В четверг, 16 октября, представители Esports.ru побывали на LAN-финале BOSS BATTLE. Мы пообщались с руководством лиги Максимом Байковым и Николаем Чупиным, с которыми обсудили затраты на проведение подобного ивента для любителей, проблемы, с которыми они столкнулись при организации и многое другое.
— Как прошел турнир? Что вам понравилось и не понравилось?
Мы обязательно сядем, подобьем и финализируем результаты, потому что мы сразу на протяжении турнира увидели много вещей, которые надо дорабатывать. К сожалению, не все эти вещи реально заранее продумать. Их можно увидеть только на практике, когда все запускаешь. На мой взгляд, нам много чего надо добавить и это круто. Мы видим как это можно улучшить и самое главное хотим это улучшить
Николай Чупин
— Что вы хотите поменять?
Однозначно мы будем менять подход к формированию дивизионов. Та модель, которую мы делали, показала себя неплохо, но были определенные перекосы. Мы сделали 3 дивизиона: бизнес-крипы, скуфы и смурфы. Они разделены по уровню игры предпринимателей. Идея была в том, что благодаря распределению они получат максимальное наслаждение, потому что игра будет максимально равной. На деле вышло немного иначе. Мы получали немного хейта из-за этого. В целом люди остались довольны турниром. К нам сегодня подходили очень многие, говорили слова благодарности, но как пофиксить эту несправедливость внутри мы знаем, идеи уже есть
Николай Чупин
— Получали ли вы обратную связь по стримерам, которыми некоторые были недовольны?
У нас были разные стримеры, которые, скажем так, друг на друга не похожи. К сожалению, сделать так, чтобы всем они нравились невозможно. Всегда найдется тот, кому кто-то не подходит по воспитанию, по каким-то ценностям. Кто-то не ругается матом, кто-то наоборот любит. Кому-то нравится девочка, которая ругается матом, кому-то такая девочка не нравится. Это совершенно разный вайб и невозможно сделать так, чтобы все были довольны.
На старте у нас был один канал, потом мы сделали второй. Иногда у нас одновременно проходит 16 игр в одно и то же время. По факту мы можем сделать только два стрима. Мы не можем подстраивать определенные команды под определенных стримеров. Это технически просто не получится, так как у нас очень много команд. Мы взяли для себя за правило, что не будем подстраивать команды, потому что это просто невозможно. Одна команда просит одного стримера, другая – другого. Мы решили, что будем делать расписание сами. Естественно, мы прислушивались к командам, которые категорично высказывались о каких-то стримерах. Мы тоже давали им обратную связь
Николай Чупин
— То есть корректировки во время сезона все же были?
Да. Нужно отметить, что стримеры — очень творческие люди. Это не обычные сотрудники, ими тяжело управлять. К примеру, на LAN ты даешь задание администратору, который идет и выполняет его. Когда ты говоришь стримеру о большом количестве мата, то он может на это обидеться и банально просто будет сидеть с кислым лицом. Этот стрим не будет никому интересен.
Мы решили подойти к этому вопросу авторитарно. У нас есть разные стримеры: мягкие, легкие, тяжелые, женщины, мужчины. Мы допускаем, что процентов 20 могут быть недовольны. Мы для себя решили, что это окей
Николай Чупин

— Стали бы вы прибегать к помощи сторонних организаторов, экспертов в этой сфере для улучшения качества матчей и атмосферы в дальнейшем?
Мы уже начали понимать, что нам не хватает определенных компетенций. Со временем мы начали подтягивать более опытных людей, знакомиться со специалистами, с которыми обсуждали разные вопросы, советовались. Мы подключали более опытных судей, которые имели совсем другой взгляд. Поэтому отвечаю на вопрос: да, конечно, со временем мы подтягивали разных специалистов и познакомились с большим количеством интересных ребят из этой сферы. Уверен, что следующий турнир на старте будет сильно отличаться от того, как начинался в этом году
Николай Чупин
К сожалению, у нас не сразу получилось собрать команду, которая была бы максимально экспертна, чтобы онлайн стадия прошла максимально ровно. Но это нормально. В любой работе есть шероховатости, под конец турнира мы уже с ними точно справились. Как сказал Николай, что новый турнир будет круче — это 100%
Максим Байков
— Проведение турнира совпало с сезоном отпусков. Так изначально было задумано и будете ли вы это пересматривать?
БСчитаю, что предприниматели должны уметь находить время: на развлечения, на семью и спорт. Если они могут, то зачем занимаются бизнесом? Типа вы делайте бизнес, чтобы нон-стоп впахивать как мы с дядей Колей на этом турнире (смеется)?
Максим Байков
Турнир длился с июля до середины октября. Насколько я знаю, все эти пять месяцев могут быть сезонами отпусков. Зимой тоже есть сезоны отпусков. Получается, что как будто бы всегда сезон отпусков. При этом у команд была возможность переносить игры. Капитаны между собой договаривались. Были случаи, когда одна из команд говорила, что мы две или три недели не играем, так как у них все в отпусках. Потом они приезжали и за неделю отыгрывали свои игры.
На мой взгляд эта система позволяла ездить в отпуска. Очень много людей прислали фотографии, писали, были активны в группе, говорили, что скучают по Доте. На мой взгляд, тот кто хотел съездить в отпуск со своей семьей и хотел поиграть в Доту, он с этим справился
Николай Чупин
— Для турнира была выбрана система best-of-2. Некоторые говорили, что такой формат нечестный, так как нельзя было нормально готовиться соперникам. Рассматривайте ли вы ее изменение?
Этот турнир – любительский. Он задумывался как развлекательный ивент, где люди веселятся, знакомятся и заводят новые связи. Но оказывается, что предприниматели ненавидят проигрывать. Каждое поражение для них смерти подобно. Оказывается, что они нанимают тренеров по 100 тысяч рублей в месяц на команду и готовы тратить сумасшедшие деньги на Доту.
У предпринимателей другой подход. Они не хотят просто развлекаться, они хотят побеждать. Система bo2 — справедливая. Она позволила нам вычислить наиболее сильные и слабые команды. Конечно, были нюансы, но из-за этого турнир получился более справедливый. Это было правильно. Единственный минус — тайминги. Турнир получился растянутым. Хотелось сделать поменьше. Мы идем в эту сторону.
А то, что команды хотят подготовиться к другим командам, узнать их аккаунты и так далее… Кто-то не хочет этого показывать. У нас политика, что команды имеют право не показывать свои пики, героев и так далее
Максим Байков
Про формат: все в равных условиях. Менять что-то в этом направлении мы не планируем. Единственное, в самом начале у нас матчи не были зарегистрированы в системе. Один из участников турнира бесплатно разработал систему ботов, которые через специальный сайт создают лобби для того, чтобы игра была во вкладке “Турниры”. Это Максим Бяков. В Доте мы попали в раздел профессионалов, хотя мы любители. Шел The International, другие турниры, а рядом с ними мы
Николай Чупин

— Вопрос про отношения с сообществом. Донатерам вы давали статусы по типу холоп, челядь и так далее. Почему была такая градация была?
Хотели, чтобы было оскорбительно. Если ты закинул донат меньше тысячи рублей, то ты челядь. Шучу. Я хожу с женой каждое воскресенье на лекции по истории. Там как раз мы смотрели про древнюю Русь. Есть такое древнегреческое понятие “внести лепту” и это означало, что человек в обязательном порядке вносит какую-то посильную сумму в казну государству. То есть у них не было налогов, но была лепта, а для богатых это называлось по-другому.
Вот я и говорю ChatGPT: “Чат, дорогой, помоги мне сделать список из людей, как их забайтить на донаты. Нужно сделать их в древнерусском формате. Например, там будут бояре, великий князь и так далее”. По итогу он сделал нам огромный список из всяких древнерусских названий типа челядь, холоп, крестьянин, смерд, и так далее.
[Боярин вошел в список?] Да, боярин, князь, великий князь — это наши топ-донатеры. Это очень сильно зашло аудитории, так что конкуренты могут своровать нашу концепцию, она очень успешная
Максим Байков
— Думали ли над тем, чтобы разбить турнир на более маленькие ивенты? Сделать квалификации и потом уже основную часть. Сейчас чемпионат выглядит растянуто.
Мы много обсуждаем эту тему. Есть много разных мнений. Плюс мы опрашиваем участников, как бы им больше понравилось и подошло. Каждый всегда говорит и делится тем, как ему удобно. Если кому-то удобно играть летом, то он говорит давай летом, кому-то давай зимой, кто-то кто любит много поиграть. У кого-то много свободного времени, кто-то бизнес поставил на колеса и говорит, что хочет много играть. Тот, у кого мало времени, либо кто не готов уделять много времени, то говорит, что хочет играть мало.
Мы понимаем, что золотой середины здесь не будет. Мы рассматриваем сейчас возможность делать какие-то короткие небольшие кубки. Например, финал одного проходил сегодня. Это кубок “Золотой клешни”, который мы провели буквально за месяц перед турниром и сделали офлайн финал. Несмотря на то, что это был короткий турнир, ребята кайфанули и сейчас на сцене получили те же эмоции, как финалисты, которые играли по 3-4 месяца, поэтому будем пробовать
Николай Чупин
— Какое будущее видите у подобных турниров? Способен ли любительский киберспорт получить должный уровень поддержки финансирования, и какие у вас цели в этом направлении?
Я изначально был против букмекеров и всяких табачных, алкогольных компаний. Мне казалось это неэтично. В течение второго турнира я понял, что букмекер и киберспорт — это тесно связанные вещи. Не стоит к этому так относиться серьезно, что это ломает судьбы людей, точно так же алкоголь. Хорошо когда в меру. Может, в следующем сезоне мы пересмотрим эту модель. Некоторые букмекеры предлагали нам запартнериться. Предлагали очень большие деньги. Когда мы отказывались, у меня просто наворачивалась скупая слеза, так как на самом деле монетизировать турнир довольно тяжело. Проведение финала стоит 4,5 млн. Представьте, сколько надо денег, чтобы просто сделать онлайн и офлайн стадию. Будем думать
Максим Байков
— А во сколько обошлась онлайн-стадия?
Не так дорого. 25-30% от офлайна. Хотел бы добавить, что мы видим реальную перспективу именно в любительском направлении. Мы не смотрим на профессиональную историю. Хотя у нас есть идеи, чтобы добавить дивизион, где мы не будем ставить никаких ограничений на рейтинг
Николай Чупин
У нас даже уже есть связи именно с людьми, которые делали подобное, но у них не получалось. Мы подумаем, как это можно сделать
Максим Байков
Финальная часть второго сезона BOSS BATTLE прошла в лофт-пространстве AG LOFT. Восемь команд, состоящих из владельцев бизнесов, СЕО и генеральных директоров, сражались за кубок чемпионов в трех дивизионах.
Читать по теме
Новых клиентов BetBoom ждет фрибет до 10 000 ₽ за регистрацию с промокодом ESPORTSMAX