Николай Петросян в рамках прямого эфира Virtus.pro отвечал на вопросы зрителей и журналистов об устройстве и планах организации. Шеф-редактор Esports.ru Морозов Илья узнал у CEO VP о возможности боя Дениса “electroNic” Шарипова по правилам бокса, перспективах организации на ближайшие несколько лет и планах в дисциплинах MLBB и Deadlock.
Какие дисциплины планируют охватить Virtus.pro?
В MLBB мы хотели зайти раньше. Не получилось, возможно, припозднились. Будем стараться зайти в эту дисциплину по окончанию сезона. Мобильный киберспорт для нас – отдельное приоритетное направление, которое мы будем развивать. Увеличение дисциплин для нас — не цель, а осознанное решение по развитию бизнеса. Очевидно, что в первую очередь, мы будем обращать внимание на те дисциплины, в которые можно зайти и которые будут на Кубке Мира в Рияде [EWC]. В то же время, мы понимаем, что есть дисциплины куда вход закрыт, по той причине, что это закрытые системы как LoL, например
Николай Петросян, CEO Virtus.pro
Тогда, что думаете про Deadlock? Смотрели ли сами, что это за игра? Вы также сказали, что Dota и CS — основа киберспорта в СНГ. Может ли Дедлок стать третьей дисциплиной?
Как только появится, хотя бы очерченная контуром, какая-то эко-система турниров. Очевидно, что мы туда пойдем. Пока преждевременно об этом говорить. При всем уважении, там турниры на $20 000. До тех пор, пока издатель сам не покажет контур турниров — мы не можем туда инвестировать.
Вполне возможен состав с учетом того что это Valve. Наверняка будет разрешена реклама букмекеров, наверняка букмекерам не понадобиться много времени, чтобы наладить процесс трейдинга, то есть процесс выставления коэффициентов. Потому что если букмекеры не принимают ставки или нет большого внимания к ставкам на конкретную дисциплину, то их интерес к спонсированию турниров или команды в этой дисциплине кратно сокращается. Да, следим, наблюдаем, надеемся что будет третий столб на котором будем стоять. Лишняя нога появится
Николай Петросян, CEO Virtus.pro
Если бы рассматривали игроков, то из каких дисциплин можно рассматривать?
Overwatch, возможно. Вот действительно, мы даже не на первом этапе, мы в точке “ноль”. Те небольшие движения, которые происходят вокруг этой дисциплины, они еще не дают возможности нам понять ее перспективы. То есть, если заходить, то, во-первых, подписывать лучших игроков региона, преследовать самые высокие цели и понимать с точки зрения бизнеса, что это нам дает. Это нам дает охваты, это нам дает возможность продавать внутриигровые предметы или долю с их продаж. Нам, как бизнесу, пока очень рано о чем-то судить. Первый шаг в этой истории должен сделать “а” — издатель, “б” — турнирные операторы. Только после этого мы поймем, ради чего и куда идем
Николай Петросян, CEO Virtus.pro
После смены тренера в составе Virtus.pro по Counter-Strike поменялась ли атмосфера в команде? Над чем ведутся работы и куда сместились ориентиры команды?
Атмосфера как была хорошей, профессиональной, так она и остается. Не было плохой атмосферы, которую теперь надо улучшать. Но что изменилось? Сегодня игроки чувствуют больше уверенности, веры в то, во что они играют и что они тренируют
Николай Петросян, CEO Virtus.pro
Ребята журналисты — серьезные, их вопросы — серьезные. Чуть-чуть отвлечемся, на конфликт electroNic и WorldEdit. Вот если, например, NiKo пригласит electroNic на бой по правилам бокса, и тот согласится, как к этому отнесется организация Virtus.pro?
Очевидно, что мы ему запретим, потому что он будет бить руками, а руки — это его главный инструмент. В соревнованиях, я не знаю, по плевкам в длину — можно решить, но руками нет. Даже ногами, может быть, что-то разрешим ради хайпа. Если вам так нравится, если вы хотите нагнать рейтинг или там охваты вокруг этой истории, пожалуйста, но руками нет.
Николай Петросян, CEO Virtus.pro
По вашему мнению, насколько правильно киберспортсменам решать вопросы “здесь и сейчас”? Не словами, а как хоккеисты, например, — тут же “на льду”?
Начнем с того, что хоккеисты другой комплекции ребята, и в хоккее есть тафгаи, которые, собственно говоря, специализируются на этом. Тафгай за сезон может набрать три результативных очка — один гол и две передачи, а все остальное время он должен оберегать лучшего бомбардира команды и драться, чтобы привлекать интерес той категории зрителей, которые за этим и пришли. Что касается конфликтов в киберспорте, то, наверное, это потребует еще какого-то времени, чтобы сформировалась некая культура. Я предполагаю, что, назовем ее токсичностью во взаимоотношениях, она сохранится. Потому что киберспорт все-таки, хоть он является видом спорта, но его внутренняя атмосфера, она серьезно отличается от большого спорта. Представим себе ситуацию: вы 18-летний хоккеист, вы пришли в какую-то команду, вот вас из фарм-клуба перевели в основу Вашингтон Кэпиталз и у вас там Овечкин живой в раздевалке. Очевидно, что не только Овечкин, но и другие, скажем так, сенаторы клуба вам разъяснят, что к чему здесь и как надо себя вести. Вы там спустя некоторое время сами станете таким сенатором, который будет молодых обучать. В киберспорте этого нет. Во-первых, от начинающего спортсмена до про-игрока путь совершенно короткий: ты не начинаешь, как в хоккее заниматься, вставая на коньки с 5 лет, чтобы через 15 лет выйти впервые в матче КХЛ на площадку. Нет, пока нет этих моральных ориентиров, то есть этих “дядек”, которые тебя обучат. Поэтому, наверное, неправильно ориентироваться на классический спорт, но корректировать поведение внутри киберспорта все-таки нужно. Хотя бы по той причине, что мы все вместе, все участники индустрии, и не только в СНГ, но и в мире, — создаем продукт, который потом хотим продавать спонсорам, и чем привлекательнее будет этот продукт, тем выше будет ценник. Чем больше будет подобных или любых других скандалов внутри киберспорта, тем больше это будет работать, как понижающий коэффициент. Потому что сейчас на стороне крупных брендов появляются специалисты по киберспорту, которые оценивают целесообразность того или иного спонсорства. То есть с этой точки зрения я не одобряю то, что произошло, но и понимаю философски, что быстро это искоренить не получится.
Николай Петросян, CEO Virtus.pro
Хотелось бы понять, есть ли перед командой или перед топ-менеджментом в Virtus.pro планы на 5-10 лет? Могут ли реально они существовать для киберспортивных организаций?
Конечно, хотелось бы заглянуть, но тяжело. Киберспорт зависит в большей степени от развития технологий, нежели любой другой вид спорта, и поэтому как будут эти технологии развиваться, мы не можем прогнозировать. Мы только реагируем на развитие технологий, реагируем на изменение вкуса аудитории с точки зрения игр, их жанров или платформ. Мы сейчас говорили о том, что Virtus.pro приоритезирует мобильный киберспорт, а 5 лет назад, наверное, такое нельзя было даже произносить, потому что это было бы неправильно. Соответственно, на 10 лет вперед мы не заглядываем. Через 5 лет мы себя видим крупным мультигеймингом, который выигрывает трофеи, у которого успешные составы в 80% дисциплин, которые являются киберспортивными в мире. У нас есть контентмейкеры на разных языках: английский, испанский, португальский, арабский, русский, в зависимости от тех рынков, которые мы приоритизируем. У нас выходят коллаборации с крутыми брендами одежды или дизайнерами одежды. И если вот тоже попытаться тоже сфантазировать какие-то технологические изменения, то, возможно, в будущем мы применяем искусственный интеллект для селекции игроков, или их поиска, или оценки их скиллов, или построение предиктивных моделей относительно того, куда этот игрок может вырасти. Очевидно, что 90% из того, что я сказал, наверное, не реализуется, но реализуется что-то другое. Самое главное, что у нас есть, — это амбиция быть победителями, быть первыми, а дальше вот многое зависит просто от того, куда будут развиваться технология и с какой скоростью.
Николай Петросян, CEO Virtus.pro
Вы начинали с автора, работали новостником на Чемпионате, потом Cybersports, Esforce и Virtus.pro. Многие молодые ребята хотели бы получить совет или напутствие: как от обычного спорта перейти к киберспорту, как от игрока перейти к главному редактору киберспортивного издания?
Самый главный совет – занимаетесь любимым делом. Может прозвучать парадоксально, но не думайте о деньгах, по крайней мере, на начальном этапе своей карьеры. В 2002 году я создавал спортивный сайт, какие-то свои деньги в него вкладывал, скромные совершенно. Потом, в 2005 году, в моей жизни появился Championat.ru. Я устроился туда и был одним из трех новостников, которые там работали, и в месяц я получал $130, но меня даже и эти деньги не интересовали. Championat.ru для меня послужил таким трамплином, в 2008 году переехал в Москву, чтобы делать карьеру, потому что сайт становился серьезным изданием, с большими инвестициями и так далее. Шаг за шагом я двигался, развивался сначала в большом спорте. Также я был PR-директор Adidas в СНГ и это тоже очень крутой был опыт: невообразимый, насыщенный и полезный. В Адидас у нас была такая культура, что о зарплате люди вспоминали только в момент, когда приходило СМС: “о, круто, еще и деньги платят”. Царила такая атмосфера, что это было привилегией работать в Adidas – лучший спортивный бренд. Идите за своей мечтой, не приоритизируйте деньги, делайте то, что нравится, и, возможно, когда-нибудь вы сможете оказаться на такой позиции, где получаете кайф от работы
Николай Петросян, CEO Virtus.pro
Также предлагаем ознакомиться с частью прямого эфира Virtus.pro, где Николай Петросян отвечал на вопросы от Esports.ru.