League of Legends — это игра не только про сражения между чемпионами, но и про контроль карты, ресурсы и грамотное распределение сил. Одним из ключевых элементов стратегического преимущества являются башни, ингибиторы, миньоны и нейтральные цели. Понимание их механик и таймингов — основа успешной игры как на линии, так и в командных сражениях. Этот гайд подробно объясняет, как работают башенные пластины, драконы, ингибиторы и другие важные объекты на карте.
🏰 Башни (все уровни)

Туры отличаются стадиями: внешние, внутренние (за ними – ингибитор), и башни у Нексуса. На старте у внешней башни есть 5 “пластин” по 1000 HP каждая. Уничтожая пластины, вы получаете золото (125 × 5=625 золота), а башня получает бонус брони/МР (эффект “Бастиона”). Через 14:00 пластины исчезают и оставшееся здоровье башни переходит к главной структуре.
В первые 5 минут игры внешние башни получают защитный эффект (уменьшение входящего урона на 75% вместо обычных 50%), что затрудняет ранний пуш. Уничтожение башни даёт 300 золота (250+50) для команды. При первой уничтоженной башне локальная награда повышена до 300 (ранее 150). Итого при идеальном выполнении – пять пластин (625) + 300 за башню + 300 бонус (первая башня) ≈ 1275 золота с одной внешней башни. Внутренние и фортификационные башни дают меньше золота (ближайшие к ингибитору), обычно 125–300 на команду.
Стратегия захвата: разрушение башни требует грамотного пуша. Нужно иметь крупную волну миньонов и/или баффы (Герольда, Нашора), которые помогают пробить стойкую защиту. При телепорте под свою вышку удаляйте пластинки быстрыми ударами, а затем неситесь вместе с волной к целевой башне. Будьте осторожны с агро: если вы атакуете союзных миньонов или чемпиона под башней, то башня переключится на вас. Используйте эффект “Истязания пустоты” от Пустотных жуков и призванного Герольда Безды для ускоренного разрушения турелей.
🧱 Башенные пластины

Пластины башни – дополнительный источник золота и защиты. Появляются у внешних башен сразу (анимация в 0:25 начала игры) и исчезают ровно в 14:00. Всего 5 пластин, каждая на 1000 HP. Уничтожение пластины даёт 125 золота (итого 625 за все 5). Пластины также дают башне бонус брони и маг. устойчивости (до +160 каждый, всего +560), который пропадает при их исчезновении.
Оптимизация фарма: чтобы собрать максимум золота, последние удары по пластинам нужно ставить на себя: удобнее всего добивать их в момент, когда башня вот-вот шлёпнет пластины. Умения и автоатаки со взрывающимися способностями (например, Ксалииус) ускоряют фарм пластин. Если вы нападаете на башню без миньонов, сначала снимайте пластину (получаете золото), затем концентрируйтесь на главной. Иногда выгодно ожидать создание большой волны и атаковать башню вместе с ней, чтобы не перегрузить очередь приоритетов (битва за пластину vs наличие союзных миньонов).
💠 Ингибиторы

Ингибитор – постройка за второй (внутренней) башней. При уничтожении ингибитора в этой линии начинают появляться суперминьоны – сильные миньоны, заменяющие пешку поддержки в каждой волне. Если уничтожены все три ингибитора, в каждой волне на каждой линии появляются сразу по 2 суперминьона. Суперминьоны постоянно давят линию, создавая серьёзное давление на башни врага.
Ингибитор восстановится спустя 5 минут после уничтожения, после чего суперминьоны перестанут появляться. Поэтому выгода от убийства ингибитора – с одной стороны, раннее и постоянное ослабление обороны врага (появляются суперминьоны), но с другой – вы также открываете для противника путь к своему Нексусу (вам придётся обороняться, пока стоит без ингибитора). Часто уничтожение ингибитора ценится выше, чем пуш по одной линии: проклятие “съедает” врага, не позволяя ему свободно фармить. Помните, на ингибитор нельзя телепортироваться – атакуйте его, когда у врага нет жизней обороны (поддержка союзников, фармеры слева/справа).
🧟 Миньоны

Миньоны – основной источник золота в игре. Они появляются из Нексуса раз в 30 секунд, начиная с 1:05. Существует четыре типа миньонов: воин (мелкие) – 3 за волну, маг (дальние) – 3 за волну, осадный (катапульта) – 1 за волну (каждые 3 волны до 15-й минуты, затем каждые 2 до 25-й, и с 25-й – каждый раз) и суперминьон – появляется, если в этой линии разрушен ингибитор.
Золото с убийства миньонов: воин даёт 21 золота, маг – 14, осадный и супер – от 60 до 90. То есть одна волна даёт примерно 105 (63+42) плюс катапульту каждые несколько волн. Фарм миньонов (ластхит) – ключ к заработку. В игре очень важна манипуляция волнами: заморозка (freeze) волны под своей вышкой безопасна и позволяет леснику вносить урон при гангах, а пуш (быстрый или медленный) даёт давление на башню и время на ротации. Например, задерживая волну рядом с башней, вы вынуждаете противника фармить под турелью (сложнее получить золото); вовремя пуша можно отправиться помогать союзникам и закрывать другие цели. Помните общие правила: ближние миньоны обычно требуют 2-х ударов башни и вашего удара, дальние – вашего удара башни и дальнейшего удара чампионом, а осадные лучше добивать способностями из-за их здоровья.
🐉 Драконы

На карте появляются шесть типов элементальных драконов: Облачный, Морской, Огненный, Горный, Химтековый и Хекстековый. Первый дракон респаунятся на 5:00, дальше каждые +5 минут. Убийство дракона даёт команде единичный бафф:
Облачный дракон:

- Даёт Out-of-combat бонус к скорости перемещения и сопротивлению замедлению. Душа Облака (при сборе 4 шт.) даёт дополнительный 15% к скорости передвижения (до 60%) на 6 секунд после использования ульты.
Морской:

- Даёт повышенную регенерацию здоровья и маны (Oceanic Will). Душа Воды позволяет восстанавливать здоровье и ману при нанесении урона врагам (больше на героях, 30% – по монстрам).
Огненный:

- Даёт +6% базового АД и АП за каждого убитого дракона. Душа Инфернала заставляет автоатаки и умения взрывать область (AoE) с 3-секундным перезарядом.
Горный:

- Даёт +9% брони и маг. устойчивости за дракона. Душа Горы даёт щит на выходе из боя, масштабирующийся от бонусного АД/АП/HP чемпиона.
Химтековый:

- Даёт скорость атаки в зависимости от нехватки HP и бафф Chemtech Blight (неуязвимость к замедлениям и повышенная эффективность лечения). Душа Химдракона даёт +11% урона и снижения входящего урона, когда здоровье падает ниже 50%.
Хекстековый:

- Даёт каждые 4 удара цепную молнию по врагам (наложение замедления) и бонус АП/СХ (Ability Haste/AS) при убийстве. Душа Гекстрека заставляет каждую атаку и способность вызывать молнию: 50 урона истинного и 40% замедления (цепляется на 3 цели).
При убийстве 4 элементальных драконов подряд (с одной командой) команда получает Душу дракона – мощный перманентный бафф (описан выше). После этого в 6:00 (или через 6:00 после получения души) появится Старший дракон. Убийство древнего даёт бафф Aspect of the Dragon: атаки и способности поджигают врагов на X урона (True Damage) за 2.25 с, а нанесение урона чемпионам ниже 20% HP инициирует исполнение цели (автобир сжигание до 0 HP).
Цель | Тайминг появления/действия |
Миньоны | 1:05 (появление первой волны), затем каждые 30 c |
Пластинки башни | Устанавливаются сразу (анимация 0:25), исчезают в 14:00 |
Первый дракон | 5:00 (respawn +5 мин после убийства) |
Герольд Бездны (Rift Herald) | 14:00 (один раз за игру) |
Барон Нашор | 20:00 (respawn +6 мин после убийства) |
Ингибитор | Восстанавливается через 5:00 после уничтожения |
Стратегия по драконам: в начале и середине игры команды обычно стараются заполучить душу (4 дракона), так как её бафф даёт решающее преимущество. Если вы сильно отстаёте, стоит хотя бы уничтожать ближайших драконов для получения контроля карты (возможность более смелого фарма без риска). Решение “дракон или башня/фарм” зависит от ситуации: иногда более выгодно продвинуться по линиям, особенно если перед этим уничтожены внешние турели, а в другие моменты – контестить дракона, чтобы обрести душу или помешать врагу.
👾 Личинка Бездны (Voidgrubs)

Нейтральный эпический монстр в яме Барона.Личинка Бездныпоявляются группами по три в 6:00 (вторая волна – только если первую убили до 9:45). Всего может быть до двух спавн-групп; после 13:45 (или 13:55 в бою) камп пропадает навсегда. Каждые 12 секунд в бою каждый жук призывает 4 Пустомутанта (Voidmites).
Убийство каждого Voidgrub приносит золото и даёт команде стаки баффа “Прикосновение Бездны“. “Прикосновение Бездны” увеличивает наносимый временем урон вражеским строениям; при накоплении 5+ стаков включается “Голод Бездны” – призыв союзных пустомутантов для атаки вражеской башни. То есть к 5-му жуку турель получает дополнительную поддержку в виде мелких юнитов.
Стратегическое значение: эти баффы отлично помогают штурмовать турели. Накопив 4 стека, ваш урон по башне возрастает; на 5-м стеке и далее под башней появляется волна пустомутантов, что ускоряет разрушение строения. Обычно их убивают в середине игры, чтобы подготовиться к пушу башни – например, перед захватом внешней башни взять первых 4 жука, а на 5-м и 6-м ходить вместе с волной на сооружение. Уведомление о “Голоде Бездны” видно обеим командам, так что важно успевать взять эти паки быстро. Бой с пустотными жуками может быть рискованным без контроля карты, так как находится в обычном лесу, но урожай их баффов стоит усилий при планировании пуша.
👁️🗨️ Герольд бездны

Нейтральный эпический монстр в яме Барона (ранее Rift Herald). Появляется один раз в 14:00 и остаётся до ~19:45. Убийство Герольда даёт 100 локального и 100 глобального золота (итого ~200), а также сбрасывает на земле Глаз Герольда (Eye of the Herald). Любой союзник может подобрать Глаз в течение 20 с, после чего его команда получает бафф “Взгляд Бездны“ (Glimpse of the Void).
Поднятый глаз позволяет призвать Герольда Безды – подконтрольного мерканта-ионного существа, идущего по выбранной линии и разбивающего башни и миньонов. Призванный Герольд эффективен против наружных и внутренних башен (но не может разрушать ингибиторные башни). Одновременно при подборе даётся “Взгляд Бездны” – бафф, который, если рядом нет союзников, даёт 5% уронопоглощения от вражеских чемпионов и накапливает “столбики Пустоты”. При 100 собранных столбиков следующий удар Герольда или другого участника превращает все стеки в взрыв, нанося 15–270 истинного урона (в зависимости от уровня). Иными словами, “Взгляд” увеличивает выживаемость тиммейтов (уравнительно вокруг Герольда нет союзников) и накапливает дополнительный взрывной урон.
Как использовать: герольда нужно призывать с небольшой волной миньонов, чтобы он не потерял время, направляясь к цели. Часто им пушат вертикаль, где держится вражеская волна, или башню после её пластин. Учтите: призванный Герольд фокусируется на ближайшей башне/миньонах и не поворачивается назад, так что лучше запускать его из-за линии (TP или из тумана войны). Бафф Glimpse активируется сразу у того, кто подобрал Глаз, и по сути усиливает вашу роль в штурме: когда команда в растерянности, держите дистанцию до союзников и продолжайте бить башни – уронопоглощение поможет вам выжить, а накопленные стаки превратятся в мощный удар.
🦑 Барон Нашор

Самая мощная нейтральная цель. Появляется в 20:00 и респаунится через 6 минут после убийства (культовый ролик с заходом). Убийство Барона даёт Hand of Baron – командный бафф на 180 с. Этот бафф сокращает время призыва (меньше канал) и даёт Empowered Recall (ускоренный возврат домой с лечением). Ещё вокруг обладателей баффа распространяется аура, сильно усиливающая союзные миньоны (увеличивается урон, скорость, броня: практически все типы миньонов получают значительные стат-бонусы, а осадные миньоны получают дальность +750 и взрыв урона по зданиям).
Золото за убийство Барона – 300 единиц (придётся делить на команду, плюс незначительное глобальное). Но главное – бафф: подхватив Hand of Baron, ваша команда может легко пушить все три линии одновременно благодаря супер-усиленным миньонам. Когда брать: чаще всего – после того как вы получили преимущество (например, выиграли драконовую душу или захватили 1–2 наружные башни) и видите, что можно безопасно попытаться его убить. Для этого нужна отличная видимость (варды в яме и входе) и минимум 4-5 человек. После смерти соперников можно пушить с баффом по всем линиям и быстро гнуть игру. Будьте осторожны: дракон Души и Барон – “глобальные” награды, поэтому нужно оценивать – куда эффективнее идти в текущий момент (иногда полезнее взять душу, а не барона, или наоборот, если враг отстал, сразу забирать барона и добивать игру).
💰 Золото и экономика целей
Основные способы получения золота: последние удары по миньонам (CS), убийства и ассисты чемпионам, нейтральные лагеря в лесу, а также ключевые цели (башни, герольд, драконы, барон). Для сравнения: одна стандартная волна миньонов даёт около 105 золота (63+42) без осадного; вход башни с 5 пластинами приносит до 925 золота (625 за пластины + 300 за башню), а с учётом первого уничтожения – до 1225 (на 150 больше). Герольд даёт примерно 200 золота, Барон – ~300 золота. Драконы прямого золота не дают, но душа и баффи куда ценнее. Важно грамотно распределять ресурсы: стойкий фарм по линиям часто “опережает” однократные киллы, а цели приносят большие единовременные выплаты, меняя масштаб экономики.
🧠 Основы принятия решений по целям
В начале игры ориентируйтесь на внешние башни и драконов. Старайтесь забрать первый внешний турель (много золота и карты), особенно если готовы командно пушить её. Первый дракон (и последующие) важен для накопления души, поэтому при равенстве сил стоит быть на драконах. Если у вас есть бафф Герольда или План по давлению, разрушайте башни – это сузит карты противника и позволит контролировать центр.
В мид-игре ключевыми становятся ингибиторы и душа дракона. Команда с душой может сдаться к началу вторых волн суперминуонов – это мощно давит на одного проигравшего противника. Если душа близка, безопаснее стоять на драконах, если же у вас малое преимущество – лучше штурмовать боковые линии. Барон обычно берут ближе к лейту, когда уважают силу команды и готовы подстраховать себя баффом перед финалом.
Главное – всегда оценивайте ситуацию: ведёт ли борьба за цель к победе или это ловушка. Если вы впереди и видите оппозицую рассеянной по карте, смело идите за глобальными целями (Барон, душа); если отстаете – контрите их и фармите безопасно (пока враг силён, старайтесь забирать мелкие драконы или ставки противнику в лоб). Всегда сверяйтесь с таймингами ключевых объектов и не отходите от ветки игры: пушите наружки пока стоят ингибиторы, защищайте их – пока нет и т.д. Такой баланс позволит использовать каждую цель в игру на максимум.
❓ Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Не всегда. Лучше забирать Барона после выигранного тимфайта или если вы уверены, что враги не смогут помешать. Он дает значительное усиление миньонам и команде.
Каждый дракон дает команде постоянное усиление. При убийстве 4 драконов команда получает Драконью душу, а Древний дракон (после 35:00) дает мощный бафф для завершения игры.
Ровно через 5 минут после разрушения он автоматически восстанавливается.
Да, особенно во второй половине игры. Потеря ингибитора открывает путь к супермобам, которые легко могут снести базу без сопротивления.