Что смотрят нынешние студенты, когда дело доходит до аниме? Ответ на этот вопрос мы получили на финале Студенческой лиги Сбера, где наш корреспондент не только побеседовал с начинающими киберспортсменами, но и провёл блиц-опрос прямо на площадке турнира. Результатом стала спонтанная, но неожиданно репрезентативная картина вкусов — неформальный “топ” аниме, который предпочитает молодое поколение в 2025 году. В этом материале мы разберём результаты опроса и расскажем, что это говорит о нас и о времени, в котором мы живём.
Что мы узнали?
Чтобы понять, чем живут современные студенты, необязательно погружаться в опросы ВЦИОМа. Иногда достаточно просто выйти в люди. Именно так поступил наш корреспондент на финале Студенческой лиги Сбера: во время матчей по киберспорту и активности на стендах он провёл блиц-опрос о том, какое аниме смотрят молодые люди сегодня — без времени на раздумья для красивого ответа, просто “что вы включаете вечером”.
Респонденты были разделены условно на две группы — 18–20 лет (первые курсы бакалавриата) и 20–24 года (старшие курсы, магистратура или уже выпускники). Разделение не научное, но показательное: оно выявило разницу не только в названиях, но и в самой логике потребления аниме.
Студенты 18–20 лет

Это аудитория, которая чаще ассоциируется с просмотром TikTok, коротких обзоров на YouTube и выросла уже в то время, когда мемы из пабликов в VK перекочевали в стикеры Telegram. Их вкусы в аниме — немного хаотичные, но в целом настроены на яркую визуальную составляющую и ироничную подачу сюжета.
Студенты 20–24 лет

Здесь мы видим чуть большую системность: в топе есть исекаи, тайтлы с элементами геймерской логики (персонажи прокачиваются, получают скиллы, меняют мир), а также аниме с философским или метаироничным оттенком.
Почему это показательно?
Срез получился живым, но не случайным. Все названные тайтлы — либо представляют собой признанные хиты, либо новые “точки входа” в аниме-культуру. Что особенно важно — в опросе почти нет “старого” аниме в духе 80–90-х (за исключением Ghibli), зато много контента последних 5–7 лет. Это поколение живёт здесь и сейчас — и воспринимает медиа соответственно.
Кроме того, даже в пределах двух возрастных групп прослеживаются закономерности:
- Нет перегруза онгоингами — сегодня студенты предпочитают законченные или компактные истории;
- Фансервис не отталкивает — напротив, он становится частью эстетики;
- Классика остаётся, но в виде “опорных точек” — “Тетрадь смерти”, “Наруто”, “Мой сосед Тоторо”;
- Популярны сюжеты о взрослении через борьбу — пусть даже в сеттинге фэнтези, зомби и т.д.
Таким образом, уже на этом этапе видно: студенты 2025 года формируют не просто список любимого аниме, а набор смыслов, в котором переплетаются удовольствие от хорошей “картинки” и анимации, а также стремление к рефлексии и самоирония. Теперь разберём наши выводы по отдельности.
Хаяо Миядзаки не теряет актуальности

Можно не быть фанатом японской анимации, но знать классические работы Хаяо Миядзаки вроде “Унесённых призраками” — примерно как слышать музыку из “Лебединого озера”. Среди респондентов в обеих возрастных группах стабильно упоминаются фильмы студии Ghibli. Это и “Принцесса Мононоке”, и, разумеется, “Мой сосед Тоторо”.
Почему Ghibli до сих пор на слуху у студентов, которые выросли уже после пика популярности DVD и пиратских озвучек и фандаба от SHIZA Project? Ответ простой и сложный одновременно: эти фильмы — про базовые, почти архетипические вещи. Детство, страх, природу, тишину. При этом они по-прежнему максимально визуально эстетичные и, что не менее важно — эмоционально честные. А это именно то, чего часто не хватает в современном потоковом контенте, зацикленном на скорости.
Но ещё важнее другое: фильмы Миядзаки — это точка соприкосновения для людей с разными вкусами и предпочтениями. Их можно включить в любой компании, при этом никто не будет против и не скажет, что “это мультфильмы для детей”.
Особенно интересен тот факт, что студенты нередко называли Ghibli наравне с тайтлами вроде “Атаки Титанов” или “Реинкарнации безработного”. То есть не как отдельную категорию, а как часть единого целого. Это говорит о том, что барьеры между художественным и развлекательным аниме почти исчезли.
Рекомендации по аниме в духе Хаяо Миядзаки



- “Паприка” (Paprika) — психоделический триллер Сатоси Кона о снах, реальности и границах сознания. Аниме предвосхитившее “Начало” Кристофера Нолана;
- “Девочка, покорившая время” (The Girl Who Leapt Through Time) — тёплая и пронзительная история о подростке с возможностью перемещаться во времени, которая учится понимать цену каждого выбора;
- “Оглянись” (Look Back) — короткий и эмоциональный фильм о дружбе, творчестве и потере, нарисованный с тонкостью, за которую Тацуки Фудзимото уважают не только фанаты манги, но и киноманы.
Молодое поколение «не боится кринжа»

Если 15 лет назад признание в увлечении просмотром “Сейлор Мун” вызывало бы в лучшем случае смех, а в худшем — что-то похуже, то сегодня это звучит как вполне нормальный повод для обсуждения интересов. Современные студенты не только не стесняются гипертрофированных или фансервисных анимешных тропов — они потребляют их сознательно и с иронией, а не в тайне ото всех.
Один из самых часто упоминаемых сериалов в “младшей” возрастной группе — “Аля иногда кокетничает со мной по-русски”. В нём нет ни масштабного конфликта, ни эстетической амбиции, зато есть то, что можно назвать “кринж-романтикой нового поколения”: гипертрофированная вежливость, намеренный перебор с милотой, причудливая японская репрезентация русского языка, превращённого в мем.
“Дандадан” — другой показательный пример. По жанру это сверхъестественный боевик с подростковым привкусом, но по сути — сюрреалистичный бардак, где инопланетяне, духи и откровенно нелепые визуальные метафоры соседствуют с темами взросления и личной травмы. И всё это может быть в одной сцене. Именно такие аниме сегодня привлекают внимание: они слишком странные, чтобы быть предсказуемыми, и достаточно искренние, чтобы запомниться надолго.
“Ванпанчмен” тоже часто всплывал в ответах. Хотя сегодня его популярность пошла на спад после волны хайпа вокруг первого сезона, он всё ещё воспринимается как культурный ориентир — аниме, которое одним из первых предложило аудитории посмеяться над опостылевшей сепергероикой. Это тоже часть “кринж-оптики”: осознанное переигрывание, метаирония, нарочитая бессмысленность ради удовольствия.
Почему это важно? Потому что раньше желание смотреть нелепое аниме приходилось как-то обосновывать — якобы это “только ради желания ненадолго отключить мозг”. Сейчас же работает обратное: кринж — это фактор включённости. Если ты смотришь абсурдный ромком — ты не странный, ты “в теме”.
Рекомендации по ярким и абсурдным аниме



- “Предсмертный список зомби” (Zom 100: Bucket List of the Dead) — история о зомби-апокалипсисе, который стал для главного героя терапией выгорания;
- “Семья шпиона” (Spy × Family) — семейный ситком, в котором ни один член семьи не является обычным человеком;
- “Дни Сакамото“ (Sakamoto Days) — комедийный боевик о “киллере-скуфе” в отставке.
Бесконечные онгоинги уходят в прошлое

Если внимательно посмотреть на список аниме, который назвали студенты, возникает ощущение, что эпоха сериалов на сотни серий сегодня канула в лету. Ни “Ван-Пис”, ни “Блич”, ни “Fairy Tail” не попали в выборку. А ведь это были флагманы своего времени, на которых выросло поколение 1990-2000-х. Почему же сегодня о них почти не вспоминают?
Причина кроется в самой индустрии производства аниме. Если раньше кинематографичность в японской анимации была свойством творчества отдельных режиссёром — того же Миядзаки или Синъитиро Ватанабэ, то сегодня большая часть аниме тайтлов отличается высоким уровнем постановки. С таким подходом студии отдают предпочтение мангам, чья экранизация будет компактной, но яркой и запоминающейся. В результате современный зритель не воспринимает затянутый сюжет как показатель эпичности. Скорее наоборот — как недостаток формата повествования.
В опросе доминировали тайтлы, которые укладываются в 1–4 сезона:
- “Re:Zero”;
- “Добро пожаловать в класс превосходства”;
- “Поднятие уровня в одиночку”;
- “Реинкарнация безработного”;
- “Убийца Акаме!”.
Даже “Атака титанов”, несмотря на свой эпичный масштаб, заканчивается в рамках вполне обозримого количества серий — а главное, имеет чёткий финал. Это важно: молодая аудитория не хочет теряться в сюжете на годы. Они хотят пройти путь героя за вечер, максимум за пару уикендов.
Тем не менее в списке оказался “Наруто”. И не просто упоминался — его называли респонденты в обеих возрастных группах. Но тут важно уточнение: студенты говорили о “классическом Наруто”, то есть об основной арке, не включая “Боруто”. Это тот самый тайтл, который стал символом подростковой борьбы, дружбы и взросления — и который сегодня пересматривают в нарезках, подборках лучших боёв и рекапах.
Рекомендации по коротким аниме



- “Город, в котором меня нет” (Erased) — мрачный триллер о душе взрослого в теле школьника, который пытается предотвратить трагедию из прошлого. Один из самых эмоционально честных сериалов о чувстве вины и попытке всё изменить;
- “Эхо террора” (Terror in Resonance) — интеллектуальный боевик от Синъитиро Ватанабэ, где подростковый терроризм становится метафорой одиночества в мегаполисе. Cтильный, мрачный и бескомпромиссный;
- “Парад смерти” (Death Parade) — философская притча в форме игрового шоу: души умерших попадают в бар, где исход их посмертия решается через матч в дартс, бильярд и т.д.