es-dark
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Получить Фрибет
Реклама 18+, рекламодатель www.pari.ru 2Vtzqx1thyU
Войти
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Фрибет новым клиентам 5х1000 рублей
Реклама 18+
Обновлено: 06:26, 05.06.25
|
Статья

Какое аниме смотрят студенты в 2025 году — результаты опроса от Esports.ru

Какое аниме смотрят студенты в 2025 году — результаты опроса от Esports.ru

Что смотрят нынешние студенты, когда дело доходит до аниме? Ответ на этот вопрос мы получили на финале Студенческой лиги Сбера, где наш корреспондент не только побеседовал с начинающими киберспортсменами, но и провёл блиц-опрос прямо на площадке турнира. Результатом стала спонтанная, но неожиданно репрезентативная картина вкусов — неформальный “топ” аниме, который предпочитает молодое поколение в 2025 году. В этом материале мы разберём результаты опроса и расскажем, что это говорит о нас и о времени, в котором мы живём.


Что мы узнали?

Чтобы понять, чем живут современные студенты, необязательно погружаться в опросы ВЦИОМа. Иногда достаточно просто выйти в люди. Именно так поступил наш корреспондент на финале Студенческой лиги Сбера: во время матчей по киберспорту и активности на стендах он провёл блиц-опрос о том, какое аниме смотрят молодые люди сегодня — без времени на раздумья для красивого ответа, просто “что вы включаете вечером”.

Респонденты были разделены условно на две группы — 18–20 лет (первые курсы бакалавриата) и 20–24 года (старшие курсы, магистратура или уже выпускники). Разделение не научное, но показательное: оно выявило разницу не только в названиях, но и в самой логике потребления аниме.



Студенты 18–20 лет

Результаты опроса по аниме среди студентов 18-20 лет

Это аудитория, которая чаще ассоциируется с просмотром TikTok, коротких обзоров на YouTube и выросла уже в то время, когда мемы из пабликов в VK перекочевали в стикеры Telegram. Их вкусы в аниме — немного хаотичные, но в целом настроены на яркую визуальную составляющую и ироничную подачу сюжета.



Студенты 20–24 лет

Результаты опроса по аниме среди студентов 20-24 лет

Здесь мы видим чуть большую системность: в топе есть исекаи, тайтлы с элементами геймерской логики (персонажи прокачиваются, получают скиллы, меняют мир), а также аниме с философским или метаироничным оттенком.



Почему это показательно?

Срез получился живым, но не случайным. Все названные тайтлы — либо представляют собой признанные хиты, либо новые “точки входа” в аниме-культуру. Что особенно важно — в опросе почти нет “старого” аниме в духе 80–90-х (за исключением Ghibli), зато много контента последних 5–7 лет. Это поколение живёт здесь и сейчас — и воспринимает медиа соответственно.

Кроме того, даже в пределах двух возрастных групп прослеживаются закономерности:

  • Нет перегруза онгоингами — сегодня студенты предпочитают законченные или компактные истории;
  • Фансервис не отталкивает — напротив, он становится частью эстетики;
  • Классика остаётся, но в виде “опорных точек” — “Тетрадь смерти”, “Наруто”, “Мой сосед Тоторо”;
  • Популярны сюжеты о взрослении через борьбу — пусть даже в сеттинге фэнтези, зомби и т.д.

Таким образом, уже на этом этапе видно: студенты 2025 года формируют не просто список любимого аниме, а набор смыслов, в котором переплетаются удовольствие от хорошей “картинки” и анимации, а также стремление к рефлексии и самоирония. Теперь разберём наши выводы по отдельности.


Хаяо Миядзаки не теряет актуальности

Хаяо Миядзаки на фоне эскизов к "Мой сосед Тоторо" и "Навсикая из долины ветров"

Можно не быть фанатом японской анимации, но знать классические работы Хаяо Миядзаки вроде “Унесённых призраками” — примерно как слышать музыку из “Лебединого озера”. Среди респондентов в обеих возрастных группах стабильно упоминаются фильмы студии Ghibli. Это и “Принцесса Мононоке”, и, разумеется, “Мой сосед Тоторо”.

Почему Ghibli до сих пор на слуху у студентов, которые выросли уже после пика популярности DVD и пиратских озвучек и фандаба от SHIZA Project? Ответ простой и сложный одновременно: эти фильмы — про базовые, почти архетипические вещи. Детство, страх, природу, тишину. При этом они по-прежнему максимально визуально эстетичные и, что не менее важно — эмоционально честные. А это именно то, чего часто не хватает в современном потоковом контенте, зацикленном на скорости.

Но ещё важнее другое: фильмы Миядзаки — это точка соприкосновения для людей с разными вкусами и предпочтениями. Их можно включить в любой компании, при этом никто не будет против и не скажет, что “это мультфильмы для детей”.

Особенно интересен тот факт, что студенты нередко называли Ghibli наравне с тайтлами вроде “Атаки Титанов” или “Реинкарнации безработного”. То есть не как отдельную категорию, а как часть единого целого. Это говорит о том, что барьеры между художественным и развлекательным аниме почти исчезли.



Рекомендации по аниме в духе Хаяо Миядзаки

  • Паприка” (Paprika) — психоделический триллер Сатоси Кона о снах, реальности и границах сознания. Аниме предвосхитившее “Начало” Кристофера Нолана;
  • “Девочка, покорившая время” (The Girl Who Leapt Through Time) — тёплая и пронзительная история о подростке с возможностью перемещаться во времени, которая учится понимать цену каждого выбора;
  • “Оглянись” (Look Back) — короткий и эмоциональный фильм о дружбе, творчестве и потере, нарисованный с тонкостью, за которую Тацуки Фудзимото уважают не только фанаты манги, но и киноманы.

Молодое поколение «не боится кринжа»

Коллаж с аниме "Дандадан", "Аля иногда кокетничает со мной по-русски" и "Ванпанчмен"

Если 15 лет назад признание в увлечении просмотром “Сейлор Мун” вызывало бы в лучшем случае смех, а в худшем — что-то похуже, то сегодня это звучит как вполне нормальный повод для обсуждения интересов. Современные студенты не только не стесняются гипертрофированных или фансервисных анимешных тропов — они потребляют их сознательно и с иронией, а не в тайне ото всех.

Один из самых часто упоминаемых сериалов в “младшей” возрастной группе — “Аля иногда кокетничает со мной по-русски”. В нём нет ни масштабного конфликта, ни эстетической амбиции, зато есть то, что можно назвать “кринж-романтикой нового поколения”: гипертрофированная вежливость, намеренный перебор с милотой, причудливая японская репрезентация русского языка, превращённого в мем.

“Дандадан” — другой показательный пример. По жанру это сверхъестественный боевик с подростковым привкусом, но по сути — сюрреалистичный бардак, где инопланетяне, духи и откровенно нелепые визуальные метафоры соседствуют с темами взросления и личной травмы. И всё это может быть в одной сцене. Именно такие аниме сегодня привлекают внимание: они слишком странные, чтобы быть предсказуемыми, и достаточно искренние, чтобы запомниться надолго.

“Ванпанчмен” тоже часто всплывал в ответах. Хотя сегодня его популярность пошла на спад после волны хайпа вокруг первого сезона, он всё ещё воспринимается как культурный ориентир — аниме, которое одним из первых предложило аудитории посмеяться над опостылевшей сепергероикой. Это тоже часть “кринж-оптики”: осознанное переигрывание, метаирония, нарочитая бессмысленность ради удовольствия.

Почему это важно? Потому что раньше желание смотреть нелепое аниме приходилось как-то обосновывать — якобы это “только ради желания ненадолго отключить мозг”. Сейчас же работает обратное: кринж — это фактор включённости. Если ты смотришь абсурдный ромком — ты не странный, ты “в теме”.



Рекомендации по ярким и абсурдным аниме

  • “Предсмертный список зомби” (Zom 100: Bucket List of the Dead) — история о зомби-апокалипсисе, который стал для главного героя терапией выгорания;
  • “Семья шпиона” (Spy × Family) — семейный ситком, в котором ни один член семьи не является обычным человеком;
  • Дни Сакамото (Sakamoto Days) — комедийный боевик о “киллере-скуфе” в отставке.

Бесконечные онгоинги уходят в прошлое

Кадр из аниме "Наруто"

Если внимательно посмотреть на список аниме, который назвали студенты, возникает ощущение, что эпоха сериалов на сотни серий сегодня канула в лету. Ни “Ван-Пис”, ни “Блич”, ни “Fairy Tail” не попали в выборку. А ведь это были флагманы своего времени, на которых выросло поколение 1990-2000-х. Почему же сегодня о них почти не вспоминают?

Причина кроется в самой индустрии производства аниме. Если раньше кинематографичность в японской анимации была свойством творчества отдельных режиссёром — того же Миядзаки или Синъитиро Ватанабэ, то сегодня большая часть аниме тайтлов отличается высоким уровнем постановки. С таким подходом студии отдают предпочтение мангам, чья экранизация будет компактной, но яркой и запоминающейся. В результате современный зритель не воспринимает затянутый сюжет как показатель эпичности. Скорее наоборот — как недостаток формата повествования.

В опросе доминировали тайтлы, которые укладываются в 1–4 сезона:

  • “Re:Zero”;
  • “Добро пожаловать в класс превосходства”;
  • “Поднятие уровня в одиночку”;
  • “Реинкарнация безработного”;
  • “Убийца Акаме!”.

Даже “Атака титанов”, несмотря на свой эпичный масштаб, заканчивается в рамках вполне обозримого количества серий — а главное, имеет чёткий финал. Это важно: молодая аудитория не хочет теряться в сюжете на годы. Они хотят пройти путь героя за вечер, максимум за пару уикендов.

Тем не менее в списке оказался “Наруто”. И не просто упоминался — его называли респонденты в обеих возрастных группах. Но тут важно уточнение: студенты говорили о “классическом Наруто”, то есть об основной арке, не включая “Боруто”. Это тот самый тайтл, который стал символом подростковой борьбы, дружбы и взросления — и который сегодня пересматривают в нарезках, подборках лучших боёв и рекапах.



Рекомендации по коротким аниме

  • “Город, в котором меня нет” (Erased) — мрачный триллер о душе взрослого в теле школьника, который пытается предотвратить трагедию из прошлого. Один из самых эмоционально честных сериалов о чувстве вины и попытке всё изменить;
  • “Эхо террора” (Terror in Resonance) — интеллектуальный боевик от Синъитиро Ватанабэ, где подростковый терроризм становится метафорой одиночества в мегаполисе. Cтильный, мрачный и бескомпромиссный;
  • “Парад смерти” (Death Parade) — философская притча в форме игрового шоу: души умерших попадают в бар, где исход их посмертия решается через матч в дартс, бильярд и т.д.
Комментарии
Отправить
Реклама 18+