Редакция Esports.ru взяла эксклюзивное интервью у игрока Dark Phoenix* — Бекзата “balalaika” Советова. Диалог состоялся во время медиа-дня перед LAN-финалом MCC Season 4 по MLBB. На нём Бекзат поделился мнением об игре, мероприятии и рассказал о важных аспектах построения команды.
*На момент выхода интервью balalaika покинул организацию Dark Phoenix и состоит в другой команде.
Почему ты выбрал именно MLBB среди других игр?
Я не выбирал, просто играл, потому что мне нравится. Играешь много, начинаешь делать это лучше, выходишь на следующий уровень, идёшь все дальше и дальше. И получается, что в про-уровень попал
Бекзат “balalaika” Советов
Как, просто играя, можно попасть в киберспортивную организацию или на про-сцену, как это случается? И как у тебя это получилось?
Как это должно случаться: для чего ты играешь в игру? Ты побеждаешь, и тебе это приносит удовольствие. Когда обычная победа не приносит его, мы ставим себе цель, например, апнуть 50 звезд. Если ты это делаешь, то потом получаешь от этого удовольствие. А вот стремление к киберспорту у тебя появляется только тогда, когда ты понимаешь, что тебе больше не нужны звезды, и не волнует ранг
Бекзат “balalaika” Советов
То есть ты достиг какой-то планки и тебе стало неинтересно “гриндить”?
Ну, это всегда происходит на разных рангах. То есть кто-то может это понять на 50, кто-то не поймет и на 5000. У тебя ментальность меняется с гринда ранга на игрока, который хочет улучшать свой скилл. И если ты улучшаешь скилл, ты попадаешь в хорошую команду
Бекзат “balalaika” Советов
Можешь дать совет новичкам, которые только пришли в MLBB. Они имеют опыт, например, в Dota, но хотят перейти в мобильный гейминг, что ты им посоветуешь на пути становления киберспортсменом в этой дисциплине?
Не нужно сравнивать одну игру с другой, так как если в Dota какой-нибудь Джаггер [Juggernaut] собирается в криты, то в MLBB есть Хаябуса с похожей механикой. Однако собирать его в криты – это вообще кринж. Не нужно накладывать одно на второе, нужно относиться к этому, как к абсолютно другой игре. Если у тебя есть понимание макро в Dota, оно будет бесполезным в MLBB
Бекзат “balalaika” Советов
Во что ты играл до MLBB?
До MLBB играл в Counter-Strike, еще в Brawl Stars. Но до прихода в MLBB мне было 13 лет
Бекзат “balalaika” Советов
То есть ты играешь в MLBB уже примерно 6 лет с такого раннего возраста?
Ну я с 13 играл не всерьез, просто как в развлечение с другом. А вот именно задротить начал где-то с 15−16
Бекзат “balalaika” Советов
Как ты понял, что хочешь встать на путь про-игрока?
На самом деле я этого даже не понял сразу. Я просто играл пользовательские матчи, маленькие турики для новичков. Там про-игроки не играют, так как для них там небольшие призовые, в основном там такие вот новые команды. Я просто играл эти турниры, и потом такой думаю, ну если я каждый раз занимаю первое место, то почему я не могу пойти регнуть другое? Тот же MCC, и попал на него
Бекзат “balalaika” Советов
Это твой первый LAN-финал, как нам известно. Какие эмоции ты испытал, когда вы прошли на эту стадию? Испытываешь ли волнение перед завершающим этапом?
Насчет волнения именно о результате у меня нет. У меня было чувство возбужденности, когда я должен был увидеться с остальными командами и игроками. До этого я видел их только в Интернете. Многие из них для меня кумиры из прошлого. Я смотрел их стримы, а сейчас я вижу их в реальной жизни и думаю: “Блин…”
Бекзат “balalaika” Советов
А на кого ты равняешься из других команд? Или из своей команды?
Наверное, нет такого человека
Бекзат “balalaika” Советов
Ты говоришь, что для тебя многие на MCC – кумиры из прошлого. Кто это?
Ну, кумир из прошлого – тот же Wizer. Я смотрел его стримы, как он играл с фуллкой. Я думал: “Блин, как он хорошо играет, как он так всех побеждает”. Это было прикольно
Бекзат “balalaika” Советов
Nagib в интервью с SAWO говорил, что ты очень много колишь и в целом проявляешь лидерские качества, с чем это связано и за какие колы ты отвечаешь?
Я отвечаю за мейн колы, то есть и за шот, и за мейн. Шот – это моментный кол, а мейн – это в целом, что мы делаем по карте: передвижение и макро
Бекзат “balalaika” Советов
С чем связано то, что именно ты стал геймлидером?
С чем это связано, потому что в каждой игре, в каждой команде должен быть геймлидер. Без него команда не будет командой, все делают, что хотят, то есть это как в семье
Бекзат “balalaika” Советов
Насколько важны настройки игры и производительность телефона для позиции голдер, и вообще в целом?
В целом, конечно, важны. Если ты хочешь выступать на про-уровне, я бы не сказал, что это прям супер обязательно, но очень желательно, чтобы у тебя было 120 FPS и очень производительный телефон
Бекзат “balalaika” Советов
Какие именно характеристики важны в телефоне?
Ну, в первую очередь, оперативная память. Но я не думаю, что если ты на 120 FPS взял телефон, у него там не будет хватать оперативы. Тебе нужен быстрый отклик – это один из самых важных параметров, широкий экран и разрешение 16 на 11. Вот у меня сейчас ROG Phone 6, до этого был третий, он был 16 на 9, либо 16 на 10, может что-то путаю. Я понял, когда начал играть на новом телефоне, что карта побольше, приятнее играть стало в целом. Если ты хочешь попасть на про-уровень, тебе нужен хороший Интернет. Ну, опустим пинг, у тебя просто он должен быть стабильным, чтобы у тебя не было его подпрыгиваний. В общем, стабильные 120 FPS и пинг
Бекзат “balalaika” Советов
Насколько сильно повлияло обновление, связанное с кайтингом у стрелков? Считаешь ли его одной из причин возвращения в мету этого класса?
Да нет, я бы не сказал. И то, и то нормально. Смотря что ты хочешь, какой у тебя драфт в команде. Ван Ван, да, вернулась в мету, играбельным персонажем стала. На других героях это прям сильно не ощущается, но приятнее играть, очевидно. Однако я бы не сказал, что это прям вернет АДК-мету, как минимум, в СНГ-регионе
Бекзат “balalaika” Советов
А кого сейчас можешь выделить?
Харит, Беатрис и Москов возвращаются в мету. Три таких очень сильных персонажа
Бекзат “balalaika” Советов
Почему именно Москов?
Потому что если у тебя выигран старт, на нём очень сложно отпустить игру. Сильный, сноубольный персонаж. У тебя скиллы КДшутся быстро, как минимум первый. Также больше дешей, плюс посох дает тебе хорошую скорость атаки, огромный пуш-потенциал. Ульта, которая тебя телепортирует, еще и второй скилл, который можно использовать как додж вражеского убийцы или бойца: ты доджишь все с него. Это просто один из самых сильных персонажей на перефарме
Бекзат “balalaika” Советов
Почему после возвращения Ван Ван в мету сразу начали пикать Бруно? Можешь это объяснить?
Я бы не сказал, что Бруно начали пикать прям… Он себя и до этого апа нормально чувствовал, я его брал на регулярном сезоне. Сейчас мета-убийц: пикается, допустим, Линг, и ты берешь Бруно. Он очень хорошо заходит против этого класса, так как у него криты и направленные атаки. Также второй скилл дает стан, а третий вообще может со стены сбивать Линга. То есть против таких героев Бруно заходит. А Ван Ван, ну, это еще с ранних пор считалось, что он ее контрпик. Это даже не я придумал, а отцы, а я просто, так сказать, пользуюсь их наставлением
Бекзат “balalaika” Советов
Как тебе атмосфера медиа-дня? Чем вы там занимались, и какие ты можешь выделить для себя плюсы и минусы медиа дня?
Плюс медиа дня — баланс лояльности и профессионализма. От тебя требуют хорошего контента, но и не давят, так сказать. То есть если ты не можешь его выдавить, то ладно. А если ты хочешь, тебя наоборот только поддержат
Бекзат “balalaika” Советов
Как тебе дался переход из Teiko в Dark Phoenix посреди регулярного сезона? Насколько быстро вы с Qilet сыгрались в новом коллективе?
Да, сыгрались, в принципе, быстро, так как мы сайдлайнеры. Тяжелее всего сыграться трипл-мидом: мидеру и роумеру, потом подключается лесник, подключается экспа, и только потом голда. Не очень сложно в каком-то стаке играть. Встал только вопрос о колах и гейм-лидерстве: кто будет капитаном
Бекзат “balalaika” Советов
А тебе важно, как разговаривает человек, найти общий вайб и общий интерес?
Ну как сказать, очевидно, что я не конфликтный, не поддерживаю никакую агрессию. Не обязательно быть на одном вайбе и “в одной постели спать”, чтобы побеждать
Бекзат “balalaika” Советов
Важно ли быть добрым с тиммейтами, на твой взгляд?
Очевидно, нужно быть друг к другу понимающими, а, самое главное, терпеливым и внимательным к своим сокомандникам: относиться друг к другу по-человечески. Если ты терпишь своего тиммейта, а он тебя не терпит, очевидно, что ты будешь тильтовать от этого
Бекзат “balalaika” Советов
Какие важные игровые качества и задачи ты можешь выделить для себя? Какие есть задачи у твоей роли, и какими качествами надо обладать?
Для того, чтобы играть хорошо на голде, во-первых, нужно знать очень много механик. На моей роли самое главное – это уметь фармить, уметь составлять маршрут своего фарма. В той же Dota самые лучшие лесники – это те, которые хорошо ставят себе ротацию по лесу. То есть в MLBB тоже ротация важна, но она такая коротенькая, а в Dota каждую минуту ресаются крипы. Кто лучше сделает себе ротацию, и кто быстрее выфармит, тот и побеждает
Бекзат “balalaika” Советов
Фармишь ли ты вражеский лес?
В основном в MLBB, если ты играешь на голде, то, во-первых, тебе нужно следить за пачками. Никогда не недооценивай крипов, так как ты голд-лейнер. Если ты забираешь лесных крипов, они тебе дают мало, и бьешь ты их долго. В этой игре нет отводов, то есть ты не можешь заагрить миньонов на лесных крипов, тебе нужно все вручную бить, не нужно на это время тратить
Бекзат “balalaika” Советов
Ожидаешь ли ты ганга или какого-то нападения в момент фарма линии?
Ну, конечно. Если ты хочешь про-уровень, я могу дать один замечательный совет: любой голдер должен толкать пачку только тогда, когда к тебе идут твои союзники, чтобы в случае чего запушить тавер. А если под тобой нет союзников, и ты толкнешь пачку, то вражеский голдер просто застопит ее своим хитбоксом или вражеским крипом, и тебе, чтобы зафармить, нужно выйти. А если ты выходишь, ты подвержен гангу
Бекзат “balalaika” Советов
Как ты думаешь, почему MLBB стала так быстро и хорошо развиваться, как киберспортивная дисциплина на просторах Восточной Европы, Центральной Азии, то есть СНГ, и как ты оцениваешь этот рост?
В эту игру играет много людей, которые вообще в принципе с игровой индустрией мало связаны. Во-первых, это приятная графика, над ней явно постарались точно больше, чем пара десятков дизайнеров других проектов. Ты заходишь в игру, для тебя всё понятно. Просто огромная кнопка “Играть”, нажимаешь “Играть”.
Интуитивно понятно, и очень хороший дизайн у персонажей. Скины красивые, механики не такие тяжелые для понимания. То есть, если новый игрок, допустим, кто уже в Dota 2 идёт, там очень много механик, тебя может это оттолкнуть. Но в MLBB нет таких. Даже есть банальное описание: расширенная, короткая версия, ты просто можешь заходить и играть. Порог вхождения очень низкий. Плюс, как бы это не звучало парадоксально, чтобы было больше игроков, у тебя должно быть много игроков. Это идет как будто экспоненциальный рост. Получается, чем больше игроков, тем больше их на разных рангах: лоу, средних, равных союзников, тем интереснее играть. А когда ты заходишь, допустим, в Wild Rift тот же, в котором ноль онлайна, ты просто играешь против других человек, с которыми у тебя дифференс в 30 победных игр, они тебя в ноль выигрывают, и ты такой “Зачем я играю?”
Бекзат “balalaika” Советов
Вот есть премия в Counter-Strike “Игрок года”. Как ты думаешь, появится ли такое в MLBB? И если бы появилось, например, в этом году, кого бы ты выделил?
Ну, если в мировом, то как такового титула нет, то что прям лучший игрок. Но вышел скин на Пакито FlapTzy — первый персональный скин в игре из киберспортсменов. То есть очевидно в этом году – FlapTzy, а вот если бы это было в СНГ, то, скорее всего, Sunset Lover, либо Hiko
Бекзат “balalaika” Советов
А по какой причине ты бы выделил именно их?
Просто топ-1 коллектив, которые стабильно топ-1, их очень тяжело победить, свергнуть, они один раз оступились на каком-то турнире и больше не ошибаются – очень сильные за счет своих игроков
Бекзат “balalaika” Советов
Нет желания просто сказать, что я самый лучший на своей роли?
Я же вижу свои ошибки. Если я вижу ошибки, то я понимаю, что я не лучший
Бекзат “balalaika” Советов
Думаешь, тот же Sunset и Hiko не ошибаются?
Да, ошибаются, но лучше тот, кто меньше ошибается
Бекзат “balalaika” Советов
Насколько тяжелый путь в киберспорт приходится преодолевать игроку в MLBB? Давай мы возьмем сейчас пример за тебя: если, например, понимание у родителей, поддержка от них. Какой путь был у тебя?
Так, ну если ты молодой, твои родители будут против. Если у них консервативные взгляды, то 100% никто не поверит, что ты с игр деньги получаешь. Много игроков таких, которым не верят. Допустим, тот же Shelianer, у него там, мама говорит, что в это не верит. Она не верила до того, как он с MCC Season 3 40 тысяч получил. До первых призовых она не верила. И если ты хочешь этим заниматься, во-первых, ты должен понять, насколько ты можешь развить свой потенциал, и вообще понять, какой он у тебя. Если у тебя он слабенький, не трать время. Играй в игру, наслаждайся и занимайся чем-то другим. Если т не силён в MLBB, значит в чём-то другом силён. Старайся ради того, что тебе даётся. Не нужно себя мучить, играть по 50 игр в день, если ты не умеешь играть
Бекзат “balalaika” Советов
Ты говорил, что ты начинал играть в MLBB с 13 лет. Есть много примеров, когда родители в начале пути выступают сильно против. Сейчас у тебя есть поддержка?
Сейчас все прекрасно. Да и в принципе накладывается то, что у тебя пубертат, какие-то споры с семьей, и ты еще сверху играешь. Очевидно, будут ссоры, очевидно, будут запреты. То, что ты играешь в МOBA, то, что у тебя пубертат, друг с другом не связаны
Бекзат “balalaika” Советов
Надо просто перерасти это?
Нет, надо перерастать. Нужно хорошо преподнести информацию родителям и доказать им, что ты можешь что-то сделать. Если ты реально что-то можешь делать. Если ты не можешь, то не трать время, силы, и нервы родителей
Бекзат “balalaika” Советов
Напомним, что LAN-стадия турнира MCC Season 4 от студии FISSURE проходила с 26 по 27 октября в Алматы, Казахстан. Команды боролись за выход на M6 и общий призовой в размере $40 тыс. Узнать о ключевых новостях киберспортивной сцены MLBB и других видеоигр вы можете на нашем новостном портале.