да, то какая и почему?
Я не могу сказать, что у меня есть любимая команда, но при этом расскажу, как произошло мое первое знакомство с региональными командами. Существовало несколько коллективов, которые, на мой взгляд, представляли регион и сообщество. В частности, команда Deus Vult. Это был первый ростер из EECA, который попал на мировой чемпионат M1. Если я не ошибаюсь, на M3 играли Natus Vincere (Na’Vi). На M4, из-за обстоятельств, мы не смогли представить никого. M5 — это были вновь Deus Vult.
Аджай Джилка
В этом году, в четвёртом сезоне MCC, у нас были Team Spirit, Insilio, Brute Force, Dark Phoenix, Verso Time, Teiko, Forze Esports. Я бы сказал, что моя первая мысль о команде по MLBB из EECA — это Deus Vult. Они всегда довольно хорошо выступали, с M1 по M5. На последнем чемпионате мира они заняли четвёртое место. Это потрясающе. И это красивая история. В этом сезоне ты видишь новые команды, новых игроков и старых игроков из M1. Я думаю, у нас, возможно, сейчас есть пять игроков, которые никогда не играли на LAN-турнирах. Моя любимая команда из EECA в прошлом была Deus Vult. Теперь моё сердце открыто для EECA.
Любая команда, которая приходит из EECA на мировую сцену, всегда имеет особое место. Например, наша женская команда VSG. Очень агрессивные, в своих игровых тактиках, девушки, заняли четвёртое место на MWI. Да, и в EECA нет официальной экосистемы для женского киберспорта MLBB, так что я думаю, это только начало
Мы вернемся к женскому киберспорту еще. А если нужно было бы выбрать фаворита-команду сейчас, кто мог бы стать ею?
У меня нет любимой команды, но есть несколько игроков, которые мне близки. Мне нравятся игроки, у которых есть улыбка, которые шутят, с которыми у тебя простые вопросы и простые ответы, простое общение. Каждое общение с игроком проходит очень интересно, потому что ты понимаешь, что твой собеседник… Он очень спокойный, и я провожу беседы с игроками, которые могут говорить о простых вещах, и важно, чтобы это было легко
Аджай Джилка
На твой взгляд, могут ли женские киберспортивные команды конкурировать с мужскими командами? Можем ли мы смешивать составы?
В MCC в прошлом году у нас была Анастасия “HarmonySoul” Цай, которая теперь является менеджером Insilio. Она была первой женщиной-участницей на MCC, хотя в составе участвовала на замене. На самом деле, на этот турнир допускаются как мужчины, так и женщины. Это не только лига для мужчин. И это не только для EECA, но и для других стран. Я не думаю, что есть разница между мужчинами и женщинами. Я думаю, это зависит от возможностей, верно? И если у тебя есть возможность играть и соревноваться больше, ты будешь становиться лучше.
Аджай Джилка
Но сейчас нет много возможностей для женщин в киберспорте. Так что не хватает именно их, чтобы увидеть, что девушки хороши. Но что мы видим в этом году? Ты можешь видеть Lady MVP, ты можешь видеть MWI, где у нас были VSG. А еще китайская организация приобрела женский состав из ЕECA, и теперь они представляют ее в нашем регионе. Это безумие, это отличное развитие! Так что я думаю, абсолютно не имеет значения, мужчина это или женщина. Я думаю, это открытая система. Ты можешь быть мужчиной, женщиной, кем угодно, и соревноваться на MCC. Это наша задача продолжать развивать, потому что MLBB сейчас, по моему мнению, единственный разработчик, который действительно будет в полной мере развивать женский киберспорт, в отличие от других дисциплин, которые имеют мобильный гейминг.
Мы определённо продолжим развивать киберспорт для женщин и соревнования в следующем году. В этом году мы уже объявили турнир перед M6, как его часть, в котором участвуют наши туроператоры. Ты, вероятно, видел в наших социальных сетях. А в следующем году мы сделаем ещё некоторые объявления о продолжении развития женского киберспорта
Будет ли MLBB на первых Олимпийских играх по киберспорту? Можешь раскрыть небольшие детали о том, что будет новенького?
Я думаю, что по Олимпийским играм, я не могу говорить от имени Олимпийского комитета, и они разрабатывают свои собственные стратегии. Я знаю, что Олимпийская неделя киберспорта пройдет в Сингапуре в 2025 году, как тестовое событие. Я могу поделиться тем, что MLBB будет полностью активен в поддержке этого движения
Аджай Джилка
Учитывая довольно большое количество турниров офлайн и онлайн в 2024 году, можем ли мы рассчитывать на рост популярности игры и интереса как среди команд, так и среди турниров в регионе?
Мы существуем, чтобы увеличить популярность киберспорта. Моя работа — увеличить нашу фан-базу в киберспорте. Это наша ключевая цель. Одна из ключевых задач — увеличить количество зрителей. Нам нужно получить более высокие числа просмотров для наших официальных турниров. Так что это определённо то, над чем работает вся моя команда и команда киберспорта EECA.
Аджай Джилка
Второй момент — это популярность команд. Чем больше у нас турниров, тем больше конкурентоспособных команд, тем лучше для нас. Мы хотим иметь больше команд по типу Team Spirit, мы хотим больше профессиональных команд, которые придут, потому что это поможет развить профессионализацию мобильного киберспорта. Ты хочешь смотреть на новые команды, новых аутсайдеров? Определённо. Я думаю, все любят истории аутсайдеров. Так что дело не только в лучших. Я имею в виду, что считаю в какой-то степени ЕECA аутсайдером в MLBB. Потому что у нас очень сильные регионы, как Малайзия, Филиппины, Индонезия — они очень конкурентоспособные. Но у региона EECA есть шанс, и я думаю, что этот шанс очень хороший
В декабре в Куала-Лумпур пройдет M6. Какие ожидания от турнира? Многие ждут этот ивент и говорят, что он будет даже больше и круче всех остальных Чемпионатов Мира по MLBB. Ты согласен с этим утверждением?
Мои ожидания от M6 — это будет весело. Я имею в виду, если ты понимаешь, M1 был в Малайзии, и вот, спустя столько лет, серия M возвращается в эту страну. Это удивительно. Ты увидишь это сам. Финалы пройдут в Axiata Arena, которая является самым большим национальным стадионом в Малайзии. Это будет большое празднование для киберспорта и для MLBB на глобальном уровне. Потому что с 2019 года и до сих пор прошло пять лет, и за эти годы… ты сможешь увидеть, как киберспорт MLBB становится всё более популярным
Аджай Джилка
Это хорошее празднование для всего киберспорта в мире. Это чемпионат мира!
Именно поэтому я думаю, что это будет здорово. Я не хочу предсказывать, будет ли это лучше предыдущих турниров, потому что каждый чемпионат мира особенный. Каждая страна-хозяин имеет свою уникальную культуру. В прошлом году это было на Филиппинах, позапрошлом году — в Индонезии, затем мы провели M2 и M3 в Сингапуре, M1 в Малайзии. Я думаю, кстати, что Чемпионат мира в Юго-Восточной Азии — это здорово, потому что все другие регионы мира могут приехать туда. Ты увидишь сам, что MLBB — это большая игра. У нас большое сообщество фанатов игры в Юго-Восточной Азии
Аджай Джилка
Будет ли анонс нового героя или большого обновления в MLBB на M6?
Я не могу сказать это прямо сейчас, но ты можешь следить за нашими социальными сетями. У нас будут несколько захватывающих анонсов в следующие пару недель
Аджай Джилка
Какие пожелания ты дал игрокам перед турниром МСС S4?
Я работал с футболистами, баскетболистами, теннисистами. И мне всегда нравилось работать с атлетами. Каждый раз, когда я вижу наших игроков, я отношусь к ним также. Потому что они атлеты, они соревнуются, как в любом спорте. И когда я говорю с ними, я прежде всего благодарю их. Я говорю спасибо за вашу постоянную страсть и преданность, потому что, как ты можешь видеть, быть профессионалом в любом спорте сложно. Это требует жертв. Это требует страсти. Это требует, я бы сказал, очень сильного стремления к цели. Так что я бы сказал, что эти три вещи заставляют меня быть очень благодарным нашим игрокам на MCC и также нашим фанатам. Потому что ты сам это видишь, ты был на турнире, ты можешь видеть, как наши фанаты горят этим.
Аджай Джилка
Поэтому я говорю, что мои слова — это спасибо. Я говорю им, что этот турнир, эта лига создана для них. Это не для меня, это не для MLBB, эта лига для них и для сообщества игры. И я хочу, чтобы они знали, что, к сожалению, существует всего два места, всего два слота, ведь это соревнование. Ты не можешь выигрывать всё время. Но у тебя есть только два слота, чтобы поехать в Малайзию. С другой стороны, выиграешь ты или проиграешь, это не имеет значения, потому что это все равно часть твоего опыта
В следующем году, в следующем сезоне? Всегда есть будущее, верно?
Я не говорю игрокам это напрямую, но моя философия такова: ты никогда не теряешь — ты просто учишься. Если ты проигрываешь, это хорошо, ты чему-то учишься. Проигрыш не означает, что ты действительно проиграл. Ты выигрываешь — отлично, но затем следует следующий шаг.
Аджай Джилка
Проигрыш — это опыт. Набирая опыт, мы также теряем что-то. Нам всем нужно каждый день благодарить за полученный опыт. Следующий шаг — это встречи с новыми людьми, новые вещи, игры, которые мы проходим каждый день. И всё, что мы разделяем, — это опыт, за который мы должны сказать “спасибо”.
Конечно. Я говорю: “Спасибо, спасибо тебе, спасибо нашим фанатам, спасибо игрокам”. Мы только начинаем. Я думаю, что киберспорт в MLBB и в ЕECA только начинает развиваться прямо сейчас, так что мы не остановимся и будем продолжать
Хотел бы отметить, что на МСС Season 4 победили Team Spirit, обыграв Insilio со счетом 4:2. Обе команды получили возможность побороться за слот на Чемпионат мира по MLBB — M6. К сожалению, Insilio не прошли стадию Wildcard, проиграв ULFHEDNAR со счетом 3:0. Spirit, в свою очередь, прошли Swiss Stage на M6 со счетом 3:1.
Напомним, что в Куала-Лумпур, Малайзия, с 28 ноября по 15 декабря проходит M6 World Championship, где сильнейшие коллективы мира борются за призовой фонд в размере $1 млн и титул чемпионов мира. Следите за актуальными новостями из мира MLBB на нашем новостном портале.
Фото: FISSURE