The Alters — новый проект и, по совместительству, авторская вселенная от 11 bit studios, где герою предстоит выживать на далёкой и опасной планете с помощью своих клонов. Но они — не просто копии тела и сознания протагониста, а его альтернативные версии, созданные при помощи изменений в тех или иных судьбоносных решениях. Удалось ли перенести столь уникальный концепт в интересный геймплей, и как получившуюся игру до релиза 13 июня оценили критики — в нашем материале.
Раздвоение Личности: The Game
Команде 11 bit studios удалось сделать то, что многим казалось невозможным — придумать нечто новое в жанре выживачей. Клоны-альтеры действительно привносят много новых переменных в устоявшийся формат подобных игр. На первый взгляд всё кажется знакомым — собирайте ресурсы, стройте базу, “нанимайте” себе помощников и живите счастливо, пытаясь выполнить основную цель текущего акта. Но контекст всё меняет — альтеры не просто болванчики, об эмоциях которых нужно заботиться. Они напрямую связаны с главным героем, вынуждая учитывать как схожести, так и кардинальные различия в их судьбе. Здесь персонажи смотрят на Яна Дольски не так, как смотрел бы обычный выживший на лидера группы.


В своей основе The Alters — жёстко привязанная к сюжету игра. Каждый этап разделён на акты, время на прохождение которых ограничено, в основном, местным солнцем. Из-за отсутствия нормального атмосферного купола над планетой, прямы лучи могут испепелить главного героя и его базу. Не стоит воспринимать это как жёсткий таймер на уровне серии Dead Rising — обычно времени предостаточно, чтобы заняться и основной миссией, и дополнительными активностями. Но в определённом напряжении игра всё же держит, вынуждая чётко расставлять приоритеты.
Одним из этих приоритетов неизбежно будет взаимодействие с Альтерами. Рапидий, в сочетании с квантовым компьютером, создают клоны Яна с альтернативными судьбами, в зависимости от того, в какой ключевой точке они свернули. Конечно, они не существовали в реальности, но компьютер генерирует и вживляет им воспоминания, которые кажутся реальными.
К примеру, протагонист разведён с женой — но у кого-то в силу другого характера удалось сохранить брак, а кто-то вовсе никогда не нашёл себе спутницу жизни. Поэтому кто-то советует забыть бывшую возлюбленную, а кто-то, наоборот считает глупым её так терять:
Ян Ботаник крайне эмоционален и плаксив из-за невыносимости разлуки с женой — в его жизненном пути они никогда не разводились. Он подталкивает оригинального Яна связаться с ней и восстановить отношения, при этом сам отчаянно желая поговорить с ней
Джошуа Дакворф, GameRant
Если же пренебрегать общением и дружбой со своими “другими личностями”, то ничем хорошим это не кончится. К примеру, кто-то из них может исчезнуть, смирившись с судьбой на гибельной планете из-за депрессии. Мало того, что это личная трагедия, которая влияет на всю команду — это ещё и жёсткая потеря в ресурсах, ведь возможности для клонирования крайне ограничены, вплоть до того, что за одно прохождение не удастся создать все доступные типажи Яна. А если совсем довести кого-то до ручки, то один из Альтеров может посчитать себя достойным встать на место оригинала… Со всей сопутствующей жестокостью.
Как механики The Alters сбалансированы друг с другом
При знакомстве с игрой может показаться, что она перегружена задачами, активностями, сюжетами и подсюжетами. Кто-то из клонов пребывает в кризисе, приближается мощная магнитная буря, путь преграждают временные аномалии. При всём при этом надо регулярно покидать базу в поисках провизии и ресурсов для создания новых отсеков и инструментов, а также обеспечения работоспособности старых. И кажется, что всё это нужно сделать прямо сейчас.


На фоне этого возможность забить на всё и устроить со своими клонами киномарафон ужастиков звучит как издевательская шутка. Но, как отмечают критики, разработчикам удалось сбалансировать механики таким образом, чтобы времени на всё хватало — даже на киномарафон:
Как только вы получите базовое понимание механик выживания и развития, у игры появится приятный ритм, к которому быстро можно пристраститься. Так как вся игра протекает в реальном времени (не считая меню менеджмента базы), вы захотите провести каждую секунду с пользой
Киран Стоктон, Well Played
К слову, упомянутый просмотр фильмов, как и другие активности, вроде бирпонга, распевания песен и прочтения Моби Дика вслух, тоже крайне полезны. Ведь многие обязанности можно переложить на Альтеров, которые лучше работают в хорошем расположении духа. Инвестировать час-два времени на тусовку, чтобы вся команда смогла заниматься своими делами на 3-4 часа дольше — хорошая сделка.
Особенности визуальной составляющей
Визуал игры грамотно балансирует между реалистичностью и стилизацией — в 11 bit не хотели создать слишком требовательную к железу игру, но при этом хотели передать устрашающие красоты чуждого человеку мира. Игре есть чем похвастаться и создать удачный фон для интересных скриншотов, при этом не перегибая палку в плане спецэффектов, шейдеров и прочих современных графических обвесов.


Управление базой осуществляется в 2.5D пространстве с видом сбоку. Камера отдаляется в режиме строительства, позволяя оценить размах и устройство своего неповторимого колеса. Также в каждый отсек можно “залететь”, чтобы посмотреть, чем занимаются главный герой и Альтеры. В нужные моменты, вроде диалогов с персонажами, включаются иммерсивные катсцены. При генерации клона и некоторых других событиях к делу подключаются художники, которые прорисовали десятки сцен со своими настроениями и особенностями пейзажа.


Экспедиции за ресурсами проходят в полноценном 3D-формате с видом от третьего лица. Именно в эти этапы игры есть полноценная возможность поизучать мир, в котором оказался главный герой. Из-за выжигающего поверхность солнца, планета представляет собой каменистую пустыню. Но, благодаря активным вулканам, землетрясениям и аномалиям, местные пейзажи могут захватывать дух своей инопланетной красотой.
Каждый раз, передвигая базу подальше от солнечного света, вы переходите на новую карту, каждая из которых выделяется иноземными ландшафтами и лабиринтами путей, которые необходимо исследовать для того, чтобы открыть путь вперёд
Дэн Стейплтон, IGN
Пространство для реиграбельности
В геймерском сообществе часто говорят о реиграбельности — желании возвращаться в игру снова и снова ради повторных прохождений. Причин на это может быть множество. Разнообразие прокачки, вариативность прохождения и так далее, особенно если речь про РПГ. У The Alters этих причин действительно много:
- Любителям сюжетов и копания в лоре — возможность посмотреть других Альтеров и взаимодействие между ними, так как за одно прохождение создать всех и пройти все вариации их личных квестов не получится;
- Фанатам выживачей — различные испытания в виде рандомных распределений ресурсов, аномалий и уникальных предметов, разнообразных погодных условий и локаций для исследования;
- Поклонникам строительства баз — поиск оптимальных конструкций баз, которые всё равно придётся адаптировать под вышеупомянутые изменчивые условия выживания, а также уникальные предметы, которые можно потратить лишь на одно из нескольких улучшений, что существенно влияет на стиль прохождения.
Сказать по правде, обычно я прохожу игры только один раз и больше к ним не возвращаюсь. Есть лишь несколько франшиз, которые я переигрываю. Если меня заставить дважды поиграть в игру до релиза, даже не на полное прохождение, то обычно меня бы жутко раздражала необходимость перепроходить знакомые секции. Но в случае The Alters — я рад такой возможности
Джошуа Дакворф, GameRant
Кратко: плюсы и минусы The Alters
The Alters — это действительно уникальный нарративный выживач, который предлагает абсолютно новые грани сюжета и ранее невиданные в других играх механики, связанные с клонами, строительством базы и вечной гонкой с солнечным светом. Студия 11 bit уже доказала своими This War of Mine и Frostpunk, что они способны стать законодателями жанра. Такой потенциал есть и у The Alters.
Плюсы:
- Оригинальная концепция с использованием клонов с альтернативными судьбами;
- Необычный сюжет в уникальном научно-фантастическом сеттинге;
- Высокая степень реиграбельности;
- Сбалансированные механики, которые держат игрока в напряжении, но не создают ощущения перегруженности;
- Разнообразие прохождений и концовок.
Минусы:
- Концепция альтеров может показаться комичной из-за того, что одному актёру приходится играть 8-10 персонажей одновременно;
- Если не получилось втянуться в базовые механики, то лучше не станет — проблемы будут копиться;
- Психологический аспект игры может стать тяжёлой темой для некоторых игроков.
Из-за своей необычности и статуса первопроходца как с точки зрения геймплейных механик, так и с точки зрения темы — The Alters может показаться кому-то поверхностной, или без должной глубины. Но всё же критики советуют дать игре шанс, даже если сначала что-то будет не получаться. История действительно интересная, и стоит внимания.