На первый взгляд кажется, что Warlock (он же просто «Варлок») выглядит каким-то неуклюжим, очень медленным и у его ультимативной способности несправедливо большая перезарядка. Ведь составляет 160 секунд на последнем уровне, но при этом это даже не какой-нибудь Блэк Хол (Black Hole) Энигмы (Enigma).
В течение нескольких лет Варлок считался если не худшим, то явно одним из худших героев Dota 2. Именно по этой причине Valve его начиная с патча 7.22 регулярно баффала. Как итог, после выхода патча 7.32е герой вернулся в текущую мету. На высоком рейтинге от 5K MMR его по-прежнему берут редко, но на более низких рангах популярность резко возросла.
В любом случае Варлок заслуживает отдельного внимания. У него появилась нетривиальная раскачка, местами изменился геймплей и появились многие другие особенности, о которых важно рассказать. Поэтому предлагаем ознакомиться с базовым руководством ниже.
Способности Warlock и их нюансы
Описание | Способность |
Fatal Bonds (они же «Бонды» или «Цепи») – весь смысл этого умения сводится к тому, что оно связывает вражеских героев рядом (до 6 целей), после чего все они получают часть урона, который наносят по ним другие герои. Урон распределяется на 12%/16%/20%/24%. Длительность Бондов составляет 25 секунд, а перезарядка – 36/30/24/18 секунд. При этом Банды требуют очень много маны – 110/120/130/140 единиц. На старте можно играть через Банды только в том случае, если в вашей команде хватает контроля, а у вражеской – отсутствует диспелл. Проще говоря, когда они не могут сбросить с себя эффект Бондов. Это касается Омника (Omniknight), Лансера (Phantom Lancer), Сларка (Slark), Джаггернаута (Juggernaut), Оракла (Oracle) и других подобных, которые имеют в своём арсенале диспелл. В ином случае Банды, как и Варлок через эту раскачку, будут бесполезны на линии. | |
Shadow Word (или «Шадоу Ворд») – это хилл Варлока, который можно «повесить» не только на себя или союзника, но и на вражеского героя, благодаря чему он будет получать урон. Лечение/урон умения составляет 15/25/35/45 единиц с длительностью 10 секунд. Применить способность можно на расстоянии 600/700/800/900 единиц. Прокачка Шадоу Ворда не уменьшает длительность перезарядки (она всегда равна 14 секундам). При этом единственный недостаток – это опять-таки кол-во требуемой маны (120/130/140/150 единиц). Опытные игроки предпочитают не качать умение больше чем на 2 уровня изначально, поскольку у Варлока появился новый Шард (Aghanim’s Shard). Крайне редко возникают ситуации, когда нужно прокачать способность на три уровня. Чаще всего хватает 2 уровней прокачки на линии, после чего можно докачать способность, например, на 8–9 уровне. Кроме этого, помните, что от Шадоу Ворда требуется в основном лечение (для керри, поэтому всегда его «вешаете» на инициатора или кора перед дракой), им бесполезно спамить на линии (слишком много маны требуется и не так много урона наносит). | |
Upheaval («Апхивал», «Суп» или «Лужа») – это способность, которую последний раз «резали» 29 декабря 2009 года, когда вышел патч 6.65. И с того момента умение постоянно баффали. Лужа замедляет каждую секунду (на 10%/15%/20%/25%), имеет максимальное замедление (55%/70%/85%/100%), наносит каждую секунду 10 единиц урона с максимальным уроном 35/60/85/110 единиц и действует в течение 10/12/14/16 секунд. Более того, даже если враги покидают область действия, которая составляет 500/550/600/650 единиц, эффект способности (вместе с замедлением и уроном) сохраняется ещё 3 секунды. Умение можно прервать любым сайленсом или контролем, но и вместе с этим важно понимать, что это самое мощное замедление в Dota 2. Суп – это альтернатива Бондам (если враги могут сбрасывать Бонды, тогда идёте через это умение и стараетесь использовать на расстоянии, например, прячась где-то в деревьях). Идеально, когда Апхивал можно дать под какой-нибудь дополнительный стан или замедление (под того же Голема). В общем, главное – постараться подольше продержать врагов в этой Луже и самому не получить контроль/сайленс во время каста. | |
Chaotic Offering (или «Голем») – после применения Варлок призывает в указанной области большого Голема, оглушая попутно на 0,8 секунды. У Голема повышенное количество здоровья, урона, брони, скорости передвижения и восстановления здоровья. Живёт в течение 60 секунд. Перезарядка составляет 160 секунд. При этом для призыва требуется 250/375/500 маны. Однако важно понимать другое. Первое – Големом после призыва необходимо управлять (не терять его, чтобы он стоял без дела). Второе – оглушение от призыва с радиусом 600 единиц работает через невосприимчивость к эффектам, то есть можно сбить ульту другим персонажам, которые использую БКБ (Black King Bar). Третье – перед призывом Голема будет лучше, если сможете заранее повесить Бонды, а после использования ульты сразу начнёте кастовать Лужу (в таком случае либо враги от вашего прокаста, либо их добьют союзники благодаря чудовищному замедлению). Четвёртое – помните об огромной перезарядке, всегда старайтесь кидать Голема в массовых сражениях или сразу после того, как получили 6 уровень, чтобы убить двух вражеских героев на линии с поддержкой союзников. |
Стоит ли покупать Aghanim’s Shard и Aghanim’s Scepter?
Описание | Способность |
Aghanim’s Shard улучшается способность Upheaval. С ним каждые две секунды из Лужи будет вылезать один Бес, который живёт 15 секунд, но при этом наносит всем врагам вокруг урон, когда взрывается в конце своей жизни. Радиус взрыва составляет 400 единиц, а перед взрывом происходит небольшая задержка, которая равна 0,5 секундам. Что же касается урона, то Бес наносит 60% магического урона, который зависит от максимального запаса здоровья противника. Шард стоит купить сразу на 15 минуте только в том случае, если в команде врагов не так много дальников и отсутствуют герои, которые могут быстро выбраться из Супа. Это опять-таки касается Сларка (Slark), Антимага (Anti-Mage) и других подобных. Увидели во вражеской команде 3+ милли-героев? Тогда смело покупайте Шард. В остальных случаях даже вместе с Големом от него будет не так много урона за те деньги, которых он стоит. | |
Aghanim’s Scepter улучшает ультимативную способность Chaotic Offering. С ним вместо одного Голема появляется два. За их убийство враги будут получать меньше золота, но и вместе с этим сами по себе они более слабые: у них меньше здоровья и урона с руки. Покупать Аганим следует только в очень хорошей игры, в которой у Варлока много убийств, помощи и мало смертей, а ваша команда доминирует на карте (только в такой ситуации два Голема лучше, чем один). Опасно покупать Аганим в тех матчах, в которых есть герои, которые могут автоатакой убить Големов. Например, это касается Медузы (Medusa), Дровки (Drow Ranger) и других подобных (слишком быстро они будут убивать Големов, импакта от Варлока будет ноль). Чаще всего лучше накопить золото не на Аганим, а на Рефрешер (Refresher Orb). | |
Варианты прокачки и общая стратегия игры за Warlock
Для начала стоит понимать базовые обязанности саппорта. Первое – необходимо ставить варды, снимая вражеские (команда должна иметь хороший обзор, чтобы видеть передвижения противника). Второе – важно помогать мидеру (на центральной линии) контролировать по возможности руны и помогать убивать вражеского мидера. В патче 7.33с лучше играть на мидера, чем на керри. Кора, конечно, бросать на произвол судьбы нельзя, но ему достаточно дать возможность спокойно уйти в лес, когда выфармит на линии базовые артефакты. Третье – не забывайте сообщать союзникам, кто ушёл с вашей линии и делайте ТП на другие линии, если кого-то из тиммейтов давят под башней. Чаще всего своевременное ТП позволит сделать лёгкие убийства (это плюс опыт и золото, не считая того, что можно также засейвить того же кора).
Следующий важный момент во время матча – это преимущество Варлока. Оно заключается в надоедливой Луже (Upheaval), которая создаёт большую проблему ещё до 6-го уровня. Если враги на линии не имеют какого-нибудь блинка, контроля, сайленса или они в принципе немобильные, тогда Варлоку ничего сделать не смогу. С ним невозможно нормально размениваться по ХП, потому что пока действует третий скилл, постепенно сильно снижается скорость передвижения и наносится урон. К тому же Варлок может стоять за деревьями или в «тумане войны» (из-за этого не видно и опять-таки невозможно сбить каст Лужи).
Помимо этого, Варлок через Суп (Upheaval) может по такой же тактике хорошо оборонять башни. Достаточно встать за деревьями, как Трент (Treant Protector). Только в отличие от него Варлок с третьей способности не позволит под башней никому двигаться. Умение буквально останавливает всех, кто попадает в радиус действия. Кроме этого, помните о Големе (Chaotic Offering), оглушение от которого сбивает каст через, например, БКБ (Black King Bar).
Другой важный момент – это комбинации. Придётся привыкать к последовательному нажатию на «кнопки». К примеру, чтобы выдать прокаст за Варлока, нужно использовать на врагах Бонды (Fatal Bonds) + призвать Голема (Chaotic Offering) + начать кастовать Лужу (Upheaval). Причём использовать умения следует в течение нескольких секунд. Однако это далеко не все комбинации, поскольку то же самое касается предметов, например, Форс Стаффа (Force Staff) + Глиммера (Glimmer Cape) или Рефрешера (Refresher Orb), который после нажатия требует повторить ранее представленную комбинацию способностей.
Об этом важно упомянуть, поскольку очень легко во время массовой драки банально запутаться во всех «горячих» клавишах, которые отвечают за способности и предметы. К тому же попутно нужно ещё следить за тем, что происходит на экране (здоровьем, передвижениями, кастами и т. п.).
Выбор талантов Warlock
- Талант на 10 уровне. Ситуация на этом уровне примерна такая, как во время прокачки способностей, когда возникает вопрос: лучше качать Бонды (Fatal Bonds) или Лужу (Upheaval)? Исходя из того, что было сказано ранее, талант на +4% к урону от Fatal Bonds следует брать только в том случае, если качаете Цепи, а у вражеской команды отсутствует какой-либо диспелл. Такие ситуации возникают редко, но, если стоите на линии, например, против Дровки (Drow Ranger) + Лича (Lich) или Тини (Tiny) + Феи (Dark Willow), тогда можете смело брать правый талант. С другой стороны, если в Бондах нет никого смысла, тогда можно взять талант на +75 к радиусу Upheaval, пусть в этом и опять-таки мало смысла. Радиуса Супа и без того хватает, а дополнительного от таланта не сказать, что прям много. Поэтому третий вариант – можно проигнорировать таланты на 10 уровне и продолжить качать другие умения.
- Талант на 15 уровне. До того, как Варлоку не переработали Шард (Aghanim’s Shard), лучшим талантом на этом уровне считалось +18 к лечению/урону от Shadow Word. Теперь, учитывая, что способность даже иногда не качают до конца, единственный смысл – это взять талант на Upheaval, который ускоряет атаку союзников на 12 каждую секунду. Поскольку за 10 секунд скорость атаки союзников повышается до 120 единиц. Благодаря этому, не только комфортнее драться в Луже, но и пушить. В последнем случае врагам будет сложно подойти и начать драться из-за дикого замедления, потенциального «прилёта по голове» Голема, Бондов и прочего. Особенно эффективно этот талант себя показывает в комбинации с саммонерами (у которых есть «зоопарк», потому что бафф на скорость атаки действует и на существ под контролем) и милишниками.
- Талант на 20 уровне. Shadow Word применяется по области с радиусом – это в нынешней ситуации бесполезный талант на такой стадии игры. Всегда и безоговорочно следует брать талант, который позволяет призвать Голема при смерти. Он идеальный для любого начинающего игрока, поскольку можно призвать Голема, повесить Бонды (Fatal Bonds) и спокойно умереть, ведь после смерти появляется ещё один Голем. Это даже сложно назвать фидом, ведь противник после убийства получит дополнительно +0,8 секунд оглушения. Главное – не забывайте контролировать призванных существ. К тому же саппортов в принципе стараются «вырезать» в числе первых. Поэтому, какая бы ситуация ни возникла, правый талант всегда будет более полезен, чем левый.
- Талант на 25 уровне. Чаще всего полезен талант, который даёт Големам 80% сопротивления магии. Броня слабее, чем магический резист. Жаль только, что теперь вместо привычного БКБ (Black King Bar) этот талант, по сути, является Пайпой (Pipe of Insight). Талант на +20 к броне Големом обычно не спасается на такой стадии от физических коров. Можно о нём задуматься только в том случае, если вражеская команда взяла 3+ героев, которые уменьшают количество брони. Однако с подобным сталкиваешься ещё реже, чем с пиками без диспелящих героев, которые могут снимать Цепи (Fatal Bonds).
Предметы для Warlock
Стартовые предметы
Описание | Предметы |
Iron Branch – покупаете, как правило, две Ветки не только для дополнительных атрибутов на старте, но и для будущего улучшения Стиков (Magic Wand). Рекомендуем не поедать их вместе с Танго (Tango). | |
Tango – покупаете всегда одну «пачку» Танго. В дальнейшем стараетесь не докупать, поскольку у Варлока есть второе умение Шадоу Ворд (Shadow Word), которым можно подхиллить и себя, и кора на линии (на 1 уровне уже восстановит больше, чем Танго). | |
Magic Stick – один из лучших предметов на линии. Покупаете в 99% матчей. Далее улучшаете до ранее упомянутых Вандов (Magic Wand). Купленные на старте Ветки (Iron Branch) позволят сделать это быстрее. | |
Blood Grenade – можно приобрести на старте Гранаты, но только для ранних убийств в течение первых минут матча или во время действия Супа (Upheaval). Гранаты ещё сильнее замедляют, наносят урон и дают +50 к здоровья, пока лежат в инвентаре. | |
Faerie Fire – помимо небольшого дополнительного урона, Фейрик позволит в случае опасной ситуации засейвить Варлока от какой-нибудь случайной «тычки». При желании можно не покупать, если не хватает денег. | |
Sentry Ward – Сентри следует покупать не только против героев с невидимостью, но и против Обсов (Observer Ward). Старайтесь при себе иметь всегда хотя бы два Сентри. А если есть инвизеры, тогда рекомендуем также носить с собой Дасты (Dust of Appearance). | |
Observer Ward – в матчах всего нужен вижен. Постарайтесь сделать так, чтобы в лавке никогда не было доступных Обсерверов, но при этом старайтесь расставлять их так, чтобы их было трудно найти и был хороший обзор на карте. |
Начальные предметы (Ранняя игра)
Описание | Предметы |
Magic Wand – улучшенные Стики (Magick Stick) увеличат количество зарядов до 20. В ответственный момент Ванды позволят восстановить здоровье/ману. Полезно и для дорогих по мане умений Варлока, и для выживаемости в драках. | |
Arcane Boots – пожалуй, лучшая обувь для Варлока, которую потом при необходимости ещё можно разобрать для других артефактов. К тому же даёт ману, которая нужна и союзникам, и вашему персонажу. | |
Ring of Basilius – учитывая, что Кларити (Clarity) теперь продают в ограниченном количестве, есть смысл купить Базилку. Альтернатива – Хедрезка (Headdress), если нужен хилл. В будущем из Базилки можно сделать Дискорд (Veil of Discord). | |
Smoke of Deceit – используете Смока, чтобы ставить незаметно Варды или для гангов на других линиях, если уверены, что по пути вражеская команда заметит вас. Всегда нужно стараться иметь при себе хотя бы один Смок. | |
Glimmer Cape – самый обычный базовый предмет для Варлока. Не знаете, что купить? Покупаете Глиммер. Он позволяет сейвить союзников, себя и его можно использовать во время каста Лужи (Upheaval), чтобы её не сбили. | |
Force Staff – второй основной сейв-артефакт. Отлично работает против Сларка (Slark), Урсы (Ursa), Фантомки (Phantom Assassin) и Арка (Ark Warden). Как правило, используется в комбинации с Глиммером: сначала толкаете себя в сторону (чтобы выбраться из драки или фокуса), после чего «накидываете» невидимость на себя и убегаете. |
Основные предметы
Описание | Предметы |
Guardian Greaves – помогает в массовом сражении не только подхиллить и восполнить ману всем в радиусе действия, но и ещё применяет развеивание (например, можно снять сайленс и некоторые другие негативные эффекты). | |
Aether Lens – не только решит проблемы маной, но и увеличит дальность применения умений. Кастовать «кнопки» можно будет с безопасного расстояния. Можно собрать быстрее, если разберёте Арканы (Arcane Boots). | |
Refresher Orb – позволит призвать двух Големов, две «пачки» Цепей (Fatal Bonds). Обязательно покупаете вместо Аганима (Aghanim’s Scepter), если играете против Гули (Lifestealer), Джагера (Juggernaut) и других героев, которых нужно удерживать в контроле через БКБ (Black King Bar). | |
Lotus Orb – Лотус нужен для спасения себя и союзников. Артефакт довольно дорогой, но если против вас много направленных умений, сайленса, а кор не покупает БКБ (Black King Bar), тогда покупаете в обязательном порядке. | |
Aeon Disk – пожалуй, лучший артефакт в лейте. Поскольку фокусить будут часто, а «прилетать» урона ещё больше. Аион позволит пережить бёрст-урон и нажать на все свои «кнопки», чтобы выдать прокаст. | |
Octarine Core – это последний артефакт, который следует приобрести. Его главная особенность не в увеличенной мане и здоровье, хотя это тоже важно. Предмет снижает в первую очередь перезарядку Голема (160 – 25% = 120 секунд перезарядки). |
Ситуативные предметы
Описание | Предметы |
Scythe of Vyse – артефакт крайне дорогой, но иногда попадаются игры, в которых не хватает контроля или его вообще нет, а фокусить конкретных героев нужно. Хекс идеально решает эту проблему. | |
Pipe of Insight – покупаете в том случае, если Пайпу не собрал герой на третьей позиции, а магического урона слишком много. Прожимаете в любой драке, чтобы помочь союзникам пережить прокаст. | |
Hand of Midas – если нет смысла покупать Глиммер (Glimmer Cape), а по игре у вашей команды всё хорошо, тогда можно собрать Мидас, чтобы быстрее взять 20 и 25 уровни, что крайне важно для Варлока. | |
Linken’s Sphere – помогает против героев, которые начали слишком часто фокусить в драке или начинают сражение с убийства Варлока. К примеру, отлично работает против Бары (Spirit Breaker), Бейна (Bane) и других подобных. | |
Boots of Bearing – альтернатива Арканам (Arcane Boots), если уже кто-то собрал Гривсы (Guardian Greaves). Разбираете Арканы, собираете Линзу (Aether Lens), после чего покупаете этот ботинок. Прожимаете всегда, когда начинаете драться или пушите. | |
Veil of Discord – если ранее всё-таки купили Базилку, тогда её можно улучшить до Дискорда. Артефакт предназначен исключительно для повышения магического урона. В лейте можно заменить любым другим более полезным предметом. | |
Heaven’s Halberd – опять-таки, если тройка не собрала Алебарду, но она нужна, тогда собираете сами. Пригодится против Тролля (Troll Warlord), Урсы (Ursa), Сларка (Slark), Фантомки (Phantom Assassin) и других героев, которые в основном бьют с руки. |
Лучшие связки с Warlock
Идеальными друзьями Варлока в первую очередь являются те герои, которые способны собрать вражеских героев одну кучу, благодаря чему их можно сразу «накрыть» Бондами (Fatal Bonds), Големом (Chaotic Offering) и Супом (Upheaval). К таким персонажам относятся: Дарк Сир (Dark Seer), Магнус (Magnus), Виверна (Winter Wyvern), Акс (Axe) и Энигма (Enigma).
Отдельного внимания заслуживают герои, которые могут наносить много массового физического урона. Во-первых, его между всеми остальными поделят Бонды (Fatal Bonds). Во-вторых, они могут внести хороший импакт во время действия Лужи (Upheaval). К таким персонажам относятся: Медуза (Medusa), Кунка (Kunkka), Бристлбэк (Bristleback), Гирокоптер (Gyrocopter) и Тини (Tiny).
Слабые герои против Warlock
Сильные герои против Warlock
Сравнивая с другими героями, Варлок – практически идеальный герой для новичков. У него простые для понимания комбинации. На 20 уровне за него не так страшно сфидить по ошибке, поскольку свой клад в драку всё равно внесёт. Персонажем довольно просто играть на линии. Единственная сложность – это Големы. Придётся научиться переключаться между ними и героем, чтобы никто не стоял на месте без дела.