Pugna (Пугна) – это един из немногих персонажей Dota 2, который может грамотно распоряжаться собственным здоровьем. Способности Пугны звучат интересно, но перед тем, как решите его взять, важно хорошо разбираться в особенностях самой игры: оценивать возможности, потенциальные пути развития и уметь хотя бы немного анализировать происходящее на экране в каждом матче.
Это всё важно, поскольку Пугна может стать не только мощнейшим магическим семи-саппортом, но и семи-керри. Проще говоря, тем самым героем, который по своей важности и силе в сессии уступает лишь основному кору или обеспечивает максимально возможную свободу действий для остальных игроков команды.
Кроме этого, дополнительно важно отметить, что Пугна – это крайне уязвимый и невероятно «хрупкий» персонаж Dota 2. Поэтому изначально рекомендуем приготовиться к тому, что играть за него предстоит очень аккуратно. Вариантов немного: либо учитесь «читать» игру на несколько минут вперёд, либо будете регулярно «фидить». С другой стороны, не стоит сильно сомневаться в собственных силах, ведь если научитесь выживать на Пугне, тогда сможете выжить практически на любом другом герое.
Способности Pugna и их нюансы
Описание | Способность |
Nether Blast («Незер Бласт» или «Взрыв Пустоты») – после небольшой 0,8-секундной задержки в выбранной области радиусом 400 единиц происходит астральный взрыв энергии, наносящий 100/180/260/340 урона. Перезаряжается первое умение всегда фиксированные 5 секунд (без артефактов и нейтралок). Для применения требуется 85/105/125/145 маны. Важная особенность Незер Бласта – скилл действует на постройки (они получают только половину урона). В общем, диапазон действий следующий: умение позволяет хорошо фармить крипов, харасить врагов и активно пушить (из-за пятисекундной перезарядки и урону по постройкам). Изначально упираться в максимальную прокачку (на 4 уровня) можно в нескольких случаях: 1 – стоите против героев ближнего боя; 2 – стоите против «тонких» и немобильных персонажей; 3 – под быструю игру (для активного пуша) и вместе с этим снижение магической защиты. | |
Decrepify (он же «Дикрипифай», «Дикрип» или более привычный «Гост») – второе умение Пугны не наносит урон, но работает в обе стороны (на союзников и врагов). Союзники под действием Дикрипифая получают дополнительное лечение (5%/10%/15%/20%), а враги – дополнительный магический урон (в размере (30%/4-%/5-%/60%) и замедление передвижения (на 30%/40%/50%/60%). Действует способность в течение 3,5 секунд, а перезаряжается – 16/13/10/7 сек. Дальность применения составляет 400/475/550/625 единиц. Сама механика скилла напоминает Этериал (Ethereal Blade) или Гост (Ghost Scepter). Атаковать враги или союзники под действием Дикрипифая не могут, но вторые, в отличие от первых, могут передвигаться без замедления. Способность позволяет спасти себя или союзника от вражеского физического кора, но не забывайте вместе с этим про увеличенный магический урон и отсутствие возможности атаковать. Если неудачно «кинете» Дикрипифай на союзника с благими намерениями, но по невнимательности упустите тот факт, что враги ещё не прожали свои «кнопки», тогда союзник, скорее всего, гарантированно погибнет (то же самое касается и Пугны). Прокачивать, как правило, следует в следующих ситуациях: 1 – нужно эффективная защита от фокуса; 2 – нужно усилить магический урон союзников. Кроме этого, Дикрипифай отлично комбинируется с Незер Бластом (Nether Blast) и ультимативной способностью Лайф Дрейн (Life Drain). Для этого сначала кидаете свой встроенный Гост, а уже потом первую + четвёртую способность. | |
Nether Ward (он же «Незер Вард») – это тотем, который в радиусе 1,400 бьёт каждый раз по всем врагам, которые применяют способности. Урон составляет 50/60/70/80 единиц. Урон за 1 единицу маны составляет 1/1,2/1,4/1,6. Поставить Незер Вард можно в любом месте, но не рекомендуется условно «перед лицом» врагов, поскольку его можно сломать. Для этого потребуется нанести 4 атаки. Длительность действия тотема составляет 18/22/26/30 секунд. Старайтесь не «сливать» Незер Вард просто так, у него большая перезарядка (35 секунд). Отлично работает против любого «спамера» (того, кто активно использует умения). Это касается, например, Лины (Lina), Лиона (Lion), Бриста (Bristleback), Скаймага (Skywrath Mage) и других подобных героев. Вард идеально их контрит на линии, если грамотно его ставите (где-нибудь между деревьями в «темноте» рядом) и не позволяете бить по нему. К тому же помогает выкачивать частично ману. Ещё одна интересная механика – на Незер Вард можно «повесить» Дикрипифай (например, когда по тотему начали бить). В таком случае дополнительно 3,5 секунды враги не смогут наносить «тычки» по нему. Обязательно используйте это не только на линии, но и в дальнейшей игре. | |
Life Drain («Иссушение жизни» или «Лайф Дрейн») – ультимативная способность работает также в обе стороны (на союзников и врагов). У врагов – крадёт здоровье каждую секунду (160/240/320 единиц). Союзникам – передаёт здоровье (каждую секунду восстанавливает 120/210/300 единиц). Если у союзника полный запас ХП, тогда восстанавливает следом ману. Максимальная длительность – 10 секунд. Дальность – 700 единиц. Перезарядка – 7 секунд. Требуется для применения 125/175/225 маны. Всегда помните, что Лайф Дрейн – это прерываемая способность, но её не прерывает Дикрипифай (Decrepify) из-за отсутствия анимации, поэтому во время высасывания можно кинуть Гост либо на себя (для сейва, если враги бьют с руки или увеличения лечения союзников), либо на противника (в последнем случае, чтобы увеличить магический урон). Ещё один важный момент – Лайф Дрейн раскрывает невидимость в области действия. К примеру, если БХ (Bounty Hunter) уйдёт в невидимость или кто-то использует ШБ (Shadow Blade), ульта не прервётся. Кроме этого, учтите, что, если лечите союзника этой способностью, тогда будет отниматься ваше здоровье. Поэтому, как вариант, можно отдать союзнику своё здоровье и следом высосать ХП у крипа/вражеского героя. | |
Стоит ли покупать Aghanim’s Shard и Aghanim’s Scepter?
Описание | Способность |
Aghanim’s Shard улучшает сразу две способности: первая – это Nether Ward, вторая – Life Drain. Шард увеличивает дальность применения Незер Варда на 350 единиц, а ультимативную способность после покупки предмета можно будет применять на тотем, чтобы красть здоровье у всех врагов в радиусе 700 единиц. Проще говоря, благодаря Шарду, ульту можно применить на третью способность. Лайф Дрейн через Незер Вард имеет лишь 75% от всей силы ульты и массовое высасывание ХП прервётся, если вражеская команда сможет разрушить тотем. По сути с Шардом ультовать можно с расстояния около 2,500 единиц. Вместе с Аганимом (Aghanim’s Scepter) можно будет массово высасывать урон от заклинаний. Отлично работает вместе с Линзой (Aether Lens), против большого количества контроля (Пугна будет находиться далеко от драк) и иллюзионистов. В общем, стараетесь всегда приобрести Шард на 15 минуте, когда артефакт становится доступен в лавке, чтобы иметь АоЕ-ульт и хорошую позиционку во время сражений. | |
Aghanim’s Scepter улучшает ультимативную способность – Life Drain. Идеальный предмет против не только наиболее «жирных» героев, но и тех, кто активно пользуется заклинаниями. Скипетр снижает перезарядку Лайф Дрейна на 3,5 секунды. При этом с Аганимом у вражеского героя каждую секунду снижается на 8% урон от заклинаний (максимальный уровень этого эффекта – 75%), в тоже время сила заклинаний Пугны увеличивается до 100%. Ульту по-прежнему можно использовать через Незер Вард (Aghanim’s Scepter), но скорость изменения урона от заклинаний составляет 4%. Сам эффект действует в течение 8 секунд. Артефакт – сильно увеличивает количество урона героя, но чаще всего Дагон (Dagon) показывает себя намного лучше. Это значит, что в первую очередь покупаете Дагон и другие основные артефакты, а уже потом Аганим. Скипетр всё равно является частью основных слотов, но лучше задуматься сначала о других предметах, которые дают возможность, например, засейвить себя от контроля вроде БКБ (Black King Bar). Если во вражеской команде контроля мало, тогда Аганим можно приобрести раньше. |
Варианты прокачки и общая стратегия за Pugna
Для начала следует понимать, что, если не знаете героев, которых взяли враги и ваша команда, тогда не сможете найти сильные и слабые стороны. От этого понимания зависит не только поведение на линии, но и какие конкретно артефакты следует собирать. Вместе с этим также необходимо понимать свою роль.
На центральной линии не только нужно постараться выиграть, как и на любом другом лайне, но ещё приходить на помощь к своим союзникам. Давать информацию по вражескому мидеру, контролировать руны, гангать и сейвить союзников. Не игнорируйте возможности прилететь/прийти к союзникам, чтобы сделать несколько убийств. К тому же не забывайте, что Пугна сможет запросто спушить достаточно быстро вражескую башню. Если в миде стоять сложно, а вражеский мидлейнер оказался более чем «рукастым» (вы ему проигрываете линию), тогда просто старайтесь не фидить и больше помогать союзникам. Иначе выиграть не сможете.
В качестве саппорта не забывайте банально выполнять свою работу. Для начала хотя бы не позволяйте на линии врагам делать отводы и следите за обзором. На любой другой линии, кроме центральной, основная задача помочь хардлайнеру или керри. Нужно концертировать внимание на своём керри. Запомните, что мёртвый кор – это бесполезный кор.
Всегда старайтесь внимательно следить за картой, чтобы в случае чего прилететь на другую линию с помощью ТП для поддержки союзников, а после стадии лайнинга следите за линиями с крипами. Важно стараться отпушивать их, чтобы они близко не подходили к башням. Иначе враги будут сковывать вас и союзников на карте, постепенно пуша или сплит-пуша, зажимая в конкретном месте без возможности, например, фармить лесные лагеря крипов.
Выбор талантов Pugna
- Талант на 10 уровне. Никогда на этом уровне не стоит брать талант, который даёт +20 к скорости передвижения. Единственная польза этого таланта заключается в том, что редко можно убежать и выжить на лоу ХП. Пугна для многих – это лёгкая мишень. Поэтому всегда следует брать +200 к здоровью. Увеличенное здоровье не только повысит выживаемость, чем немного увеличенная скорость передвижения, но и в случае чего всегда будет возможность «влить» больше ХП в союзника (кора или инициатора). К тому же у самой Пугны по запасу здоровья изначально всё не очень хорошо.
- Талант на 15 уровне. Если после Линзы (Aether Lens) начинаете собирать Октарин (Octarine Core), тогда можно задуматься о таланте на -1 секунду перезарядки Nether Blast, но учтите, что правый бонус во многом проигрывает левому. Практически во всех матчах берётся +3 к атакам для уничтожения Nether Ward по нескольким причинам, например, талант идеально работает против любого мага. Их главная проблема в низкой скорости атаки. Если 3 удара нанести им не составит проблем, то нанести 6 «тычек» – становится крайне проблематично (не забывайте, что ещё есть вторая способность). Другая немаловажная причина – Пугна сейчас в массовых драках сильно полагается на Шард (Aghanim’s Shard), который даёт возможность использовать Лайф Дрейн по нескольким целям. Бояться следует только героев вроде Урсы (Ursa) или Снепфаер (Snapfire), которые за короткий промежуток времени могут нанести без проблем и 6 ударов. Хотя опять-таки даже в этом случае есть Дикрипифай (Decrepify), сейвящий Незер Вард (Nether Ward).
- Талант на 20 уровне. К несчастью, оба бонуса на этом уровне ситуативные, поэтому придётся подумать. +1 секунда действия Decrepify подойдёт для тех ситуаций, когда у вражеской команды чересчур много физического урона, которых необходимо обессиливать. Это касается не только всё той же Урсы (Ursa), но и ещё Свена (Sven), Темпларки (Templar Assassin), Фантомки (Phantom Assassin), а также любых других подобных персонажей, бьющих в основном с руки. С другой стороны, если Дикрип (Decrepify) сильно мешает вашим корам бить с руки, а во вражеской команде нет ничего такого, что сильно «режет» лечение/вампиризм/восстановление здоровья, тогда можно взять +20% лечения от Life Drain. Кроме этого, правый талант можно порекомендовать и новичкам за Пугну, которые часто неосознанно «руинят» Дикрипифаем (Decrepify) драки.
- Талант на 25 уровне. Талант, который даёт +160 к урону от Nether Blast, нужен только в одном случае – ваша команда активно пушит, чтобы закончить матч как можно раньше. Во всех остальные случаях берёте +1,75 к урону за единицу маны у Nether Ward. Бонус в несколько раз лучше, поскольку Незер Вард после этого будет наносить кучу урона. Особенно если у врагов умения «стоят» много маны. Ощутимый урон будут получать все, кто применяет умения, на которые уходит больше 250 единиц маны. Проще говоря, какой-нибудь Скаймаг (Skywrath Mage), Шаман (Shadow Shaman) или Лион (Lion) имеют все шансы моментально погибнуть, если дадут раскаст. Пока действует тотем применять способности, которые требуют много маны, равносильно суициду.
Предметы для Pugna
Стартовые предметы
Описание | Предметы |
Tango – покупаете «пачку» Танго на абсолютно любую линию. Это стандартный расходник, который позволяет немного полечиться на линии, когда игроки активно обмениваются «тычками» и способностями. | |
Faerie Fire – как вариант, дополнительно также на любую линию можно взять Фейрик. В патче 7.33с стоимость немного снизили. Поэтому можно выгодно размениваться с ним по ХП и в случае чего засейвить себя от какого-нибудь последнего удара или способности (главное – вовремя прожать). | |
Iron Branch – покупаете две Ветки для атрибутов. В будущем из них делаете Ванд (Magic Wand). На центральную линию можно взять на одну Ветку больше, чтобы съесть и похиллиться, пока не накопили на Боттл (Bottle). | |
Sentry Ward – покупаете на абсолютно любую линию. На миде пригодится, чтобы сломать вражеский Обс (Observer Ward), а на любой другой, чтобы заблокировать нейтральные лагеря (лишить противника на линии делать отводы). | |
Observer Ward – в очередной раз покупаете на любую линию. Видимость играет большую роль. Можно заранее подготовиться к нападению или самим навязать выгодную драку. Всегда старайтесь ставить Обс в неочевидных местах, иначе будете лишь «кормить» ими вражеских саппортов. | |
Mantle of Intelligence – можно приобрести на старте или докупить после взятия рун, чтобы поскорее собрать Нуллик (Null Talisman). Изначально можно ещё купить Цирклетку (Circlet), чтобы опять-таки собрать Нуллик быстрее. На миде можно пропустить предмет, чтобы поскорее купить Боттл (Bottle). | |
Healing Salve – когда на одной из линии всё плохо, можно принести себе Фласку. Всегда старайтесь обойтись без неё, но если потратили все ресурсы и стоите под башней, тогда сразу покупайте и хилльтесь. |
Начальные предметы (Ранняя игра)
Описание | Предметы |
Arcane Boots – нет лучшей обуви для Пугны, чем Арканы. Поскольку потом их можно разобрать, чтобы сделать Линзу (Aether Lens) для увеличения дальности умений + маны, а из голого носка уже cltkfnm Тревела (Boots of Travel) и летать по всей карте. | |
Bottle – игра с Боттлом обеспечивает большим потенциалом из-за того, что можно контролировать руны и иметь практически бесконечные ресурсы. С ним можно действовать более агрессивно. К тому же остаётся на достаточно долгое время, пока не будет чем заменить слот. | |
Blink Dagger – обеспечивает огромной мобильностью, инициацией, сейвом и даже быстрым способом убийства через собранный Дагон (Dagon). В общем, не стоит брезговать Блинком на Пугне. Старайтесь собирать его всегда. | |
Aether Lens – пусть теперь Линзу больше нельзя улучшить до Октарина (Octarine Core), но это всё ещё крайне важный предмет для Пугны, которые позволяет удерживаться приятную отдалённую позицию в драках. | |
Magic Wand – учитывая, что Пугна крайне «хилый» персонаж, а «прилетать» от врагов будет постоянно, Ванды пригодятся не только в ранней игре, но и в средней. С помощью 20 зарядов можно будет восстановить большую часть ХП и дополнительно ману. | |
Null Talisman – Нуллик нужен на линии лишь для дополнительных атрибутов и небольшой регенерации маны, пока не появятся Арканы (Arcane Boots). Если же всё будет плохо, то бонусы предмета после 25 минуты удвоятся. | |
Infused Raindrops – как вариант, можно приобрести ещё Рейндроп до покупки БКБ (Black King Bar), если враги активно пользуются магическими способностями. Эти расходники будут сейвить во всех массовых сражениях, пока не закончатся. |
Основные предметы
Описание | Предметы |
Black King Bar – БКБ практически никогда не бывает лишним, а вот врагам артефакт не так сильно поможет, потому что Лайф Дрейн (Life Drain) частично проходит через его защиту. Пусть и написано, что не действует сквозь невосприимчивость к эффектам. | |
Kaya and Sange – Кая Саша очень хорошо «сидит» на Пугне. Поскольку добавляет немного дополнительного урона и обеспечивает хорошей выживаемостью. Однако следует понимать, что урон от Дагона (Dagon) не стакается с этим артефактом. | |
Dagon – с помощью Дагона можно убивать многих героев через комбинацию Дикрип (Decrepify) + Лайф Дрейн (Life Drain). Наносит огромное количество урона и можно спокойно добивать тех, кто остался жив после драки/раскаста. | |
Octarine Core – очень неприятно, что теперь Линзу (Aether Lens) нельзя улучшить до Октарина. Артефакт по-прежнему делает персонажа более «жирным» + снижает скорость перезарядки предметов/способностей, но если ничего из этого не нужно, тогда можно купить Тараску (Heart of Tarrasque) для выживаемости или Бладстоун (Bloodstone). | |
Bloodstone – помимо того, что добавляет значительное количество здоровья и маны, также появляется магический вампризм, что, в свою очередь, очень хорошо сочетается с умениями Пугны. | |
Ethereal Blade – если вдруг не хватает Дикрипифая (Decrepify) и таланта на 20 уровне, тогда всё это можно дополнить Этериалом, который работает практически аналогичным образом. |
Ситуативные предметы
Описание | Предметы |
Linken’s Sphere – собирать исключительно после БКБ (Black King Bar) в тех ситуациях, когда есть направленные заклинания, которые проходят сквозь невосприимчивость к эффектам и из-за этого могут сбить ульту. Засейвиться от них можно только с помощью Линки. | |
Aeon Disk – в тех матчах, в которых абсолютно нет никаких шансов на выживание (регулярно убивают из-за того, что фокусят), не получается выйти из драки или как-то засейвиться, собираете Аион. | |
Scythe of Vyse – если в команде отсутствует или не хватает контроля, тогда единственным правильным решением будет Хекс. Помогает справиться с мобильными персонажами и любыми другими героями, которых важно удерживать в контроле. | |
Force Staff – это предмет следует покупать на Пугне только против двух героев. Первый – это Рики (Riki). Второй – это Клокверк (Clockwerk). Выжить без этого предмета, если они фокусят в драке, будет крайне трудно. | |
Refresher Orb – покупать Рефрешер следует только в глубоком лейте, чтобы поставить два Незер Варда (Nether Ward) и «выстрелить» два раза Дагоном (Dagon). Это сильная комбинация, но только в затянувшемся матче. | |
Phylactery – Филактерия, помимо приятных статов, обеспечит сильным замедлением. Однако когда её следует покупать? Даггер (Blink Dagger) не хочется пропускать. И плохо, когда замедляется покупка Дагона (Dagon) + Аганима (Aghanim’s Scepter). Возможно, стоит подумать о Филактерии, если в команде совсем отсутствует какой-либо хороший контроль. | |
Heart of Tarrasque – Тараску следует приобрести вместо БКБ (Black King Bar) в тех ситуациях, когда не получается вносить в драках ощутимый урон. Вместо этого с ней появится возможность помогать союзникам, перекачивая огромное количество здоровья в драках. |
Лучшие связки с Pugna
К счастью, Пугна хорошо сочетается с практически любым другим героем Dota 2. Однако всё-таки существуют персонажи, которые лучше выделяются на фоне остальных. Это, например, касается Клокверка (Clockwerk), Антимага (Anti-Mage), Хускара (Huskar), Морфа (Morphling) и СФа (Shadow Fiend).
Если никто из перечисленных персонажей не подходит или хотите банально расширить список условных друзей Пугны, тогда обратите внимание также на Зевса (Zeus), Лину (Lina), Лиона (Lion), Пуджа (Pudge) или Мирану (Mirana).
В целом, когда тяжело определиться с выбором персонажа, просто ориентируйтесь на тот факт, что Пугне нравится, когда кто-нибудь со стороны может нанести дополнительный магический урон и обладает хотя бы каким-нибудь контролем/замедлением. Как тот же Скаймаг (Skywrath Mage), Никс (Nyx Assassin), Пак (Puck), Тинкер (Tinker), Некр (Necrophos) и многие другие.
Слабые герои против Pugna
Сильные герои против Pugna
Не забывайте вместе с этим изучать других персонажей. Только понимая, как работают герои, что они могут сделать и противопоставить, можно научиться лучше играть за Пугну. Общие знания о принципах игры (вардинге, стаках, таймингах и прочем) также имеют большое значение, но если хотите не «фидить» на Пугне, а доминировать, придётся внимательно следить за вражеской командой начиная с драфта.