Несколько лет тому назад Vengeful Spirit (или просто «Венга») исчезла с соревновательной сцены после того, как ей решили «реворкнуть» Ауру мести (Vengeance Aura) и Аганим (Aghanim’s Scepter). Однако чуда не произошло: Венга оставалась всё ещё крайне слабой, благодаря чему впоследствии стала практически не играбельным персонажем и даже перестала появляться в пабликах.
После выхода обновления «Новые горизонты» её решили сделать универсальным героем. Из-за универсальности ей заметно сильно решили «порезать» силу (снизили прирост), но довольно быстро решили «поднять» в патче 7.33b. Несмотря на своеобразные «качели» в изменениях и низкие общие показатели (доли побед + частоты выбора), Венга остаётся одним из наиболее гибких персонажей.
С другой стороны, Венга до сих пор имеет полный набор старых проблем: отсутствие способностей для эскейпа (её довольно легко загангать противникам), регулярная нехватка маны (из-за низкого прироста интеллекта), маленький урон на старте и дальность атаки. В общем, Венга пусть и не лесной крип на уровне Кристалки (Crystal Maiden), но всё равно стоит разобраться в ключевых нюансах игры за неё.
Способности Vengeful Spirit и их нюансы
Описание | Способность |
Magic Missile (он же «Меджик Миссл») – первая способность Венги наносит 90/180/270/360 магического урона, оглушает на 1,1/1,2/1,3/1,4. Дальность применения – 650 единиц. Время перезарядки – 12/11/10/9. Требуется маны для применения – 90/95/100/105 единиц. Оглушение с приличным количеством урона – это единственное умение Венги, которое позволяет выигрывать линию. Нюк, как можно было заметить, наносит много урона, чем может похвастаться далеко не каждый персонаж. Можно пораньше улучшить до максимума, поскольку с дополнительным нюком или оглушением можно в начале игры на линии убить практически любого героя. Всегда помните, что оглушение Венги не теряет своей пользы на протяжении всего матча. | |
Wave of Terror («Террор», «Крик», «Волна ужаса») – вторая способность снижает броню (на 3/4/5/6 единиц), открывает обзор (на 4 секунды) и наносит урон в размере 85/100/115/130 единиц. Длительность снижения броню составляет 8 секунд. При этом Террор перезаряжается всего 16/14/12/10 секунд и требует 25/30/35/40 маны. Желательно после того, как «повесили» снижение брони на цель, начать бить её физическими атаками. Это недооценённое многими умение, которым можно активно спамить на линии, разведывать окружающую местность и стакать с другими предметами/способностями, которые снижают броню. Главное – на линии стараться не попадать по крипам, иначе линия будет пушиться и керри будет крайне неудобно фармить. В лейте опять-таки с другими предметами/способностями на снижение брони, некоторых героев можно оставить вообще без армора, благодаря чему убить их не составит труда. Кроме этого, старайтесь Террором задевать как можно больше врагов. | |
Vengeance Aura (или «Аура мести») – это пассивная аура, которая действует в радиусе 1,200 единиц, повышая урон на 10%/16%/22%/28%. Отлично сочетается с любыми критами и вампиризмом. Из-за этого Венга прекрасно синергирует не только с традиционными ловкачами, но и ещё с введёнными универсалами. У последних большое количество так называемого «белого» урона, а аура как раз его и повышает. Любому универсалу/ловкачу будет крайне приятно стоять на линии с Венгой, которая качает ауру, поскольку чересчур сильно повышается и без того большой урон. Если раньше Аура мести была не в приоритете, поскольку у героев было слишком малого белого урона, то теперь всё изменилось. Однако полностью игнорировать первый и второй скилл не стоит. Поскольку без них на исключительно белом уроне выиграть линию не получится. | |
Nether Swap (он же «Свап») – ультимативная способность Венги, которая работает через невосприимчивость к эффектам вроде БКБ (Black King Bar). Свап меняет местами любого героя и Венгу. Если это противник, тогда будет нанесён дополнительный урон (50 единиц). Если союзник – цель получит снижение урона на 30%/40%/50%. Длительность уменьшения урона составляет 3 секунд, а дальность применения – равна 800/900/1,100 единицам. Перезаряжается Свап 50/40/30 секунд и требует для применения 100/150/200 маны. По сути, с помощью ульты можно вылавливать врагов или спасать союзников, которых фокусят или пытаются добить. Ульта отлично ломает позиционку многих героев, для которых она важна. С помощью Свапа можно хорошо инициировать драки, цепляя ключевых персонажей (кора или мидера). Главное – нужно быть уверенным, что после перемещения союзники не только поддержат в драке, но и смогут убить того, кого Венга «доставит». Спасать с помощью Свапа, как правило, лучше какого-нибудь важного персонажа (опять-таки кора или мидера). Дополнительно всегда нужно быть готовым к тому, что, скорее всего, Венга после Свапа может погибнуть, если нет никаких сейвящих предметов или способностей союзников. Кроме этого, с помощью Свапа можно сбивать каст способностей, например, ульту Бейна (Bane) или Кристалки (Crystal Maiden). | |
Стоит ли покупать Aghanim’s Shard и Aghanim’s Scepter?
Описание | Способность |
Aghanim’s Shard улучшает первую способность – Magic Missile. После покупки снаряд от умения будет дополнительно отскакивать в дополнительную цель. Второй целью в первую очередь всегда является вражеский герой. Работает скилл в текущем радиусе применения. Это обязательный предмет для Венги, который необходимо купить на 15 минуте игры, когда Шард становится доступен в лавке. К сожалению, теперь не действует через БКБ (Black King Bar), как раньше, но всё ещё является отличным контролем по двум целям. Удобно догонять убегающих, сбивать какой-нибудь каст и многое другое, но наиболее мобильные персонажи в некоторых случаях способны задоджить «снаряд» от оглушения, учтите это. | |
Aghanim’s Scepter улучшает третью способность – Vengeance Aura. Скипетр буквально подарит Венге вторую жизнь. После смерти персонажа на месте появляется сильная управляемая иллюзия, которая получает и наносит 100% урона, но вместе с этим передвигается на 12% быстрее. Более того, если иллюзия остаётся живой до момента, когда Венга возрождается, тогда она появится на месте иллюзии. Весь опыт и золото, заработанные иллюзией, передаются основному персонажу. К тому же не стоит забывать, что Венга – универсал. Поэтому от покупки Аганима она получит ещё и дополнительный урон. Из-за этого Скипетр есть смысл приобрести даже в числе первых слотов. Чересчур сильно артефакт «бустит» Венгу. Вместе с ним она может выйти уже в потенциального кора. |
Варианты прокачки и общая стратегия за Vengeful Spirit
Для начала следует понимать, что несмотря на все преимущества Венги, она более слабая в качестве поддержки на линии, если сравнить её с теми, кто сейчас находится на вершине меты. Поэтому первое правило – всегда на линию берите какого-нибудь агрессивного второго персонажа, который сможет поддержать в драке. Да и в принципе сможет сражаться с ранних минут.
Ни одной минуты не стойте бестолково под башней. Старайтесь всегда делать что-то полезное. На позиции поддержки – выполняйте свои обязанности (ставьте варды, делайте отводы, следите за картой). На позиции кора – старайтесь всеми силами фармить и не пропускать крипов. Другая важная особенность касается Свапа (Nether Swap). Ни в коем случае не свапайте того героя, рядом с которым есть мобильные герои вроде Магнуса (Magnus) и Акса (Axe). Они сразу же начнут драться, из-за чего у вашей команды могут появиться большие проблемы. В общем, свайпате грамотно и с умом, а не первого попавшегося героя.
Следующий важный момент – это позиционка. Венга не должна попасть в условную ульту Энигмы (Enigma) или Кристалки (Crystal Maiden). Задача Венги – сбить ульту или вытащить своего кора. Поэтому нужно всегда стараться стоять где-то сзади, а не спереди. Существует большое количество сложных ситуаций. Главное – грамотно анализировать происходящее и не теряться в драках. Понимать, против кого приходится играть.
Выбор талантов Vengeful Spirit
- Талант на 10 уровне. Всегда выбираете левый бонус – +125 к дальности применения Magic Missile. Помимо того, что талант позволяет держать хорошую позицию во время любой драки, так ещё и отлично сочетается с Шардом (Aghanim’s Shard). Для чего нужен талант на +150 к урону врагам от Nether Swap, непонятно, поскольку не менее часто ульту придётся применять на союзников, чтобы спасать их. В теории, возможно, этот талант хорошо сочетается с Филактерией (Phylactery), которая дополнительно замедлит цель и нанесёт +150 урона (вместе будет 350 урона по цели). Хотя даже в таком случае лучше приобрести Филактерию (Phylactery) под оглушение. Можно поэкспериментировать с этим, но только если безоговорочно доминируете в матче.
- Талант на 15 уровне. Выбирать следует только -2 секунды перезарядки Magic Missile. Пусть даже в команде наносят много физического урона, что хорошо сочетается с +3 единицами снижения брони от Wave of Terror. Уменьшенная перезарядка оглушения – всегда выглядит более полезно. К тому же опять-таки бонус отлично сочетается с Шардом (Aghanim’s Shard). Другое дело, что, выбирая левый талант, необходимо к этому моменту иметь какой-нибудь артефакт на запас и регенерацию маны, так как из-за спама Венга рискует в нужный момент остаться без маны на всё тот же Меджик Миссл (Magic Missile) и Свап (Nether Swap). Террор (Wave of Terror) требует не так много маны, поэтому он всегда будет готовым к применению. К слову опять-таки из-за этого отлично в билде смотрится Филактерия (Phylactery): пусть она и не слишком сильно увеличит регенерацию маны, но повысит все атрибуты, запас маны и ХП. В идеале лучше собрать Форс Стафф (Force Staff) + Линзу (Aether Lens) или Форс Стафф (Force Staff) + Еул (Nether SwapEul’s Scepter of Divinity).
- Талант на 20 уровне. Тут оба таланта выглядят хорошо, поэтому придётся выбирать исходя из ситуации. Если ваша команда доминирует, нет проблем в уроне (его вполне достаточно), но нужно сбивать несколько прерываемых ультимативных способностей, выбираете -15 секунд перезарядки Nether Swap. Это касается Пуджа (Pudge), Кристалки (Crystal Meiden), Бейна (Bane), Энигмы (Enigma), СФа (Shadow Fiend) и других подобных. Если надо будет больше наносить урона магией, тогда отдаёте своё предпочтение +200 к урону от Magic Maissile. Прибавка будет огромной, особенно если есть ещё купленная Филактерия (Phylactery). В таком случае по одной цели от первой способности будет «прилетать» 710 урона. Это как урон от ульты Лиона (Lion) или Лины (Lina). Правда, как на 2 уровне прокачки, но и первый скилл будет перезаряжаться всего 7 секунд (если выбрали ранее левый талант).
- Талант на 25 уровне. Опять-таки придётся исходить из конкретной ситуации в матче. Если на Венге часто инициируете и вместе с этим «танкуете», тогда однозначно лучше взять +40% к снижению урона у Nether Swap. Однако, если коры обладают большим белым уроном, есть кому «танчить», тогда лучше будет взять талант на +16% к базовому урону от Vengeance Aura. Не стоит забывать, что Венга – универсал. К лейтгейму у неё будет масса статов, благодаря чему правый талант поможет поднять ей кучу урону (не считая союзников). Это особенно полезно, если на Венге изначально планируете выйти в полноценного кора.
Предметы для Vengeful Spirit
Стартовые предметы
Описание | Предметы |
Tango – в любом матче и при любом раскладе покупаете одну «пачку» Танго себе на линию, что иметь базовый хилл. В крайнем случае, если Танго закончилось, можете докупить себе Фласку (Healing Salve), но старайтесь не уходить с линии при крайней необходимости. | |
Iron Branch – Венга является универсальным персонажем, поэтому можно смело на старте ей приобрести две Ветки, чтобы потом улучшить их до Вандов (Magic Wand). Заряды позволяет восстановить ХП и ману. | |
Observer Ward – покупаете на линию, чтобы иметь хорошую видимость. Благодаря этому, можно следить за передвижениями вражеских героев и заранее избежать вражеского нападения. | |
Sentry Ward – Сентри нужны для того, чтобы заблочить лагеря нейтральных крипов на линии и снимать вражеские Обсы (Observer Ward), если увидели, где их поставили враги. Кроме этого, помогает справиться с невидимыми героями на линии. | |
Dust of Appearance – в идеале старайтесь всегда при себе иметь дасты со старта, если вражеская команда взяла героев с невидимостью вроде БХ (Bounty Hunter). В дальнейшем Дасты также пригодятся, поскольку многие герои собирают предметы на невидимость. | |
Enchanted Mango – чтобы чувствовать себя более комфортно на линии, старайтесь всегда при себе иметь одно Манго. Оно поможет пассивно быстрее восстанавливать ХП и в критический момент даст ману Венге или союзнику после использования. | |
Magic Stick – можно смело покупать на старте в каждом матче. Враги регулярно спамят своими умениями + обычные Стики можно улучшить в Ванды (Magic Wand), которые дадут дешёвые стартовые статы, что крайне важно для любого универсала. |
Начальные предметы (Ранняя игра)
Описание | Предметы |
Arcane Boots – изначально нужно как можно быстрее приобрести Арканы, чтобы частично решить проблемы с маной. Они пригодятся только на начальных этапах, пока не появится возможность разобрать Арканы для Линзы (Aether Lens). | |
Bracer – можно приобрести Брейсер, а можно и Врайт Бенд (Wraith Band). Для лучшей регенерации – выбираете Брейсер. Для защиты – Врайт Бенд. Выбирать исходя из ситуации на линии что-то одно. | |
Aether Lens – Линза идеально подходит для Венги, поскольку позволяет поддерживать дистанцию и выбирать более комфортную позиционку в драках. Собираете после того, как купили и решили разобрать Арканы (Arcane Boots). | |
Tranquil Boots – как только разберёте Арканы (Arcane Boots) и соберёте Линзу (Aether Lens), придётся определиться с новой обувью. Можете собрать Транквилы, чтобы потом дополнить их Барабанами (Drum of Endurance) для ауры на скорость атаки, а можете собрать ПТ (Power Treads) исключительно для Венги на дополнительные атрибуты. | |
Magic Wand – отныне это не только своеобразная «подушка безопасности», которая помогает отхиллиться и восстановить ману при необходимости, но и полезные стартовые статы, повышающие урон Венги с руки. Можно собирать в каждой игре из-за универсальности персонажа. | |
Infused Raindrops – покупать в тех ситуациях, когда Венгу начали часто фокусить в драках, активно закидывая способностями. Рейндропы смело можно приобретать на начальных этапах игры, когда крайне сложно выживать после каста нескольких умений врагов. | |
Blight Stone – опять-таки покупаете в начале игры, пока стоите на линии, чтобы лучше и больнее бить с руки. Потом предмет можно улучшить до Дезоля (Desolate) или Солара (Solar Creadt) в зависимости от планов на свою роль во время матча (семи-керри или поддержка). | |
Dragon Lance – предмет, который позволяет решить один из главных недостатков Венги. Речь, конечно же, идёт о дальности атаки. Плюс ко всему в будущем из артефакта можно сделать Пику (Hurricane Pike), которая не менее полезная в плане статов и возможностей. | |
Smoke of Deceit – потребуется покупать для гангов на других линиях. Желательно ходить после того, как получите ультимативную способность. Кроме этого, используя Смока, можно засейвить себя и союзников от некоторых умений вроде ульты Зевса (Zeus), Снайпера (Sniper) и других подобных. |
Основные предметы
Описание | Предметы |
Hurricane Pike – обеспечит не только полезными атрибутами, но и с Пикой появится возможность сейвиться от многих персонажей вроде Фуриона (Nature’s Prophet), Сларка (Slark), Рики (Riki), Клокверка (Clockwerk), Таска (Tusk), Гирокоптера (Gyrocopter) и многих других подобных. | |
Eye of Skadi – пожалуй, ничего лучше не придумать, чем купить для универсального героя Скади. Особенно для такого персонажа, как Венга, которая потенциально может стать дополнительным героем основы. Даёт массу атрибутов и «режет» вампиризм/восстановление здоровья. | |
Sange and Yasha – для увеличения регенерации ХП и снижения контроля во время сражений. Отлично также подходит в тех ситуациях, когда враги «вешают» кучу неприятных негативных эффектов, которые проходят через БКБ (Black King Bar). | |
Heart of Tarrasque – помогает увеличить выживаемость в массовых сражениях. Можно проигнорировать Тараску только в том случае, если у врагов чересчур много процентного урона по здоровью от каких-нибудь предметов или способностей. | |
Butterfly – опять-таки для ещё больше выживаемости. Отлично защищает против героев, которые полагаются на физический урон. Особенно это касается всех иллюзионистов. Не стоит покупать, если во вражеской команде уже начали собирать или приобрели МКБ (Monkey King Bar). | |
Black King Bar – покупать придётся БКБ регулярно, если не хотите погибать в абсолютно каждой драке. После Свапа (Nether Swap) Венгу всегда стараются зафокусить, чтобы хотя бы разменяться. Выручить в такой ситуации может, как вариант, БКБ. | |
Wind Waker – обеспечит хорошей регенерацией маны, большой скоростью передвижения, надёжным эскейпом и поможет скидывать с Венги разного рода негативные эффекты, на которые действует нормальное развеивание. Отлично комбинируется со Свапом (Nether Swap). |
Ситуативные предметы
Описание | Предметы |
Heaven’s Halberd – если никто не собрал Алебарду, но она нужна против героев, которые сильно бьют с руки, тогда собираете самостоятельно. Поможет справиться, например, с Урсой (Ursa), СФом (Shadow Fiend) и многими другими подобными. | |
Lotus Orb – покупаете только в том случае, если во вражеской команде много направленных способностей. Отлично опять-таки сочетается с ультимативной способностью, когда Венга свапается и следом оказывается среди врагов, которые начинают её фокусить. | |
Linken’s Sphere – как вариант, можно приобрести в качестве альтернативы БКБ (Black King Bar), когда во вражеской команде есть несколько способностей, которые проходят сквозь невосприимчивость к эффектам. | |
Bloodthorn – очень эффективный предмет против всяких магических кастеров, которых тяжело поймать из-за мобильности. В таком случае покупаете Бладторн, чтобы их намного легче было ловить и убивать. | |
Crimson Guard – на Венге саппорте можно смело собирать разного рода ауры. Кримсон подойдёт для тех ситуаций, когда во вражеской команде много физического урона. Действует в радиусе 1,200 единиц на всех союзников и саму Венгу. | |
Pipe of Insight – очередная аура, но которая помогает лучше защищаться от магического урона. Покупаете только в тех ситуациях, когда планируете отыграть полноценную роль саппорта через ауры, а во вражеской команде много магического урона, который тяжело пережить. | |
Solar Crest – очередной предмет для поддержки. Собираете для большей выживаемости и понижения брони/скорости атаки противников. При этом не забывайте, что Солар Крест также можно повесить на союзника (желательно на кора или инициатора). | |
Monkey King Bar – альтернативный вариант Бладторна (Bloodthorn) для тех ситуаций, когда приходится играть против персонажей с уклонением (от предметов или пассивных умений). На саппорте игнорируете. | |
Desolator – если собираетесь в кора и на ранней стадии игры необходимо доминировать с руки. Помогает быстрее убивать героев, поскольку хорошо сочетается со второй способностью и даёт возможность эффективно пушить. Предмет исключительно для быстрой игры. В затянувшемся матче собирать нет никакого смысла. |
Лучшие связки с Vengeful Spirit
Венга сочетается практически со всеми героями Dota 2. К примеру, хорошо работает связка с теми, кто имеет в своём арсенале второе надёжное оглушение. Поскольку за два условных стана на линии можно убить любого. Однако идеальнее всего подойдёт Свен (Sven), Тини (Tiny), Врайс Кинг (Wraith King), Кентавр (Centaur Warrunner) и Слардар (Slardar).
Не менее сильные связки получаются и в том случае, если Венга также на одной линии будет стоять вместе с Бистмастером (Beastmaster), Бристлбэком (Bristleback), Думом (Doom), Андерлордом (Underlord) и Брюмастером (Brewmaster). Главное – не брать какого-нибудь пассивного персонажа вроде Спектры (Spectre), иначе рискуете «слить» линию, поскольку нечего будет противопоставить врагам.
Что же касается условных друзей среди поддержки, то Венга сочетается с довольно слабыми персонажами, но вместе с ними связка получится сильней. Это касается Лиона (Lion), Лича (Lich), Кристалки (Crystal Maiden), Сайленсера (Silencer) и Шамана (Shadow Shaman).
Слабые герои против Vengeful Spirit
Сильные герои против Vengeful Spirit
По сути, Венга представляет собой одного из наиболее простых персонажей Dota 2, которого хочется порекомендовать любому игроку. Она один из лучших героев для начинающих игроков. На уровне Снайпера (Sniper) или ДК (Dragon Knight), которые также имеют понятные и элементарные механики.
Скорее всего, показатели Венги «страдают» из-за того, что в текущей мете персонажа банально не раскрыли в полной мере. Хотя у Венги есть все предпосылки быть более сильным, благодаря предметам, универсальности и силе текущих героев, которые в принципе находятся в мете.