Будучи фанатом киберспортивной сцены Counter-Strike, невозможно не заметить, как сильно в последние годы усилилось влияние академий. Если когда-то талантов искали по знакомствам, затем — через FACEIT, то кажется, сейчас пробиться на тир-1 не через молодежку практически невозможно.
Мы много знаем о звездах, которых вырастили в академиях, но довольно мало — о том, кто за ними стоит, и какие процессы в них происходят. Дабы приоткрыть эту завесу для наших читателей, редакция Esports.ru взяла интервью у Антона Саяпина — руководителя молодежного направления Virtus.pro в Counter-Strike.
Он много лет выстраивал структуру VP.Prodigy и VP.Future, и ему есть, что рассказать о том, как все работает. Приятного прочтения!
Из баскетбола в киберспорт
Ваше появление в медиа случилось достаточно недавно. Хотелось бы немного узнать вас поподробнее: чем вы в целом занимались до Virtus.pro и как непосредственно попали на текущую должность.
Я был профессиональным баскетболистом, и в какой-то момент пришла моя пенсия, так скажем. Тут возник вопрос, чем дальше заниматься, стал искать работу, и так сложилось, что в итоге попал в Virtus.pro.
То есть вы сразу рассматривали для себя вариант именно как руководителя академического направления? Или это было скорее как с Никитой Лутовым, который пришел на одну должность, а затем стал руководителем направления киберспортивного развития?
Нет, я не сразу стал руководителем. Меня, взяли на самую низшую позицию — я был админ-ассистентом, занимался документооборотом. И через полгода Сергей Гламазда [CEO VP 2019-2022] доверил мне позицию менеджера VP Prodigy. И какое-то время занимал две должности: админ-ассистент и менеджер академического состава.

Так я проработал полгода, и затем Николай [Петросян] предложил мне уже полноценно заняться академическим составом, и я стал руководителем Prodigy. Так вот постепенно развиваясь в этом направлении, я дошел до руководителя молодежного направления.
Вы упомянули про баскетбол. Насколько я помню, до 2021 года в Virtus.pro уже работал один баскетболист — Иван Лазарев. Вы с ним никак не пересекались?
Ну, учитывая, что баскетбольный мир достаточно тесный, то да, мы знакомы очень давно, аж со школьных времен. То есть мы и детьми вместе играли, постоянно где-то пересекались, так что да, знаем мы друг друга очень давно.
В Virtus.pro был небольшой период, когда он был спортивным директором направления Dota 2. У нас был на тот момент не такой большой офис, и мы там работали вместе с остальными сотрудниками.
Как бы вы описали в общих чертах рабочий день руководителя академического направления Virtus.pro? Это преимущественно офисная работа или на удаленке? Больше контакта с игроками или с руководством: тренерами, аналитиками и другими менеджерами?
Я бы сказал, где-то 50/50 между глобальным руководством и менеджментом, так как я довольно долго проработал на позиции менеджера, и старые привычки у меня остаются. Это отслеживание турниров, общение с турнирными операторами, с игроками, если какие-то вопросы возникают. Также это общение с моими подчиненными: с тренерами, аналитиками, психологами. Мне удобнее работать из офиса, потому что тут также находятся представители других направлений и отделов клуба, с которыми мне удобнее общаться лично, чем в переписке или созвонами. Также с Николаем [Петросяном] мы очень часто обсуждаем различные темы. И все это удобнее делать вживую.
Контракты и конкуренция за талантов
Расскажите, как оформляется вступление ребёнка в академию Virtus.pro? Насколько сильно нужно при этом участие родителей?
Так как это в основном 12-13-летние дети, то когда им приходит какой-то запрос по документам для контракта, у родителей, естественно, возникают вопросы: кто это там тебе пишет, какие документы спрашивают? Само собой, большинство из них начинает переживать, после чего выходит на связь со мной, а мы рассказываем им подробно о всех остальных нюансах. Чаще всего после первого общения с вопросов больше не возникает, и далее мы уже контактируем непосредственно с детьми. В целом похоже на стандартное общение с родителями, как в школе.
Когда вы в первый раз подписываете молодого игрока, у вас есть пробный контракт или сразу на долгосрок заключаете соглашение?
Нет смысла заключать на какой-то пробный контракт, потому как нам достаточно того времени, в течение которого идут тесты, дабы понять, подходит ли нам игрок. Это может быть и один день, и неделя, и месяц — у всех тесты идут по-разному, в этот период мы не заключаем никаких контрактов. Подписываем мы уже тех, в ком точно уверены — это показатель нашей веры в этого игрока.
На ваш взгляд, в киберспорте достаточно инструментов для поиска и отбора талантов, или система скаутинга достаточно сырая?
В киберспорте скаутинга практически нет, если сравнивать с классическим спортом. Начиная с самого основного — здесь нет школ, которые в классическом спорте могут вести игроков на протяжении нескольких лет. Следовательно из этого, нет и достаточно хороших скаутов, нет агентов, абсолютно нет рыночной структуры — по итогу, процесс поиска достаточно сложный. Потому что единственная адекватная площадка для этого — это FACEIT, но там можно только с 13 лет играть, из-за чего отпадает довольно большая доля игроков, которые младше, но в теории могли бы представлять интерес для академий. Потому некоторые клубы начинают как-то хитрить — бывали даже истории, когда мы предлагаем контракт игроку, и через пару часов ему начинают звонить представители других клубов и предлагают перейти к ним. Хотя где вы были до этого? Почему вы его сами не нашли? Это также показывает, что скаутинга в других клубах, по сути, нет. Наверное, только у нас сейчас такой углубленный процесс выработан.

То есть действительно довольно часто такое бывает, что академии прям соперничают друг с другом за таланты, и это не просто слухи?
Да, это борьба среди академий, и думаю, если такое происходит, значит, в нашей академии что-то все-таки делается правильно. Также стоит отметить, что мы никогда не ограничиваем игроков в плане параллельных тестов в другие клубы. Например, мы провели тест, мы говорим игроку, что в нем заинтересованы и готовы предложить ему контракт, и если игрок сомневается или говорит, что к нему поступило предложение пройти тесты в другом клубе, мы не запрещаем. Мы говорим: “Окей, иди туда, посмотри, как там, и сам для себя сделаешь выбор”. Чаще всего выбирают нас, потому что игрок видит, кто его будет тренировать, видит, с кем он будет играть, и зачастую у нас более квалифицированные кадры.
В других же клубах очень часто, если игрок к ним приходит, ему говорят: “Все, мы запрещаем тебе идти куда-либо еще на тесты”. У игроков сразу возникает вопрос, почему им это запрещают, учитывая, что никаких контрактов с ними еще подписано не было. И скорее всего, он все равно пойдет пробоваться куда-то еще, так как это все-таки дети, а для них, как известно, запретный плод особенно сладок.
А не было таких ситуаций, что вы в каких-то моментах жалели о том, что у вас такая свобода принятия решений?
Такие моменты, конечно, возникают — это в основном уже вопрос к менеджменту, кто что предложит игроку. Все-таки зарплаты сейчас в академиях плюс-минус выровнялись, отчасти тоже благодаря нам, потому как мы в какой-то момент подняли планку, и остальным также пришлось предлагать более заманчивую зарплатную вилку. Тут уже вопрос кто больше предложит других плюшек — гаджеты, стол, стул — или, возможно, помощь в каких-то жизненных вопросах.
Однако не каждый клуб может себе позволить что-то большее. Окей, зарплаты вы дадите, но я не знаю ни одной другой академии кроме Virtus.pro, где весь академический ростер из трех-четырех составов приезжал бы на буткемп. У нас вот недавно проходил летний буткемп, мы туда всех 12-13-летних привезли, сейчас еще одни каникулы будут, туда приедет состав 14-летний. То есть у нас не только Prodigy приезжают на буткемп, мы стараемся привозить всех, чтобы посмотреть всех вживую, и чтобы дать ребятам определенный толчок в развитии.
У нас не было такого, что весь состав на буткемпе сидит, а кто-то отдельный играет из дома, потому что он один такой особенно талантливый. Все приезжают и показывают себя.
Система академии
Может, этот вопрос покажется глупым, но чем VP.Prodigy фундаментально отличается от какой-нибудь онлайн школы, которая предлагает обучающие уроки?
Ну, самое очевидное — все эти курсы платные. А у нас они не то, что бесплатные — идя к нам, игрок получает зарплату, а идя на курсы, ты будешь платить сам. Не каждый может себе позволить это. Также у нас есть выходы на турнирных операторов, у Prodigy есть приглашения на какие-то турниры по VRS-очкам. То есть мы даем возможность выйти на киберспортивную арену, больше перспектив, больше шансов потом попасть в крупную организацию, в хорошую команду.
А все эти курсы — это больше для какого-то начального опыта. После них уже нужно идти в какую-то академию, потому что даже не только наша, но и какая-то другая академия даст куда большее понимание CS и больше шансов пробиться куда-то дальше.
Как выглядит среднестатистический день игрока VP.Future? На одном подкасте вы говорили, что все строится вокруг учебы. Вот, допустим, игрок вернулся со школы, и что дальше?
Приходит со школы, выполняет свои домашние задания, потом как освобождается часа в три-четыре, садится за компьютер, после чего тренер на первые час-полтора дает им какую-то индивидуальную работу, чтобы разогрелись. Ну, а потом уже, как у старших — пракки, разбор демок, но у них это занимает меньше времени. Если у Prodigy это в среднем занимает 8 часов в день, то у школьников из Future это часа четыре-пять, чтобы они смогли на следующий день спокойно пойти в школу, выполнить какие-то домашние обязанности перед родителями.
OverDrive как скаут Spirit рассказывал, что при отборе игроков в академию у них смотрят в первую очередь на соотношения скилла к дисциплине, а тот же sycrone говорил, что у них [в MOUZ NXT] смотрят в первую очередь на навыки коммуникации, отношения в семье и все такое. На что в первую очередь обращают внимание при отборе в Prodigy и Future?
Конечно, во главе угла у нас стоит скилл. Далее смотрим на то, как игрок взаимодействует с товарищами по команде. Потому что если он конфликтный, какой-то неадекватный и все в таком духе, то мы готовы пойти на риск и отказать в приглашении, даже если ребенок очень скилловый. Потому как из-за этого могут пострадать другие игроки. Если же мы видим, что можем как-то помочь в этом плане, мы его подпишем — да, с какими-то оговорками: дадим психолога, ведь быть может, проблема даже не в нем, а в каких-то жизненных обстоятельствах или с родителями, например.

Дети разные бывают. Мы пытаемся как-то такие проблемы решить, но если там совсем все плохо, то уже нет. Бывает такое, что игрок звезду ловит уже на стадии тестов — такого мы тоже брать не будем.
А в вашей практике бывали случаи, когда у игрока были какие-то моменты, которые вас в чем-то не устраивали, но вы шли на этот риск, подписывали его и в процессе как-то получалось все исправить?
Да, был случай, когда поначалу один игрок слишком резко реагировал на какие-то замечания, но мы все же решили с ним поработать, и со временем, через три-четыре месяца, он начинал уже воспринимать все совсем по-другому. Мы видели прогресс, продолжали с ним работать, и в итоге побороли этот недостаток. Сейчас он воспринимает критику адекватно и показывает хороший результат.
О повышении tO0RO и b1st
Недавно в вашей академии случилось два таких знаковых события. Сначала переход tO0RO, затем b1st в основу, чего от Virtus.pro уже довольно долго многие ждали. По вашим ощущениям изнутри, это какие-то единичные случаи, вызванные проблемами основы, или все-таки в клубе взят полноценный курс на то, чтобы пополнять основу за счет молодежки?
Я надеюсь, что у нас это пришло на постоянку, ведь вся структура, которую мы сейчас выстроили, стала появляться лишь в ноябре прошлого года. На тот момент у нас был состав Prodigy, который практически весь выкупили за два-три месяца [dwushka, KusMe, shady, xdENiSZERA, Something] и мы столкнулись с проблемой, что нужно срочно найти игроков, дабы академический проект существовал дальше. И так как найти игроков с нуля сейчас сложно, мы пришли к тому, что надо создавать большую структуру академии. Так у нас появилась VP Future, где сейчас четыре состава, и получается, что менее, чем за год, мы добились такого результата, что из Future через Prodigy до основы дошли два игрока. Надеюсь, такая тенденция будет лишь набирать обороты, и даже если наши игроки не будут попадать в основу, то хорошо устроятся где-нибудь на тир-1,5 как минимум.
Уже сейчас есть запрос на нескольких игроков из Prodigy, так что можно считать, в этом направлении у нас все налаживается.
Я как-то писал материал по топовым игрокам до 18 лет и смотрел историю b1st на HLTV и Liquipedia. Там я заметил, что в начале 2024 года он сыграл на замене за Prodigy, и где-то через полгода, как раз в тот момент, о котором вы сейчас говорили, он появился в Prodigy. Интересно узнать от вас, каким был его путь изнутри: кто-то порекомендовал его тогда на замену или на тот момент уже был состав Future, о котором еще никто особо не знал?
Да, у нас тогда только зарождалась VP Future, которую мы еще не анонсировали, потому что у нас не было достаточно игроков, — дай бог, если там был один состав. То есть да, он был уже на контракте, у нас тогда забрали игрока в аренду из Prodigy, а нам нужно было доигрывать турнир. Соответственно, мы пригласили игрока не со стороны, а своего, чтобы он показал, на что он способен, и чтобы мы посмотрели, как дальше его развивать. Были выявлены определенные минусы, некоторые из них мы сразу поработали. В любом случае игрокам нужно давать какой-то шанс, чтобы посмотреть, как они себя покажут на чуть более высоком уровне.

Сейчас у нас rokilan и lasfas играют на замене в Prodigy — это очень хороший для них опыт. Так вышло и с b1st — мы тогда с ним поработали, и когда прошлый состав Prodigy ушел, он стал частью новой команды.
В ходе работы над тем же материалом я мониторил показатели b1st с момента, как он присоединился к Prodigy, и среди всех игроков он показал самый впечатляющий рост, под конец приблизившись к показателям kyousuke в последние полгода в Spirit. Что именно дало ему такой толчок за последний год?
Это, конечно, заслуга наших тренера и психолога-аналитика. У ребят был период, когда они раз за разом останавливались в одном шаге от выхода или в плей-офф или на какой-то турнир. Они довольно долго стояли на месте, но учитывая, что Вова достаточно стильно горит этим делом, готов развиваться и прогрессировать, за счет своего трудолюбия он пришел к тому, что стал негласным лидером в Prodigy.
Какие у вас были эмоции, после хайповой победы над Team Liquid [на RES Showdown 2]?
Эмоции были только положительные. Главное, что ребята были расслаблены — главной проблемой ранее было то, что они постоянно думали, мол, вот, это последняя игра, и мы выходим на HLTV, в плей-офф, получаем VRS очки, и так раз за разом. Тогда же они были расслаблены, понимали, что это тир-1 команда, что скорее всего что-то будет не получаться, но за счёт того, что у них не было какого-то внутреннего фона, они зашли на сервер расслабленными и показали свой лучший CS.
Как это часто бывает — если ты ни о чем не думаешь, то просто исполняешь то, что умеешь делать.
Не могли бы вы рассказать на примере tO0RO и b1st, как происходит процесс перехода игрока из академии в основу?
Если представить, как это должно быть в идеале, то информация идёт от меня, мол, вот, есть игрок, в которого мы с тренерским штабом верим — пожалуйста, присмотритесь. Может, демки гляньте или поиграйте пракки. Но бывает, что и от основной команды приходят, спрашивают, есть ли на определенную позицию игрок, который потянет, и тогда я уже даю обратную связь, а там дальше принимают решение.

То есть инициатива идет с обеих сторон, но сейчас чаще бывает, что я прихожу и говорю, что есть такой-то игрок, по нему есть интерес со стороны, и уточняю, рассматривают ли его в обозримом будущем в основу или нет. И дальше, исходя из полученной информации, я уже принимаю решение, останется он у нас или пойдет в другую организацию.
В ходе 2025 года в сторону Virtus.pro довольно часто прилетало много негатива относительно Академии, в том плане, что было уже довольно много игроков, много составов, но никого ни разу так и не перевели в основу. И нередко и вы, и Николай очень резко реагировали на это в соцсетях. Оглядываясь назад, вам не кажется, что, возможно, стоило какие-то моменты просто заигнорить, как это в целом часто делают медийные люди?
Ну, я бы не сказал, что она была какая-то слишком жесткая. Тут в целом я могу согласиться, что раньше, да, у нас игроки не попадали в тир-1 команды. Но вместе с этим были и прецеденты, когда игроки уходили в достаточно хорошие клубы и играли на своем уровне.
Но да, определенная проблема была, и отчасти из-за этого мы и перестроили подход к академии, за счет чего у нас в итоге и появилась позитивная тенденция с выходом двух игроков в основу. Так что все это нам в каком-то смысле помогло, и теперь, как мне кажется, какие-то клубы уже начинают повторять за нами — открывать несколько молодежных команд и подписывать их на тех же условиях, что и мы.
Резкая реакция от нас, возможно, была, но лишь если уже доходило до какого-то откровенного вранья, когда называли какие-то невероятные суммы бай-аутов — 300-400 тысяч, которых никогда в жизни не было. Потому как, если мы видим, что игроком интересуются, мы всегда готовы пойти навстречу и помочь игроку попасть в этот клуб, за что всегда запрашиваем вполне адекватные суммы.
В качестве примера могу просто привести вышеупомянутую историю, когда у нас выкупили разом четырех игроков состава. Если бы мы требовали те деньги, которые называл OverDrive, они бы до сих пор оставались у нас на контракте. Откуда они берут такие суммы, я не знаю — возможно, в каких-то других академиях они присутствуют. Для нас нет смысла держать игроков — мы всегда готовы помочь им перейти в клуб, где они смогут играть на всех турнирах без каких-то конфликтов интересов с основой. Для нас это, наоборот, плюс, что мы воспитали игрока, и он сейчас где-то выступает.
А касательно хейта, чаще всего мы даже внутри это воспринимаем в духе: “Собаки лают — караван идет”. Пускай дальше засирают, что-то там рассказывают — мы же просто выполняем свою работу, и ее результаты говорят сами за себя.
О профессиональном росте игроков и тенденции к “омоложению” команд
Вы как-то на одном из подкастов отметили, что в киберспорте профессионалом стать не сильно проще, чем в традиционном спорте. Мы уже затрагивали мимолетно тему, что многие молодые игроки остаются на тир-2 и ниже. С чем, по-вашему, это может быть связано?
Это комплексная проблема маленького рынка и слабого скаутинга. Многие игроки, если их заметили, могут поймать корону, и возникает проблема как эмоциональная, так и психологическая. Он попадает в замкнутый коллектив, в котором действительно может быть лучшим, но это же мешает ему развиваться в спортивных показателях, а повлиять на него довольно сложно, так как альтернатив особых нет. Если бы рынок был обширнее, то и у клубов было бы больше вариантов, как такого игрока спустить с небес на землю. Потому как помимо него было бы еще пять других ребят, готовых его заменить, однако в реальности этих пяти игроков нет.
И приходится некоторым клубам брать такого атлета, как-то с ним мучиться и подбирать под него других тиммейтов, с кем он захочет играть. Это достаточно серьезная проблема, в том числе и из-за того, что не каждый клуб может себе позволить несколько молодежных составов, между которыми можно было в теории этого игрока ротировать без вреда для остальных. Получается, что если ты находишь такого талантливого, но проблемного парня, то все равно будешь за него держаться, но от этого будет страдать развитие остальных четырех игроков со всеми вытекающими.
Если говорить уже непосредственно про академию Virtus.pro, как можно описать ее философию? Вы развиваете игроков, с целью того, чтобы в перспективе их устроить в основу, или все-таки под универсальную базу?
У нас скорее как раз широкий подход, потому что нельзя постоянно подгонять игрока под основу, потому что в основе есть еще пять человек и они в идеале не должны меняться каждые полгода-год. Поэтому подгонять всех 30 человек под одну гребенку, это неправильно, я считаю, потому что все игроки разные, и не каждый сможет под эту структуру подойти. Мы стараемся развивать игроков, так, чтобы они в перспективе могли встроиться в любую структуру и под любые тактики.
Киберспортмены, особенно молодые, все впитывают очень быстро, и их достаточно просто обучить пониманию CS. А то, как он уже будет это использовать, должно зависеть только от него и его скилла. Благодаря этому те же tO0RO и b1st достаточно плавно влились в основу, потому что у них была эта база понимания CS, и точно так же они могли влиться в любую другую команду, где абсолютно иная структура игры. Потому что они уже знают, как и что нужно делать, какие инструменты нужны для того, чтобы воплощать видение разных тренеров.

В Prodigy у нас также долгое время были проблемы как раз из-за такого подхода. Мы не показывали какие-то хорошие результаты, потому что прежде всего обучали самих игроков. Как только они все впитали, результаты сразу же пошли: победили Liquid, выиграли турнир в Казахстане [MySkill Pro League]. Все за счет того, что эти ребята выросли до определенного высокого уровня как личности и профессионалы. Они поняли, как все свои умения направить в нужное русло, и за счет этого начали появляться победы.
Есть ощущение, что в целом сейчас на Тир-1-2 сцене есть тенденция, когда из-за активного развития академий, а также большого количества задоротов с FACEIT, появилось больше возможностей и соблазна для больших клубов при спаде результатов взять и просто заменить кого-то из игроков на молодого задрота. Даже Spirit будто не выдержали. Как это выглядит с вашей перспективы?
Как по мне, это ожидаемая история, это рано или поздно должно было произойти, потому что появилось очень много хороших академий и талантливых молодых ребят, которые не играли профессионально в CS:GO, где все было по-другому, а начали уже в CS2. Они к этой игре лучше приспособлены, им не нужно было перестраиваться к обновленным механикам, и за счет этого появилось огромное количество талантливых молодых игроков.
Во многих других видах спорта есть такая же тенденция. Да, есть старички, звезды, они долго играют, а потом буквально за один-два года появляется огромное количество новых игроков, которые говорят: “Пора подвинуться, время молодых”. Именно это сейчас и происходит в CS — действительно появилось очень много таких киберспортсменов, которые говорят, что да, мы готовы, мы сейчас покажем, как играть в эту игру. И поэтому все команды стремительно омолаживаются.
То есть на ваш взгляд эта тенденция к тому, чтобы в плюс-минус любой непонятной ситуации заменять кого-то из основы на талантливого молодого игрока, будет только нарастать со временем?
Нарастать она не будет. Просто в определенный пиковый момент появится очень много молодых игроков, которые закрепятся на тир-1 и будут там держаться ближайшие пять-семь лет до следующего бума юных талантов. Просто так не бывает, что тебе каждый год стабильно выдается N-е количество талантливых игроков, потому не получится устроить какой-то бесконечный конвейер.
Как я уже говорил на подкасте, в классическом спорте часто бывает такое, что у вас есть условная команда U18, которая выигрывает все, что можно, затем по возрасту переходит в U19, а на их место приходит новый состав 18-летних. И вот уже даже он может начать проигрывать абсолютно всем — просто потому что не все поколения одинаково талантливы. Это естественный отбор, и не может быть такого, что каждый год у вас появляется новое поколение гениев.
В CS, уверен, будет также — да, сейчас “бум” молодых игроков, но пройдет пара лет, и уже на их место будет крайне сложно найти кого-то более талантливого или даже равного. Так что в любом случае будет спад, по-другому быть не может, иначе таким образом лет через пять уровень скилла будет на такой высоте, что придется просто игру переделывать.
Тренерский штаб, планы и взаимодействие с медиа
Какой в целом горизонт планирования в академическом подразделении Virtus.pro. Вы сейчас подписываете игроков с перспективой на три-пять-десять лет?
Чем моложе игрок, тем на больший период его хочется подписать, потому что нет желания попасть в ситуацию, когда мы несколько лет вкладывались в развитие, но в ключевой момент у него заканчивается контракт, и он просто с нами прощается. Потому мы стараемся заключать контракты на как можно больший срок. Это не значит, что если мы его подписали, он теперь сидит у нас в кабале — нет, жизненные ситуации разные бывают, и в Virtus.pro готовы пойти навстречу при адекватных обстоятельствах.
Есть ли у руководства академии какое-то KPI? Может, количество выгодно проданных игроков или игроков, переведенных в основу?
Нет, потому как если ввести KPI, то вся работа будет вестись именно на него, а не на развитие игроков. То есть вся твоя деятельность будет крутиться вокруг того, что тебе надо продать столько-то игроков, еще сколько-то подготовить в основу, и за всем этим интересы самих киберспортсменов жестко отходят на второй план.
К примеру, у кого-то немного застопорился прогресс, но тренер в него верит и считает, что ему просто нужно чуть больше времени. Если у тебя горит KPI, то понятно, тебе не будет до этого особого дела, и ты просто заменишь его на кого-то, кто лучше в моменте. В теории можно сделать KPI относительно каких-то достижений киберспортсменов, но точно не в том формате, который вы описали.
Я за доверительные отношения с игроками, а о подобном не может идти речи, если руководитель гонится только за KPI. Соответственно, игроки тебе не верят, эта информация уходит в народ, и в какой-то момент к тебе уже просто никто не захочет идти.
Кто формирует тренерский штаб академии? Это бывшие про-игроки или, может, как и вы, люди из спорта?
Мы берем только людей из CS, потому что как иначе тренер что-то сможет объяснить игроку? Чаще всего это бывшие киберспортсмены, которые были капитанами, потому как у них зачастую лучше всего развиты коммуникативные навыки, они понимают, как работает раунд и как должна работать команда.
При этом мы берем только тех специалистов, которые осознают, что они работают не только с CS, но и с детьми. Все-таки дети, которые играют в CS — это зачастую даже более сложная история, чем взрослые киберспортсмены, так как у них есть еще и свои детские проблемы, которые все взрослые игроки уже давным-давно прошли. Потому мы стараемся брать в тренерский штаб капитанов, у которых в командах был молодой ростер, и они понимают, как с ним работать.
Вдобавок у нас также в молодежке сейчас бывший тренер женского состава, где помимо проблем CS и детских проблем были еще и женские проблемы, что делало ситуацию еще сложнее. Потому я очень рад, что у нас в штабе есть такой специалист, у которого есть максимально многогранный опыт работы в таких непростых обстоятельствах.
Мы делаем большой акцент на коммуникативные способности тренера, потому как бывали ситуации, когда у нам приходил специалист, который отлично разбирался в CS, однако совершенно не понимал, как работать с детьми. С такими кандидатами мы прощались, так как психологическое здоровье наших детей для нас в приоритете.
Недавно промелькнула информация, что один из тренеров вашей академии — это Gospadarov. Про него долгое время не было ничего слышно — как он в итоге попал к вам?
Так как мы недавно существенно расширили количество игроков во Future, встала задача обеспечить им максимальное вовлечение тренера в работу, в связи с чем встал вопрос о найме еще одного специалиста. Мы стали просматривать кандидатов, а также смотреть, кто в целом есть на рынке, и обнаружили, что Gospadarov в данный момент свободен. Мы с ним связались, так как у него самого был опыт игры в академии, и в этом плане он нам подходил. После этого собеседование, тестовый период и в итоге мы предложили ему долгосрочное сотрудничество.
Готовите ли вы как-то молодых игроков к тому, что в будущем, возможно, к их персонам будет приковано пристальное внимание в медиа, в том числе в негативном ключе?
Перед переходом в основу у нас происходит брифинг, где мы объясняем игрокам, как нужно общаться с болельщиками, на что стоит и не стоит реагировать в соцсетях. Помимо этого мы работаем в этом направлении в академии — бывает, присылаем какие-то скрины с негативными комментариями, объясняем, как к такому относиться, прорабатываем все подобные моменты.
Также мы работаем и над поведением в целом — бывает, что кто-то из игроков как-то неадекватно ведет себя на FACEIT или в соцсетях. Это мы тоже отслеживаем и проводим воспитательную работу, объясняем, как вести себя в обществе. Обычно уже где-то через полгода человек сам понимает, где лучше промолчать, не реагировать или просто заблокировать какого-то хейтера. Ну, и как стоит и не стоит взаимодействовать с медиа.
А в вашей практике было такое, что у вас на какого-то игрока были большие планы, и вы просили его лишний раз не отсвечивать?
Да, конечно, бывают такие ребята, которые не видят берегов, но мы с ними пытаемся работать и объяснять, как правильно общаться, что можно делать, а что нельзя, а не просто запрещать. В простом запрете мало смысла, так как рано или поздно игрок что-нибудь да сделает, что-то да вырвется.
В недавней “Вписке” тренер Spirit рассказывал, как kyousuke переманивали в Falcons, хотя у них вроде как была устная договоренность, что он переходит в основу. Бывали ли какие-то подобные случаи на вашем опыте?
Бывало такое, что к нам приходил парень, у которого просто была мечта по итогу оказаться в другой команде. При том, что условия у нас его абсолютно устраивали. Ну, тут я ничего не могу поделать — можем только договориться о взаимовыгодном трансфере. Или бывает такое, что игрок хочет уйти в другую команду, просто потому что там играют его друзья. Это в целом большая проблема в киберспорте, что игроки зачастую не хотят выступать в команде, которая даст им больше, а предпочитают идти к друзьям, пусть даже на более низкий уровень, без зарплаты и соревноваться на менее престижных турнирах.

В сентябре я писал материал, где спрогнозировал, что вслед на tO0RO в основу перейдет b1st, и следующим шагом я видел повышение Александра “AquaRS” Ковалева. Как вы считаете, готов ли он к тому, чтобы капитанить в основе, и насколько в целом велика вероятность такого исхода?
Тут все будет зависеть от Александра и от ребят, которые сейчас в основе. А так я в него верю, считаю, что у него сложится хорошая карьера — если даже не в VP, то в другой организации, потому как по нему также есть запросы извне. Но нельзя исключать и того, что со временем он дорастет и до нашей основы.
Тут еще всплыла ведь недавно история с VRS, когда оказалось, что нужно очень постепенно делать замены в составе. Потому в контексте его повышения до основы может сыграть роль очень много факторов: как он сам себя будет показывать, сможем ли мы перевести его в основу в соответствии с правилами Valve и сможет ли он встроиться по позициям.
Так что тут только время покажет, но я более чем уверен, что у него все будет хорошо.